"Формирование познавательных УУД в соответствии с требованиями ФГОС к метапредметным результатам"

Автор: Полякова Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: пгт. Комсомольск Тисульского района Кемеровской области
Наименование материала: Практические задания по русскому языку
Тема: "Формирование познавательных УУД в соответствии с требованиями ФГОС к метапредметным результатам"
Дата публикации: 02.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Формирование познавательных УУД

в соответствии с требованиями ФГОС к метапредметным результатам»

Практические задания

по русскому языку

Полякова Н.П.
учитель МБОУ Комсомольской СОШ Тисульского района Кемеровской области 1) Предмет – русский язык 2) Тема: «Спряжение глаголов» 3) Класс – 6 Познавательные УУД Примеры заданий 1) нахождение общего и различий (в понятиях, схемах, событиях, явлениях и т.д.) На доске написаны слова:
с…диш…, св…тлееш…,

кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш…
При выполнении каждого задания от учащихся требуется логичный, доказательный ответ, а при формулировании темы урока – построение умозаключения. Задание 1. Прочитайте данные слова. Найдите в них общее. (Это глаголы второго лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце.) Задание 2. Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы
светлеешь,

влезаешь, замечаешь, чернеешь
с безударной гласной
е
в корне и окончанием
- ешь.
Вторую группу составили глаголы
сидишь,

кричишь
с безударной гласной
и
в корне и с окончанием
- ишь
.) Задание 3. Скажите, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы. Ответ обоснуйте. (Правило о правописании слов с безударной гласной в корне мы знаем, а почему в личных окончаниях глаголов пишутся разные безударные гласные, нам неизвестно. Значит, сегодня мы должны ответить на вопрос: «Почему в окончаниях одних глаголов пишется гласная
е
, а в других – гласная
и
?») 2) структурирование и систематизация знаний с помощью знаково-символьных средств (схем, таблиц, опорных конспектов и т.д.) Рассмотрите таблицу в опорном материале упр. 258, с.97 (учебник «Русский язык. Практика» под ред. Лидман-Орловой. Вертикаль. ФГОС. М.: Дрофа, 2015). На её основе составьте
опорный конспект
по теме
урока для лучшего запоминания и практического применения. 3) составление плана (устного ответа на вопрос, подготовки к уроку, к контрольной работе, к экзамену и т.д.) Прочитайте § 91 (учебник «Теория 5-9 кл.», В.В. Бабайцева. Вертикаль. ФГОС. М.: Дрофа, 2014). Составьте план устного ответа на вопрос
«Что я

знаю о спряжении глаголов?»
4) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов 1. Поиск основания для готовой классификации. Например: по какому принципу слова разделены на группы: а) блестеть, жить, стоять, кольнуть, гореть, молчать; петь, б) горевать, думать, клеить, любить, негодовать, оценить, реять? 2. Деление на группы по заданному основанию. Например: раздели глаголы на две группы, учитывая их спряжение (сказать, дышать, слышать, слушать, бросать, думать, держать, наблюдать, гнать). 3.Поиск ошибок в неверно заданной классификации. Например: найди логическую ошибку в предложении «Все глаголы на - еть относятся к I спряжению, а на - ить – ко II спряжению». 4. Поиск основания и классифицирование по нему. Например: прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор. 1. Писать, дышать, бежать, читать. 2. Гореть, смотреть, петь, лететь. 3. Ходить, чистить, стелить, купить. 5) подведение под понятие серии слов, терминов, формул, рисунков и т.д. 1. Проспрягайте глаголы
бежать
и
хотеть.
Выделите личные окончания. Объясните, почему эти глаголы называют разноспрягаемыми. 2. У нас в классе выросло необычное дерево: это дерево спряжения глаголов. На нем чего-то не хватает. (Поскольку это дерево спряжения глаголов, то на нем должны быть указаны личные окончания глаголов.) Используя слова-подсказки, определяем окончания глаголов и указываем их место на дереве. Читаешь, рисует, решаем, рассказываете, жгут, говорят, льют, смотришь, дарим, кричат, любит, летите.