"Правописание корней с чередованием гласных е – и".

Автор: Полякова Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: пгт. Комсомольск Тисульского района Кемеровской области
Наименование материала: План-конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: "Правописание корней с чередованием гласных е – и".
Дата публикации: 02.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План-конспект урока русского языка

Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е – и».

Класс: 5

Учитель: Полякова Н.П.

УМК
: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Русский язык. Практика. 5 класс.
Основная цель занятия:
провести наблюдение за чередованием гласных е – и в корне слова; научить грамотному написанию корней –
бер-/-бир
-; -
мер-/-мир
-; -
дер-/-дир
-;-
тер-/-тир
-; -
пер-/-пир
-; -
стел-/-стил
-; -
блест-/-блист
-; -
жег-/-жиг
-; -
чет-/-чит
-.
Задачи занятия

Образовательные:
учащиеся в конце урока должны - осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе применения; - научиться опознавать слова с орфограммой в тексте; - уметь различать корни с чередованием, работать со схемой, с таблицей, приводить примеры, делать выводы, обобщения; - уметь обосновывать выбор написания гласных Е-И в корнях с чередованием.
Воспитательные:
способствовать воспитанию осознанной потребности в знаниях, совершенствовать учебные умения, навыки; способствовать развитию любви к предмету, потребности и умению работать в коллективе при решении сложных задач.
Развивающие:
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умения применять новые знания, работать коллективно, самостоятельно, в группах.
ХОД УРОКА

Этап урока

Цели и задачи этапа

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Способ достижения

(виды заданий и упражнений)

Организацион

ный
Организовать готовность учащихся к работе на уроке, обеспечить создание психологической, положительной атмосферы, комфортной обстановки на уроке.
Личностные:
положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку. Подготовка пятиклассников к работе. Каждый ученик выбирает солнышко, которое по цвету соответствует его настроению и прикрепляет магнитом к доске. 1

Опрос

учащихся по

заданному

материалу
Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Личностные:
имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные:
устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.
Регулятивные:
осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные:
задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. 1. Повторение. - Ребята, вы изучили правило чередования гласных а-о в корнях -лаг-/-лож-, –кас-/-кос-; -раст- (-ращ-)/- рос-, -гор-/-гар-, -зор-/-зар-. Вспомните, когда в корне пишется гласная о, а когда а? - А теперь проверим, как вы усвоили это правило. 2. Словарная работа (на слайде).
Задание.
Вставить пропущенные буквы, обозначить и объяснить орфограммы в корнях слов. Предл…гать, выл…жить, к…салась, прол…гать, прик…снуться, прил_жение, возл_гать, р…стение, пол…жжение, прик…саться, выг… рать, р…сточек, оз…рить, з…рево.
Самопроверка
(на слайде).
Изучение

нового

учебного

материала
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы.
Личностные:
желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.
Регулятивные:
контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило Учитель предлагает детям объяснить орфограммы в предложении: С..б..рай по яг….ке, с..б..рёшь куз..вок. - Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему? - Каким теме будет посвящён наш урок? На слайде две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом. Разбирать – разберу Отпирать – отпереть Задирать – задеру 2
Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН. контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные:
высказывают и обосновывают свою точку зрения. Вытирать – вытереть Замирать – замереть Блистать – блестеть Расстилать – расстелить Выжигать – выжег Учитель предлагает выявить условия написания
е – и
в корне слова. Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят
алгоритм

рассуждения
в парах. 1. Выделим в слове корень. 2. Поставим ударение. 3. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем. 4. Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем И. 5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне пишем Е. Чтение § 52 «Теории». Выполнение упражнения 586.  Речевое проговаривание.  Обозначение орфограммы. Образец на с.171 «Практики».
Закрепление

учебного

материала
Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе закрепления повышенный уровень осмысления материала, глубину его понимания.
Личностные:
имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные:
выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач 1. Выполнение упражнения 589. 2. Учитель предлагает выполнить электронное задание «Чередование звуков в корне слова». (school- collection.edu) 3. Творческий диктант. 3
Корректировать пробелы. операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Коммуникативные:
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. Например: сверкать на солнце (бл
е
стеть). Подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрыть дверь (запирать), оцепенеть от страха (замереть), разгораться ярко (зажигаться), убегать от погони (удирать). 4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1 группа – упр. 589 2 группа – упр. 591 3 группа – упр. 592 5. Составление
кластера
. Учитель предлагает учащимся объяснить написание пропущенных орфограммы в предложении:
Соб..рай по ягодке, соб..рёшь кузовок
, а также начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова». 6. Тест (раздаточный материал). 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? а) л…сица, в…твей, гр…да б) р…сток, в…черня, р…скошная в) прот…рает, пол…жить, разв…дить. 2. В каком слове на месте пропуска 4
пишется буква Е? а) расст...лать скатерть б) разб...ру вещи в) проб...рался сквозь заросли 3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? а) бл...снуть на солнце б) зат...реть пятно в) соб...раться в поход 4. В каком ряду во всех словах не месте пропуска пишется буква И? а) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать в) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым… реть 5. В каком ряду во всех словах не месте пропуска пишется буква Е? а) соб…рать, бл…стит, заж…гать б) бл…стеть, зам…реть, раст…реть в) взб…рется, взб…рается, раст…реть Ключ на слайде: 1) а; 2) б; 3) в; 4) а; 5) б
Задание

на дом
Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Личностные:
понимают значение знаний для человека; приобретают мотивацию к процессу образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.
Регулятивные:
оценивают степень успешности в достижении цели по критериям.
Коммуникативные:
задают вопросы с целью получения необходимой для Для всех учащихся – § 52, упр. 596. Для сильных учащихся даются дополнительные варианты заданий: 1) составить синквейн на изученную орфограмму; 2) написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова.  Ученики записывают домашнее задание.  Учитель и ученик определяют 5
решения проблемы информации. отметку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Каждый ученик выбирает солнышко, которое по цвету соответствует его настроению и прикрепляет магнитом к доске.
Материальное оснащение
: учебник, медиапроектор, интерактивная доска, презентация, электронное задание ( school- collection.edu), карточки с тестовыми заданиями.
Дата проведения:
8 февраля 2016 года 6