Аппликация по мотивам русской народной сказки "По щучьему велению".

Автор: Минутдинова Диана Асхатовна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: разработка конспекта урока
Тема: Аппликация по мотивам русской народной сказки "По щучьему велению".
Дата публикации: 19.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Школа
: Лицей №1
Класс
:4 «Б»
Урок:
изобразительное искусство
Тема:
Аппликация по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».
Цели:
научить выполнять аппликацию из цветной бумаги по мотивам РНС «По щучьему велению».
Задачи:
Образовательные: учить передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги; Развивающие: способствовать формированию творческого воображения; развивать эстетическую восприимчивость; Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, трудолюбие, внимание, умение доводить начатую работу до конца.
Оборудование для учеников:
цветная бумага, картон, клей, ножницы, краски, фломастеры, кисти.
Оборудование для учителя:
компьютер, экран, проектор, эскиз к аппликации, образец аппликации.
Ход урока

1. Организация класса
Долгожданный дан звонок, Начинается урок! -Здравствуйте ребята.
2. Актуализация знаний
- Сегодня у нас необычный урок изобразительного искусства. Нас ожидает встреча со сказкой. 1
Удивляется народ Едет печка, дым идет, А Емеля на печи Ест большие калачи. Чай сам наливается По его хотению, А сказка называется (хором) «По щучьему велению»
3. Вводная беседа
– А кто главный герой этой сказки? (Емеля) – А вы знаете значение этого имени? (Имя Емельян в переводе с древнегреческого означает «льстивый, приятный в слове»). – Назовите имя главного волшебного помощника? (щука) - Наверное, именно встреча со сказочной чудо-щукой изменила коренным образом жизнь Емели. (Просмотр отрывка из мультфильма «По щучьему велению») - Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? - Эта сказка и будет нашей сегодняшней темой.
4. Анализ произведений изобразительного искусства
- Когда мы открываем книгу с рисунками, то словно попадаем в иной мир. На рисунках оживают ее герои, страны и города, где происходят события. И все, о чем рассказывает автор, делается ближе нам, понятнее. Рассмотрим иллюстрации к сказке «По щучьему велению». 2
- Что такое иллюстрация? (
Иллюстрация
(от лат. — освещение, наглядное изображение). – Можно ли цветом выделить главного героя в иллюстрации? (можно) – Какие цвета сочетаются между собой всегда ярко, контрастно? – Назовите эти цвета. (красный, зеленый, синий, оранжевый, желтый, фиолетовый). Правильно, это: красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый и их оттенки. В иллюстрации Н.М. Кочергина такие цветовые сочетания выглядят особенно ярко, выразительно и красиво. Художник умело подчеркивает главное в композиции, необычность происходящего с помощью цвета.
5. Работа над новым материалом
- Ребята, обратим внимание на эскиз к сюжетной аппликации. – Вспомним такое понятие, как перспектива. 3
(ПЕРСПЕКТИВА, -ы, ж. 1. Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения) – Какие правила перспективы вы знаете?  (
Объекты, которые находятся ближе, изображаются бóльшими в

размере, а те, которые находятся дальше, изображаются меньше.

Параллельные линии сходятся в одной точке).
– Назовите предметы, которые находятся ближе к нам? (щука, Емеля, ведра) – Назовите предметы, которые находятся в отдалении? (дома, дорожка). - правила перспективы нам помогут сегодня выполнить сюжетную аппликацию. – А кто знает, что обозначает слово «аппликация»?
Аппликация
(от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. 4

Физкультминутка
- Остановимся на последовательности работы над аппликацией. 1) Вырезаем по контуру предметы сюжета: Емелю, ведра, щуку, прорубь, дома 2 )Если ты можешь, перемещаешь объекты на цветную бумагу методом копирования, вырезаешь детали и наклеиваешь их на картон. 3) Если затрудняешься, вырезаешь предметы, наклеиваешь их на картон, раскрашиваешь красками, а где надо, фломастерами. 4) Дорогу Емели от проруби до деревни, линию горизонта рисуем красками или фломастерами.
6.Самостоятельная работа учащихся
5
Сегодня мы будем рисовать заготовку для аппликации вашего любимого отрывка из сказки. У кого-то это будет сюжет в летний день, у кого-то в зимний. Значит и фон будет соответствующий. А как вы думаете с чего нужно начинать работу над заготовкой? (фон). Затем, фигуры, предметы деревья. Сейчас мы начнем эту работу, а продолжите вы на следующем уроке. Перед тем как мы начнем работать, давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем.
Правила безопасности при работе с ножницами

Правила работы с ножницами
1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы. 3. Ножницы клади кольцами к себе. 4. Следи за движением лезвий во время резания. 5. Не оставляй ножницы раскрытыми. 6. Передавай ножницы кольцами вперед. 7. Не играй ножницами, не подноси к лицу. 8. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется. 2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. 3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее. 4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом. 6
-Давайте вместе определим возможные сюжеты (Емеля с щукой, Емеля на печи…..) А сейчас ребята приступайте к работе. Во время самостоятельной работы хожу по рядам, оказываю помощь, слежу за посадкой.
7. Итог урока.
Ребята заканчивайте свои работы, скоро прозвенит звонок.
Рефлексия:
- что вы можете сказать своей работе на уроке? 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Урок окончен. До свидания. Оценка за подготовку и посещение консультаций_____________ Оценка за проведение урока______________________ Оценка за самоанализ___________________________ Учитель____________________________________ Методист____________________________________ 7