"Технология блочно-модульного обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку".

Автор: Полякова Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: пгт. Комсомольск Тисульского района Кемеровской области
Наименование материала: Доклад на МО
Тема: "Технология блочно-модульного обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку".
Дата публикации: 02.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Доклад на районном МО учителей русского языка и литературы

Технология блочно-модульного обучения при подготовке учащихся

к ЕГЭ по русскому языку.

Полякова Наталья Петровна,

МБОУ Комсомольская СОШ
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» Л.Н. Толстой Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий: в 50-е годы «технология в образовании», и это означало применение аудиовизуальных средств в учебном процесс, в 60-е годы - идеология программированного обучения, в связи с проникновением идей кибернетики в педагогику, 70 годы - теория проблемного обучения, а с начала 80-х г. - создание компьютерных и информационных технологий обучения. Для педагогической технологии 90-х годов общепринятым становится термин - образовательная технология. Одной из новых образовательных технологий, прочно вошедших в учебный процесс сегодня, является технология блочно-модульного обучения. Она помогает учителю:  осуществлять дифференцированный подход в обучении;  дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);  способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к ЕГЭ (части С), повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению русского языка, развитию метапредметных способов учебной деятельности.
Блочно-модульное обучение
- это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Он может реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, заданий, написании творческих работ, участии в семинарах, оформлении презентаций по определенной теме, изготовлении наглядных пособий и т. д. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс.
Блок
– это большой тематический раздел. Блок – это множество модулей, предназначенных для изучения той или другой темы. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг, алгоритм – можно назвать как угодно). Модулями являются: лекционно-практические занятия, творческая работа учащихся: написание сочинений, рефератов по темам блока, работа с терминами, составление опорных конспектов по материалу учебных параграфов блока или работа с уже имеющимися конспектами. По итогам работы над блоком проводятся консультация и зачет. Основным средством
блочно-модульной технологии
является сформированная на основе модулей модульная программа. Модуль – это блок информации, включающий в себя: 
логически завершенную единицу учебного материала

целевую программу действий

методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей
КАК же распределить учебный материал?
Представляю вам цельно - блочные модули для изучения материала при подготовке к ЕГЭ. 
Часть С – на всех занятиях

Орфография – 10 занятий

Пунктуация – 8 занятий

Культура речи – 2 занятия

Блок №1. Часть С ЕГЭ по русскому языку (модуль №1 «Шаги сочинения»)
1-й урок: учащиеся получают следующий конспект. 1-й абзац Вычленить проблему Проблема-это вопрос, требующий разрешения Вопрос автора к читателям 2-й абзац Прокомментировать проблему Обосновать значимость этой проблемы Ответ времени на этот вопрос 3-й абзац Сформулировать Позицию автора Анализируя текст, определить позицию автора Ответ автора на поставленный вопрос 4-абзац Аргументировать свою точку зрения Привести два своих аргумента Мой ответ на этот вопрос
Блок №1. Часть С ЕГЭ по русскому языку (модуль №2 «Ключевые фразы (клише)»
1-й абзац Проблема, обозначенная ( Ф.И.О.), может быть сформулирована следующим образом: (в чем смысл счастья?... можно ли пленяться чужой речью?... почему возникает одиночество?...) 2-й абзац Это действительно важная проблема. В течение многих тысячелетий человечество пытается дать ответ на этот до сегодняшнего дня актуальный вопрос. Еще Сократ в свое время полагал, что … На страницах газет и журналов часто поднимается дискуссия… Как-то у нас на уроке литературы разгорелся спор по поводу… 3-й абзац Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает нам историю двух влюбленных и утверждает, что… По мнению (Ф.И.О.), (дробная цитата) … Он справедливо полагает: (дробная цитата)… Таким образом, писатель приходит к выводу: (…) Его позиция однозначна: … 4-й абзац Уважая позицию автора, тем не менее позволю себе не согласиться с его точкой зрения. В качестве аргумента приведу факт из истории. … Еще одним аргументом может служить следующее…
Блок №1. Часть С ЕГЭ по русскому языку (модуль № 3 «Типы аргументации»)

Жизненный опыт

Читательский опыт

Реальные факты

из жизни

окружающих

Собственные

наблюдения

и выводы

Традиционно-

исторический

опыт

Художественная

литература

Историческая

литература

Научно-популярная

литература


Блок №2. Части речи (модуль №1) Самостоятельные части речи.
И И Местоимение Местоимение Кто? Что? Кто? Что? Каков? Каков? Который? Который? Чей? Чей? Сколько? Сколько? Предмет, Предмет, явление, явление, Количество, признак, Количество, признак, И И Числительное Числительное Сколько? Сколько? Который? Который? Количество, Количество, порядок порядок при счете при счете И И Существительное Существительное Кто? Что? Кто? Что? Предмет, Предмет, явление явление И И Г Г Прилагательное Прилагательное Какой? Какой? Каков? Каков? Чей? Чей? Признак предмета, Признак предмета, явления, состояния явления, состояния Отыменные Отглагольные Краткое (каков?) - всегда сказуемое Г Г Причастие Причастие Какой? Какой? Каков? Каков? Признак Признак предмета предмета по действию по действию Суффиксы –ащ-,-ящ-,- ущ-, -ющ-, -вш-, -ш- -ом-, -ем-, -им- -ённ-, -енн-, -нн-, -т- Г Г Глагол Глагол Что делает? Что делает? Что сделает? Что сделает? Действие предмета, Действие предмета, явления, состояния явления, состояния Спряжение наст., буд. время Г Г Деепричастие Деепричастие Что делая? Что делая? Что сделав? Что сделав? Добавочное Добавочное действие действие Суффиксы -а, -я, -в, -ши, -вши Наречие Наречие Где? Куда? Где? Куда? Когда? Когда? Откуда? Откуда? Почему? Почему? Зачем? Как? Зачем? Как? Признак предмета Признак предмета Признак действия Признак действия Признак признака Признак признака Вопрос от глагола- сказуемого (как?) или наречия
Блок №2. Части речи (модуль №6). Частицы.
Частицы Частицы Примеры Примеры Примечание указательные указательные Вон, вот, это (Москва-это столица, но Вон, вот, это (Москва-это столица, но ЭТО ЭТО ПРУД) ПРУД) Частицы могут быть омонимичны уточнительные уточнительные Именно, как раз, просто, ровно, точно, Именно, как раз, просто, ровно, точно, чуть не чуть не ограничительные ограничительные Только, лишь, все, всего, хотя бы, хотя б Только, лишь, все, всего, хотя бы, хотя б Союзам: да, же, даже, ли усилительные усилительные Даже, ведь, уж, прямо, просто, все-таки, Даже, ведь, уж, прямо, просто, все-таки, же, ни же, ни вопросительные вопросительные Ли, неужели, что ли, разве, что Ли, неужели, что ли, разве, что
Наречиям: ещё, уже, только, лишь, просто, прямо Местоимениям: это, все, все-таки Глаголам: давай, пускай восклицательные восклицательные Как, что за Как, что за утвердительные утвердительные Да, ага, еще бы, точно Да, ага, еще бы, точно отрицательные отрицательные Нет, не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь Нет, не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нисколько не, ничуть не не, нисколько не, ничуть не формообразующие формообразующие Пусть, пускай, да, давай, бы, б, более, Пусть, пускай, да, давай, бы, б, более, менее, самый (степени сравнения менее, самый (степени сравнения прилагательных и наречий) прилагательных и наречий)
Блок №4. Культура речи. Нормы речи.
Модуль№1. Орфоэпические нормы (произношение, ударение) Модуль№2. Лексические нормы (употребление слов) Модуль№3. Морфологические нормы (правильный выбор и употребление форм слов) Модуль№4. Синтаксические нормы (предложения с деепричастиями, нормы управления) Цель теоретических модулей – передача большой по объему учебной информации («укрупненной дидактической единицы» по П.Эрдниеву) в ограниченное учебное время. На каждом уроке новый для учащихся материал первично закрепляется посредством выполнения упражнений или тренинга. Модуль применения (практический) во временном плане состоит из нескольких уроков. Основная цель – планомерное закрепление материала, усвоенного в предыдущем блоке. Особенностью данного этапа работы является то, что учитель может использовать такие формы занятий, как урок-практикум, урок-семинар, лабораторная работа. Модуль обобщения выполняет функцию первичного системного представления содержания модуля. Основной учебный материал еще раз «проговаривается» на уровне обобщения (возможно составление и использование опорного конспекта по методике В.Ф.Шаталова). На этом же уроке осуществляется так называемый «этапный контроль» в виде теста или небольшой контрольной работы. Таким образом, модульное обучение позволяет четко организовать умственную деятельность старшеклассников на основе изучения главного в учебном содержании. При этом возрастает мотивация познавательной деятельности учащихся, самоконтроль и самооценка на всех этапах работы.