"Разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД по русскому языку".

Автор: Полякова Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: пгт. Комсомольск Тисульского района Кемеровской области
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД по русскому языку".
Дата публикации: 02.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер-класс

«Разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД по русскому

языку».

Полякова Н.П.

МБОУ Комсомольская СОШ

Цель:
раскрыть возможности формирования универсальных учебных действий через использование разных видов заданий.
Задачи:
1) создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой; 2) познакомить с технологией разработки заданий по формированию УУД; 3) организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
Ход мастер – класса

I. Мотивация к деятельности.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра». - Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» - Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир учебных действий. Работать будем командами, потому что вместе учиться интереснее.
- Работу в командах начнём с распределения ролей.
Первая роль - организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, чтобы все были услышаны, Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает все мысли группы. Третья роль – спикер, тот, кто будет высказывать мнение команды. Остальные – участники команды.  Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся способами действий. Поэтому главной целью каждого педагога является развитие способностей ученика: • самостоятельно ставить учебные цели, • проектировать пути их реализации, • контролировать и оценивать свои достижения. - Учитель, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть профессионально к этому готов. -
Предлагаю командам выполнить небольшой мини-тест.

Что является главным результатом современного образования?
- метапредметные результаты; - учебные действия; - владение современной информацией; - умение учиться, т. е полноценное освоение школьниками компонентами учебной деятельности. -
Среди данных понятий выберите то, которое соответствует понятию учебной

деятельности.
- Что такое учебные действия? (Это действия, которые умеют активно производить школьники с учебным материалом и которые позволяют решить учебную задачу; это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойство того предмета, который он изучает.) - Что такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)
- Почему это важно для нас? Выскажите своё мнение. - Главная цель вашей деятельности сегодня - научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные виды действий.
II. Актуализация знаний
На какие 4 группы делятся УУД? 1. Личностные действия (позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов). 2. Регулятивные действия (обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения). 3. Познавательные действия (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.) 4. Коммуникативные действия (обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать). Итак, пора приступать к активным действиям. Каждая из команд будет рассматривать один из видов универсальных учебных действий. 1 команда - личностные 2 команда - регулятивные 3 команда - познавательные 4 команда - коммуникативные - Переверните
объёмную карточку
и прочитайте название вашей команды! - Сейчас поупражняемся в определении функций УУД. Если вы считаете, что я называю функцию вашей команды, обсуждаете, приходите к единому мнению и показываете карточку с вашим порядковым номером.  ФУНКЦИИ - ……. определяют мотивационную ориентацию. (Личностные УУД) - ……… обеспечивают социальную компетентность. (Коммуникативные УУД) - ……… связаны с решением проблемы. (Познавательные УУД) - …… обеспечивают организацию собственной деятельности. (РегулятивныеУУД)
Итог:
Все команды хорошо знают свои функции. Эти знания вам необходимы для того, чтобы научиться «узнавать» действия разных видов, находить их в той или иной учебной ситуации.
III. Постановка проблемы.
Предлагаю командам выполнить следующее задание. - Прочитайте слова, записанные на карточках. Назовите их одним словом? (УУД) - Распределите их на группы. - Что является основанием для классификации? (по видам). Каждая команда должна найти свои УУД. (КАРТОЧКИ) Самоопределение (Л), передача информации (К), общеучебные действия (П), целеполагание (Р), умение выражать свои мысли (К), планирование (Р), разрешение конфликтов (К), логические действия (П), постановка вопроса (П), контроль (Р), волевая
саморегуляция (Р), смыслообразование (Л), прогнозирование (Р), коррекция (Р), оценка (Р), умение вступать в диалог (К), решение проблемы (П), саморегуляция (Л). - Проверим правильность выполненного задания. 1 команда – личностные: самоопределение, смыслообразование, саморегуляция. 2 команда – регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, волевая саморегуляция, прогнозирование, коррекция, оценка 3 команда – познавательные: общеучебные действия, логические действия, постановка вопроса, решение проблемы. 4 команда – коммуникативные: передача информации, умение выражать свои мысли, разрешение конфликтов, умение вступать в диалог. - Оцените вашу деятельность. - Назовите УУД, на формирование которых было направлено это задание. Познавательные УУД – логические: выбор оснований для классификации, умение преобразовывать информацию, перерабатывать информацию, синтез как составление целого из частей. Регулятивные УУД – контроль сличения способа действия и его результата с эталоном, -оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (что уже освоено, а что нужно освоить), умение корректировать в случае расхождения с эталоном. Личностные УУД – саморегуляция при выполнении задания. Коммуникативные УУД – умение полно и точно выражать свои мысли.
III. Закрепление.
Предлагаю командам поработать самостоятельно.
Задание.
Вам нужно, опираясь на свой профессиональный опыт, расставить действия, записанные на карточке, по порядку. Вы получите
план технологической карты урока.
1.Мотивация к учебной деятельности. 2.Актуализация знаний. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Целеполагание. 5. Творческая практическая деятельность. 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия. -Проверка самостоятельной работы. Оцените правильность выполнения этого задания. - Итак, мы поупражнялась определять УУД, вывели алгоритм их формирования.
IV. Практическая работа. Разработка заданий для формирования УДД с

использованием технологии.

Тема «Имя существительное как часть речи».
Задание: разработать 9 заданий на формирование универсальных учебных действий с учётом специфики предмета обучения: личностных, предметных и метапредметных.
1. Сиквейн.
1) Термин 2) 2 прил. 3) 3 глаг. 4) Личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. 5) Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

2. Кластер.

3. Сконструируйте «древо познания» о существительном.
Сформулируйте вопросы, которые помогут уч-ся выполнить задание. 1) ………………………………………… 2) …………………………………………. 3) ……………………………………………. 4) …………………………………………….
4. Корзина «толстых» и «тонких» вопросов.
1) ………………………………………………………………………………………… 2) …………………………………………………………………………………………… 3) ……………………………………………………………………………………………… 4) ……………………………………………………………………………………………… 5) ………………………………………………………………………………………………. 6) ………………………………………………………………………………………………..
5. Дискуссия.

«
Грамматика не только учит нас тому, как можно связать слова, но и позволяет нам связать между собою любые русские слова, чтобы выразить любую мысль, о любом предмете». (Л.В. Успенский) Сформулируйте вопросы для дискуссии. 1) …………………………………………………………………………………………….. 2) …………………………………………………………………………………………….. 3) …………………………………………………………………………………………….. 4) …………………………………………………………………………………………….. 5) ……………………………………………………………………………………………..
6. Рефлексия.
 Игра «Незаконченные предложения». Сформулируйте задания для игры
.
1) ……………………………………………………………… 2) ……………………………………………………………… 3) ………………………………………………………………. 4) ………………………………………………………………. Имя сущ.

7. Глоссарий
(охватывает все узкоспециализированные термины, встречающиеся в тексте). Впишите слова для выполнения задания.
А) Произноси правильно слова:
……………………………………………………………………………………………………...
Б) Определи род:
……………………………………………………………………………………………………...
8. Составление сказки об имени существительном.
Сформулируйте темы сочинений
.
1) ……………………………………………………………………….. 2) ……………………………………………………………………………….. 3) …………………………………………………………………………………..
9. Работа с текстом.
Очень хорош и красив чистый с..сновый бор. Идёш.. , и, точно огромные свечи, возвышают..ся над г..ловой ств..лы старых дерев..ев, чуть не касаются неба своими в..ршинами. Седым мя..ким мхом поросли невысокие кочки. Зеленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины дерев..ев пробиваются лучи солнца. Светлые з..лотистые зайчики загораются на ств..лах. Тихо в соснов..м лесу. Пахнет см..лой и з..млёй. Сказочными великанами ст..ят старые сосны среди молодого подр..стающего леса. Одна к другой тесно жмутся п..крытые зелёной хвоей молодые сосенки. Ранней весной здесь р..стут сморчки, а летом кр..суются жёлтые рыжики. (По И.С. Соколову – Микитову) Сформулируйте задания для работы с текстом. 1) …………………………………………………………………………. 2) …………………………………………………………………………. 3) ………………………………………………………………………… 4) …………………………………………………………………………. 5) …………………………………………………………………………..
V. Рефлексия.
Итак, наша работа завершилась, и я предлагаю каждой команде свой способ рефлексии относительно вашей деятельности в ходе мастер-класса. Выскажите свою точку зрения относительно мастер-класса и своего настроения во время совместной деятельности. 
Очень хорошо

Ничему не научился

Многому научился

Очень плохо
- Большое спасибо за работу! Мне было приятно с вами общаться. Желаю всем творческих успехов!