"Вычитание столбиком"

Автор: Штах Дарья Олеговна
Должность: студент
Учебное заведение: ТОГАПОУ "Педагогический колледж г. Тамбова"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: Конспект
Тема: "Вычитание столбиком"
Дата публикации: 03.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова» Утверждаю: Преподаватель ТОНКМ с методикой преподавания: ____________/ С.В. Мельникова/ Согласовано: Учитель ______/ И.А.Демидова/ Конспект урока по математике «Вычитание столбиком» Провела студентка группы ПНК-31: Штах Д.О. Место проведения: 2 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Тулиновка Дата проведения: 22.03.16 Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Мельникова / Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ И.А.Демидова / Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В.Мельникова / Тамбов 2016
Тип урока:
Урок открытия новых знаний.

Цель:
научить считать десятками
Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника; -придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
2. Познавательные УУД:
-повторить вопросы нумерации чисел -закрепить навыки сложения и вычитания полных десятков, -умения читать, записывать, сравнивать числа.
3. Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог; -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
4. Личностные УУД:

-
стремятся совершенствовать вычислительные навыки, -навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, -развивать мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность, - формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Оборудование к уроку:
- компьютер; - презентация к уроку; - учебник математики;
Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной

деятельности
. Здравствуйте, дети! Садитесь. Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Дарья Олеговна. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять - И внимательно считать. Дети приветствуют учителя!
2) Актуализация и пробные учебные действия.
Давайте откроем свои тетради и запишем число. Сегодня у нас 22 марта. Отложим ручки. Начнем наш урок со счета. А что такое десяток? Я получу число 10, сложив десять единиц – 10 счетных палочек. Давайте проверим: один, …, десять. Свяжу 10 палочек в один пучок. Это 1 десяток. Сколько в нем единиц? Верно, 10. С собой я принесла несколько таких пучков – десятков. Я буду выкладывать их на стол, а вы хором посчитайте их количество, используя прямой количественный счет: 1 десяток, 2 десятка, …, 10 десятков. Скажите, отличался ли счет десятками от счета единицами? Так давайте откроем с вами страницу 36 и рассмотрим рисунок. Какое число образовано счетными палочками слева? Почему? Десять единиц Десятки считаем так же, как единицы 56 Число образовано 5 пучками –
Ниже рисунка устный прием: как из числа 56 вычесть 2. Поясните, как было выполнено вычитание. Какое число образовано счетными палочками справа? Почему? Ниже рисунка устный прием: как из числа 56 вычесть 20. Поясните, как было выполнено вычитание. десятками и шестью отдельными палочками. Представили 56 в виде суммы разрядных слагаемых: 50 и 6. Получили выражение: из суммы чисел 50 и 6 нужно вычесть 2. Единицы вычитают из единиц. 6 -2=4. 50+4=54. 56 Число образовано 5 пучками – десятками и шестью отдельными палочками Представили 56 в виде суммы разрядных слагаемых: 50 и 6. Получили выражение: из суммы чисел 50 и 6 нужно вычесть 20. Десятки вычитают из десятков. 50 -20=30. 30+6=36.
Ребята, какое правило нам помогает правильно вычитать единицы и десятки из многозначного числа? Сегодня мы будем изучать тот же прием, как 56- 2 и 56 – 20, и пользоваться тем же правилом «Единицы вычитают из единиц, десятки из десятков», но письменный. Как называется такой прием? Вычитание столбиком – тема нашего урока. Единицы вычитают из единиц, десятки из десятков. «Вычитание столбиком»
3)Локализация индивидуальных затруднений.
Вновь обратимся к левому рисунку. Найти значение выражения 56 -2 можно письменно. Уменьшаемое 56. Вычитаемое 2. Запишем вычитаемое под уменьшаемым, единицы под единицами. Из 6 единиц вычесть 2 единицы будет 4 единицы. Запишем под единицами. 5 десятков запишем под десятками. Разность 54. Обратимся к правому рисунку. Найти значение выражения 56 -20 можно письменно. Кто попробует объяснить алгоритм? Посмотрим с вами задание №1. Уменьшаемое 56. Вычитаемое 20. Запишем вычитаемое под уменьшаемым, единицы под единицами, десятки под десятками. Из 6 единиц вычесть 0 единиц будет 6 единицы. Запишем под единицами. Из 5 десятков вычесть 2 десятка, будет 3 десятка, запишем под десятками. Разность 36.
Выполним его устно. 47-30 Представили 47 в виде суммы разрядных слагаемых: 40 и 7. Получили выражение: из суммы чисел 40 и 7 нужно вычесть 30. Десятки вычитают из десятков. 40 -30=10. 10+7=17 Прорабатываем все столбики. Молодцы
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Откроем свои рабочие тетради на странице 50. Мы с вами попробуем разложить на разрядные слагаемые Вам уже приведен пример. Давайте его разберем. Число 59. В нем 5 десятков и 9 единиц Поэтому 59 можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 50 и 9. Продолжим. Число 74. Назовите разрядные слагаемые: … Молодцы ребята! на 50 и 9 На 70 и 4
5) Этап реализации построенного проекта
Давайте посмотрим в учебник на задание номер 2. Выполним задание устно. Каково условие задачи? В корзине 26 огурцов и на
Каков вопрос задачи? В корзине осталось больше или меньше 26? Какой знак будем использовать для решения задачи? Какое выражение получим? Как найти значение этого выражения?
Физкультминутка
. Откроем тетради на странице 51 и выполним задание номер 4. 62 – 30 Представим 62 в виде суммы разрядных слагаемых: 60 и 2. Получим выражение: из суммы чисел 60 и 2 нужно вычесть 30. Десятки вычитают из десятков. 60 -30=30. 30+2=32 … обед взяли из нее 10 огурцов. Сколько огурцов осталось в корзине. больше Минус 26 – 10 Представим 26 в виде суммы разрядных слагаемых: 20 и 6. Получим выражение: из суммы чисел 20 и 6 нужно вычесть 10. Десятки вычитают из десятков. 20 -10=10. 10+6=16 Ответ: 16 огурцов.
О чем говорится в задаче? Что говорится о корзине? Сколько картофелин в нее положили сначала? Сколько картофелин в нее положили потом? Сколько картофелин взяли для приготовления супа? Каков вопрос задачи? Запишем задачу кратко: В схему добавляем число 4. 1 способ: Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? А можем ли мы узнать, сколько всего картофелин положили в корзину? Почему? Во сколько действий задача? Что мы узнаем в первом действии? Какой знак поставим в первом действии? Что мы узнаем во втором действии? О корзине. Что в нее положили картофель . 20 36 4 Сколько картофелин осталось в корзине? Нет Не знаем, сколько всего картофелин положили в корзину Да Знаем, что сначала положили 20, а затем 36. В два Сколько карт. всего + Сколько осталось
Какой знак поставим во втором? Решение: Эту задачу можно решить другим способом. Давайте это сделаем устно. Как вы думаете, могли взять 4 был положен в корзину потом? Каким тогда будет решение? - 1)20+36=56(к.) – всего 2)56-4=52(к) – осталось. Ответ: 52 картофелины. 1)36-4=32(к.) – осталось от нового картофеля 2)32+20=52(к.) – осталось всего
6) Обобщение во внешней речи.
Посмотрим в учебнике на стр.37 на номер 4 Прочитайте задание. О чем говорится в задаче? Что сказано о фигурках медведей? Что сказано про деревянные? Что сказано про фарфоровые? Что сказано про стеклянные? Каков вопрос задачи? Запишем задачу кратко О фигурках медведей. Что в коллекции у Наташи их 86 Что их 20 Что их 30 Что это все остальные. Сколько стеклянных фигурок медведей в коллекции у Наташи?
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? А можем ли мы узнать, сколько всего деревянных и фарфоровых фигурок у Наташи? Почему? Во сколько действий задача? Что мы узнаем в первом действии? Какой знак поставим в первом действии? Что мы узнаем во втором действии? Какой знак поставим во втором? Запишем решение по действиям с пояснениями Посмотрим на номер 5. Нет Не знаем, сколько всего деревянных и фарфоровых фигурок у Наташи В два Да Знаем, что деревянных 30, а фарфоровых 20. 2 Сколько деревянных и фарфоровых вместе + Сколько осталось стеклянных медведей - 1)30+20=50(м.) - деревянных и фарфоровых 2)86-50=36(м.)- стеклянных Ответ: 36 медведей. Ф. д. с.
Кто пойдет к доске? Решим в столбик. Десятки под десятками . Единицы под единицами. 58 9 4 20 85 6 8 90
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по

эталону
. Сейчас я вам раздам листочки. В ваших рабочих тетрадях вы видите задание номер три. Перепишите примеры и решите их.
8) Этап включения в систему знаний и повторения
. Посмотрим в ваших рабочих тетрадях задание номер 5 60-50 = 10 10:2=5 5*3=15 15-8=7 7*2=14
14+70=84 84-4=80 80:2=40 40-20=20 20*3=60 Да. Давайте попробуем решить в ваших тетрадях номер 2. Кто пойдет к доске? Запишем по одному примеру
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Дерево успеха. На доске нарисовано дерево. Детям розданы карточки. Красный- ничего не понял. Желтый –понял, но не все. Зеленый- я все понял. Дети выбирают подходящую для себя карточку и вешают на доску. Домашнее задание рабочая тетрадь №7.