"Природные богатства Донского края"

Автор: Старицкая Юлия Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО "Николаевская специальная школа-интернат"
Населённый пункт: ст.Николаевская, Константиновский р-н, Ростовская обл.
Наименование материала: конспект
Тема: "Природные богатства Донского края"
Дата публикации: 03.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Природные богатства Донского края»

Цели:
продолжить формирования знаний учащихся о природе родного края; познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области и их месторождениями, с новыми терминами и понятиями; формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать суждения; способствовать воспитанию у обучающихся любви к родному краю, их малой Родине.
Задачи:

а) образовательные
: создать условия для накопления конкретных фактов и усвоения обучающимися знаний о разнообразии природных богатств Ростовской области, об их значении и в жизни человека, об экологических проблемах и способах их решения;
б) развивающие:
создать условия для развития познавательной активности детей, связной речи, умению анализировать, сравнивать, делать выводы на основании рассуждения; в
) воспитательные:
создать условия для воспитания бережного отношения к природе, умения работать в коллективе, формирования активной жизненной позиции, настойчивости в достижении цели, познавательной активности, чувства долга и ответственности перед природными богатствами, воспитания потребности в создании и использовании презентаций в обучении, интереса к предмету «География» через применение на уроке ИКТ.
Оборудование:
Электронная презентация; интерактивная доска; материал для мини- сообщений.

Ход урока

1.

Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. И проверим присутствующих. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
2.

Актуализация знаний учащихся
Ребята, давайте проверим домашнее задание. Перед нами кроссворд(
слайд 2)
Я буду задавать вам вопросы, а вы постараетесь правильно на них ответить.
1.
Какое полезное ископаемое появилось из окаменевшей смолы древних хвойных растений?
Янтарь (по щелчку)

2
. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.
Нефть.

3.
Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.
Песок;

4.
Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д.
Глина;

5.
Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений?
Торф.

6.
Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков?
Известняк;


7
. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом?
Природный газ.
Молодцы!Справились с проверкой домашнего задания.
3.

Постановка целей урока.
А теперь ребята давайте попробуем отгадать тему нашего урока. - Я буду задавать вам загадки, а вы постараетесь правильно на них ответить.
(слайд 3)

1.
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, Узкий кончик в родничке, а широкий – в море
. (Река)

2.
Он большой, густой, зелёный Представляет целый дом В нём найдут приют и птицы Зайки, волки – всё зверьё.
( лес)

3.
Верхний, рыхлый, слой земли, где растут и могут расти растения.
(Почва)
4. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу — Она понадобится сразу.
………….(Глина)

5.
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела.
а

Пробегает по доске — Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен ...
(Мел)

6.
Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали
. (Уголь)

7.
Петя замок строит ловко, Катя торт печёт ведёрком. Здесь, у моря на часок Всех детей собрал
(Песок)
- Глина, мел, уголь, песок- что это такое? (полезные ископаемые) - Река, лес, полезные ископаемые, почва, это все создано человеком или природой? - Какое общее название можно дать всему перечисленному? (природные богатства). - Правильно, ребята!
Тема нашего урока «Природные богатства Донского

края». (слайд 4, по щелчку)
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с богатством и разнообразием нашего края, а конкретно, с водными, лесными и земельными ресурсами, узнаем какие полезные ископаемые добывают на территории нашей области, и какие природные территории края находятся под особым контролем государства.
4.Работа по теме урока.

1.

Знакомство с водными ресурсами. (слайд 5)

- Посмотрите на карту полушарий и скажите, какого цвета здесь больше всего?(голубого) - Что означает голубой цвет?(вода) - Голубым цветом на карте обозначен весь мировой наш запас воды – это водные ресурсы
.
- А кто из вас знает, что такое « ресурсы» ?(запасы) - Как вы понимаете смысл выражения «водные ресурсы»?(запасы воды)
Водные ресурсы
– это запасы поверхностных и подземных вод, которые используются и могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.
(слайд 6)
- Как вы думаете, что относится к поверхностным водам?(реки,моря, озёра..)
(слайд 7)
- Что такое подземные воды?(скважины, минеральные источники)
(слайд 8)
. Область богата пресными подземными водами. На всей территории Ростовской области на глубинах до 200 - 300 м распространены подземные минеральные воды лечебного, питьевого, а иногда и наружного назначения
.

(слайд 9)
Вся минеральная вода, которая используется человеком для питья, изготавливается из подземных источников или подземных водных ресурсов. - Назовите главную реку нашего края? (река Дон)
(слайд 10)
- Река Дон относится к подземным или поверхностным водным ресурсам? (поверхностным) - Как люди используют реку Дон?(для бытовых нужд, в с/х, промышленности, рыболовство, судоходство) А сейчас мы послушаем небольшое сообщение о реке Дон, которое подготовил обучающийся …
Сообщение
«По территории области протекает одна из крупнейших рек Европы – Дон. Река Дон в большей своей части судоходная. Судоходны и основные его притоки – реки Северский Донец и Маныч. Правый берег Дона
возвышенный, на нем люди строили и строят города, селения.
(слайд 11)
Левый берег – пологий
. (слайд 12)
Здесь хозяйничает природа: много зелени, цветов, камыша, птиц. Это очень хорошее место для отдыха и рыбной ловли. На левом берегу много лагерей отдыха для детей и взрослых. Волга и Дон соединены Волго-Донским судоходным каналом.
(слайд 13)
Благодаря этому каналу и Цимлянскому водохранилищу Дон превратился в одну из главных транспортных рек страны.
(слайд 14)
От Ростова начинается прямой водный путь на Каспийское, Белое и Балтийское моря. Через Волго-Донской канал ежегодно проходит более 100 тысяч судов, которые с ранней весны и до поздней осени перевозят миллионы тонн угля, строительных материалов, древесины, зерна. Речная вода необходима для полива сельскохозяйственных культур. В Дону и его притоках около 84 видов рыб.
(слайд 15)
Наиболее известными являются сазан, тарань, лещ, рыбец, чехонь, карась, толстолобик , судак, ерш. Очень ценны семейства осетровых - белуга, осетр, севрюга, донская и азовская сельдь. Водятся сом, щука, угорь и другие. Жители Донского края любят свою реку, летом купаются в ней и просто отдыхают на ее берегах, любуются красотой Дона-Батюшки.»
(слайд 16)

2.

Знакомство с лесными ресурсами. (слайд 17)
– А сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним не менее важным природным богатством Донского края – лесными ресурсами.
-
Как вы понимаете смысл выражения «лесные ресурсы»?
-
Назовите растения леса, которые вы знаете.
-
Что даёт лес человеку? Лесные ресурсы – это один из важнейших видов природных ресурсов. Донская земля относится к малолесным регионам России. Из общей площади лесов Ростовской области на долю естественных лесов приходится не более
30% , которые располагаются по берегам рек и балкам. Основными лесными породами являются дуб и сосна.
(слайд 18)
Остальные 70% лесов нашего края были посажены с целью защитной и оздоровительной функций. - Для чего сажают деревья по берегам рек?(корни укрепляют берега от размыва)
(слайд 19)
- Какую роль выполняют лесополосы? (защищают земли от ветров, от выдувания плодородного слоя почвы, защищают почву от потери влаги)
3.

Знакомство с земельными ресурсами. (слайд 20)
- Лесонасаждения играют большую роль не только в жизни человека, но и в жизни природы, потому что бесценным богатством области являются плодородные почвы –
чернозёмные
,
(слайд 21)
которые занимают больше половины территории области. - Как используются плодородные земли человеком? - Плодородные почвы дают большие возможности для успешного развития разных видов сельского хозяйства. - Назовите основные виды сельскохозяйственных работ.(растениеводство, животноводство)
(слайд 22)
- Для посева различных культур человеком распаханы земли под пашни, а какие земельные угодья отведены для разведения животных? (пастбища, луга, сенокосы).
(слайд 23)

5. Физминутка (слайд 24)

4. Знакомство с полезными ископаемыми
Природа щедро наградила Донскую землю не только плодородными землями. В глубинах нашей земли находятся практически неисчерпаемые запасы природных ресурсов.
- Как называются природные ресурсы, добываемые из земли?(полезные ископаемые)
(слайд 25)
- Важнейшим среди полезных ископаемых являются топливные или горючие. - Назовите горючие полезные ископаемые.(уголь, газ, нефть,торф)
(слайд 26)
- Назовите все известные вам полезные ископаемые. - А сейчас мы послушаем небольшое сообщение учащегося…о том, какие полезные ископаемые добывают на территории нашей области.
Сообщение
«В Ростовской области разведаны и эксплуатируются месторождения каменного угля, а так же резерв для строительства новых шахт с запасами более 1,5 миллиарда тонн угля. Значительная часть территории области является нефтегазоносной. Всего около 30 участков, подлежащих тщательному изучению и разработке. Открыты месторождения фосфоритов.
(слайд 27)
Ещё недостаточно изученные месторождения цветных металлов – никеля циркония.
(слайд 28)
Существует расширение добычи железных руд. Известно 150 месторождений различных глин,
(слайд 29)
которые используют для производства кирпича и черепицы, облицовочной плитки и кирпича. На территории области находится крупнейшее в Российской Федерации месторождение известняков
(слайд 30)
с запасами до 200 млн.тонн. Ростовская область располагает богатым выбором месторождений строительных материалов: песка, камня, глин и суглинков как сырья для производства строительного кирпича.»
5.Заповедные территории
Для сохранения естественных природных богатств региона в Ростовской области организовано несколько заповедных зон.
-Что такое заповедник? Заповедник- место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы.
(слайд 31)
В настоящее время на территории Ростовской области находится 7 заказников федерального и 27 - областного значения. - Государственный природный заповедник «Ростовский»
(слайд 32)
(здесь на острове «Водный» посреди соленого озера «Маныч-Гудило» живет табун диких лошадей – донских мустангов, во всем мире подобных табунов всего несколько), - Природный парк Донской (действительно природный, здесь леса, луга, степи, дельта Дона), - Государственный природный заказник «Цимлянский» ( что близ Цимлянского водохранилища, здесь озера, степи, природные лиственные и искусственные сосновые леса, разнообразие животного мира, птиц и рыб )
6. Итог урока
- А что мы с вами можем сделать для охраны природы?
(слайд 33)
- Какие правила вам хотелось бы добавить? – К следующему уроку подумайте и нарисуйте в тетради к своим правилам охраны природы экологические знаки.
(слайд 34)
Есть одна планета - сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо…
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ,- Ведь другой, похожей, нету. Яков Аким