"Дошкольное образование"

Автор: Сорокина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №17
Населённый пункт: г.Балаково Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Дошкольное образование"
Дата публикации: 04.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Статья
Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающийся личности. Развитие личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста определяется направленностью содержания образования на приобретение воспитанниками опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место, нужно отводить деятельностному содержанию образования, конкретным способам деятельности, и впоследствии, применение приобретенных воспитанниками знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель – создать тот или иной вещественный продукт. Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру: На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску не только поставленной проблемы, но и способов ее решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?» Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться. Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав» Второй структурный элемент - определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом. Это, прежде всего – работа в парах. Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микро группах. Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы. Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в
неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как выход к доске (мольберту) или ответ с места. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки. Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а так же форм контроля и оценки. Первый этап, начитается со второй половины учебного года с детьми младшего возраста, так как к этому времени, дети осваивают определенный объем программного материала по сенсорному воспитанию, а также получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего в игровых). На следующем, втором этапе с детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа по развитию навыков взаимодействия детей в триаде. Полученные навыки взаимодействия между собой в определенной деятельности позволяют расширять целевые установки педагога при организации занятий и вводить новые элементы технологии сотрудничества. Новым вводимым элементом технологии сотрудничества на данном этапе является дискуссия. Цель третьего заключительного этапа (с детьми седьмого года жизни) является обучение детей самостоятельного выбору формы организации в непосредственно образовательной деятельности. Успешной реализации этой задачи способствует соответствующее содержание. Для овладения навыками совместной работы и определения для детей преимущества такой работы используются различные дидактические упражнения. Вот пример одного такого упражнения, которое называется «Волшебный ковёр-самолёт»: Дети разделены на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается карточка с изображением модели ковра-самолёта, на которой изображена уменьшенная модель - схема с расположенными геометрическими фигурами. «Ковёр-самолёт» взлетит только тогда, если будет соответствовать схеме. Детям предлагается: 1 ребёнок определяет. Какие фигуры (форма, цвет) и сколько их необходимо для составления ковра. 2-й ребёнок отсчитывает названное количество фигур. 3-й ребёнок располагает их на большом листе. И затем предлагается совместно проверить правильность выполнения задания. Если задание выполнено правильно, то «ковры – самолеты» (дети), играют под веселую музыку, летит выше, ниже, останавливается.
Приведу примеры применения технологии сотрудничества в образовательной области «Художественное эстетическое творчество» - музыка. Работая в старшей - подготовительной группе, я заметила, что дети с удовольствием откликаются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа, благодаря усилиям каждого. Приемы, рекомендуемые технологией сотрудничества, помогают детям наглядно увидеть, как можно создать совместную работу. По примеру взрослых, ребята начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, который необходим им для создания коллективных работ. Конечно сначала дети, никак не могли уступить друг другу, и почти каждый хотел сыграть какую то роль, спеть или станцевать сольно, не сопротивляясь, я давала каждому желающему, ту роль, какую ребенок хотел. И начиналась репетиция, где в процессе мы выясняли, кто что умеет и может сделать, и уже менялись ролями соответствующим умениям, даже те кто не хотел участвовать, и им нашлась роль. Когда я стала проводить такие занятия с применением технологии сотрудничества, то ребята сами начали распределять обязанности для выполнения ролей по умениям партнеров. Очень хорошо технология сотрудничества проявлялась в играх, на примере «Ковёр – самолет», и работы стали более успешны. И что самое важное, многие ребята вслух рассказывали своему партнеру этапы ее выполнения, тем самым объясняя, как правильно это сделать. И уже на следующем занятии, не достаточно умеющий что-то делать хорошо, ребенок старался это выполнить сам, а его напарник давал ему важные советы и подсказки. Оказалось, что дети, овладевшие необходимыми навыками сотрудничества, могут не только быстро выполнить заданную работу, но и научить своего, не достаточно успешного, товарища. Также весь процесс работы проходит в обсуждении: обговаривание замысла, распределение материалов, выполнение работы, поскольку технология сотрудничества предполагает обсуждение всех моментов. Ребята разговаривают между собой и тем самым развивают свои коммуникативные навыки. Очень важно вовлекать в сотрудничество воспитателей, педагогов ДОУ, родителей и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, но и принести реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу. Воспитатели же могут стать участниками образовательного процесса в технологии сотрудничества.