"Здоровье"

Автор: Рашкин Василий Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №1 имени В.И. Ленина
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровье"
Дата публикации: 04.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Создание здоровьесберегающих условий на уроках технологии Рашкин В.Н., учитель технологии МБОУ Гимназия № 1 города Ульяновска Современному обществу нужны образованные молодые люди, которые обладают достаточным уровнем физического и психического здоровья. Российская реальность с её новообразованиями и изменениями практически во всех сферах жизни способствует резкому повышению социальной цены за право быть самостоятельным, предприимчивым, самодостаточным, успешным и найти своё место в жизни. Однако следует признать, что влияние внешних защитных факторов (социально-политических, экономических) в настоящее время ослабло. В этих условиях школьная среда может в значительной степени влиять на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них здорового образа жизни как основы социальной адаптации и активности. С целью обеспечения заботы о здоровье обучающихся педагогическая деятельность должна быть направлена на поиск внутренних резервов поддержания здоровья подрастающего поколения. С современных позиций здоровье – это динамическая сбалансированная система биологических и социальных свойств человека, позитивных и негативных показателей, позволяющая достигать гармоничного функционирования за счёт развития биологического потенциала, механизма саморегуляции, самоорганизации, семантического опосредования жизнедеятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с прочными предметными знаниями, умениями и навыками регламентируют достижение метапредметных и личностных результатов развития обучающихся, что в значительной степени способствует сохранению психического здоровья. На уроках технологии одним их существенных факторов сохранения здоровья обучающихся является соблюдение санитарно-гигиенических условий и состояние материально-технической базы школьных столярной и слесарной мастерских в соответствии с нормативами, выполнение инструкций и правил по технике безопасности при организации работ с различными конструкционными материалами. Анализ материально-технической базы мастерских гимназии свидетельствует о соответствии нормативным и санитарно-гигиеническим требованиям по площадям, наличию и состоянию станочного оборудования, обеспеченности инструментами общего и индивидуального пользования, оснащенности рабочих мест учащихся и учителя. Имеется достаточный набор инструкций и правил по технике безопасности, которые используются при выполнении лабораторно-практических работ согласно образовательной программе по предмету. 1
Одна из главных задач учителя – содействовать ученику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, своей деятельности в обществе. Если на уроках технологии создать условия для развития творческих способностей учащихся, вариативно применяя разнообразные методы обучения и приемы, то активизируется познавательная деятельность учащихся. Средствами технологического образования стимулируются потребности ученика в новизне открытия, желание находить причинно-следственные связи, выход из проблемной ситуации, экспериментировать, делать умозаключения. При этом средствами технологического образования важно развивать и коммуникативные навыки обучаюшихся в совместной деятельности, диалогическом подходе к решению проблем и жизненных ситуаций. Все эти вопросы актуальны для современной образовательной практики. В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования реализуется возможность создания информационно-образовательной среды для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, формированию практико- ориентированных знаний, универсальных учебных действий и способов деятельности. Психологическое самочувствие человека во многом зависит от самоутверждения и удовлетворенности в выбранной сфере деятельности. Далеко не все ученики связывают свою дальнейшую жизнь с разными направлениями технологии. Для диагностики уровня развития склонностей и познавательных интересов обучающихся была использована Методика «Карта склонностей и интересов», целью которой является определение индивидуальной направленности учащихся в различных сферах профессиональной деятельности. Показатели развития склонностей и интересов обучающихся к технической деятельности за последние три учебных года характеризуются стабильностью. При этом зафиксирована положительная динамика числа учащихся в группе с ярко выраженными склонностями и интересами технической направленности. В группе, где эти склонности и интересы выражены достаточно, произошло также увеличение числа обучающихся при снижении их числа в группе со слабо выраженными интересами технической направленности. Результаты анкетирования используются для подбора эффективных методов и форм личностно-ориентированного обучения, учета индивидуальных способностей и интересов обучающихся при выборе объектов труда по степени сложности, тематики творческих проектов, дифференциации практических заданий. Результаты анкетирования часто совпадают с собственными наблюдениями учителя, а порой дают информацию о пока не проявившихся склонностях и интересах обучающихся в техническом направлении. Учителю необходимо целенаправленно работать с потенциалом таких учеников, составляя индивидуальные программы их обучения. 2
В обучении играют роль гендерные различия. Для мальчиков более важна ориентация на практическое применение учебного материала в жизненных ситуациях, осмысленное принятие мотивов учения. Для них характерно развитие способностей к организации самостоятельной познавательной деятельности, стремление и самопобуждение к поисковой деятельности. На первый план выходит творческая инициатива при разрешении предложенных ситуаций. Для формирования познавательных интересов к предмету технология для мальчиков учителю необходимо учитывать высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразных нестандартных способов передачи информации; постоянное обновление предлагаемых для решения задач; большое количество логических заданий; минимизированное количество повторений пройденного материала; работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений. На уроках технологии используются дидактические средства, способствующие сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся. Межпредметные связи с биологией, литературой, информатикой и другими предметами дают возможность получать обучающимся полезную информацию о способах сохранения и укрепления собственного здоровья. Во время обязательных физминуток важно выполнять упражнения по релаксации определенных групп мышц в зависимости от трудовых операций, длительности и форм учебной деятельности обучающихся. Приемы рефлексии при подведении итогов урока или отдельных его этапов также способствуют поддержанию психологического здоровья обучающихся. При организации физминуток и рефлексии на отдельных этапах урока целесообразно интегрирование выполнения физических упражнений, восприятия информации по здоровому образу жизни, создания доброжелательного психологического микроклимата в отношениях между учителем и обучающимися, обучающихся друг с другом. Разноуровневое тестирование при контроле знаний и оценочная деятельность учителя на критериальной основе способствуют пониманию и осознанному восприятию обучающимися результатов обучения. Вариативные домашние задания последовательно развивают самоанализ и самоосмысление обучающимися своих возможностей при выполнении разного уровня сложности теоретической и практической работы. Тематика проектной деятельности предлагается также в зависимости от индивидуальных способностей, возможностей и интересов обучающихся. В целом обеспеченность уроков технологии и применяемые дидактические средства создают условия для сохранения физического здоровья обучающихся, профилактики предупреждения конфликтных ситуаций в ученическом сообществе и способствуют формированию навыков адекватной самооценки обучающимися собственных действий для успешной социализации в обществе. 3