Патриотическое воспитание школьников средствами Волонтёрского военно-патриотического центра "Патриот".

Автор: Хасанов Альфик Абдуллович
Должность: учитель истории и обществоведения
Учебное заведение: "Майнский многопрофильный лицей"
Населённый пункт: р.п. Майна Майнский район Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание школьников средствами Волонтёрского военно-патриотического центра "Патриот".
Дата публикации: 04.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Патриотическое воспитание школьников средствами

Волонтёрского военно-патриотического центра

«Патриот».
Патриотическое становление школьников является важнейшей задачей государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико- политической жизни. Изменение социально-экономической и политической системы государства оказало неоднозначное воздействие на сознание и поведение учащихся. В настоящий период, в различных сферах общественной жизни наблюдаются демократические процессы, идет строительство гражданского общества, предоставляются широкие возможности выдвижения личности, проявления инициативы и творчества, предпринимательской деятельности. Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2013 года «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой отечественной войне 1941-1945гг» и в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области о 30.11.2011 № 843-пр «О проведении Дней воинской славы России в ознаменовании 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг на территории Ульяновской области в 2011- 2015гг», принято постановление администрации муниципального образования «Майнский район» от03.03.2014 № 253 «О проведении дней воинской славы в ознаменование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Утверждён состав организационного комитета по подготовке и проведению дней воинской славы России, который обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления муниципального образования «Майнский район» и общественных объединений, утверждён план мероприятий по подготовке и проведению дней воинской славы России в ознаменование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для более успешной реализации плана мероприятий по патриотическому воспитанию граждан разработан проект муниципальной программы «Патриотическое воспитание на 2015- 2018 годы» На территории района развивается движение по созданию и развитию военно-патриотических клубов.
Наше общеобразовательное учреждение находится в рабочем посёлке Майна, овеянном славой отцов и дедов. Наш поселок по своему географическому положению и культурному наследию является благодатной почвой для патриотического воспитания школьников, имеет свою самобытную историю. Пятый год работает наш военно- патриотический центр «Патриот» - волонтёрский центр с подразделениями в школах, где есть музеи и уголки боевой и трудовой славы. Программа центра «Патриот» является составной частью плана учебно-воспитательной работы лицея и включает следующие направления: — гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; — историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков; — героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков; — духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни. Данная программа обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории России,
малой родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях. Цель: — Вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения. Задачи: — обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей); — приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу; — формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей; — воспитание чувства гордости к малой родине. Одно из самых важных, формирующих направлений – шефство над ветеранами ВОВ и труда. В связи с этим широко организована шефская работа над ветеранами поселка. Можно выделить следующие основополагающие принципы шефской работы обучающихся: гуманизм, преемственность, тесная и неразрывная связь с историей нашего города, гражданственность, общенациональность, веротерпимость. За каждым классом закреплены свои подопечные. На протяжении всего учебного года происходят встречи с нашими подшефными: посещение на дому,
приглашения на праздники, чаепитие, поздравления, подарки, участие в акциях, демонстрациях, шествиях. Члены центра «Патриот» снимают видео фильмы о ветеранах, потом эти материалы используется на уроках истории и при проведение классных часов. Собираем материалы для издания книги о детях войны. Регулярно происходит общение с Советом ветеранов нашего поселка, с районным Советом ветеранов. Цель этих мероприятий состоит в том, чтобы расширить знания, обучающихся о родном поселке, способствовать воспитанию чувств любви к малой Родине, уважению к людям, которые спасли наше Отечество в страшные годы войны; трудились на полях и на фабриках; строили промышленные предприятия. Данные мероприятия разнообразны: здесь и вступительное слово учителя, и выступления обучающихся, и рассказ ветеранов, и оживленный разговор двух поколений. В этот момент школьники чувствуют себя продолжателями дел старшего поколения. Дети понимают, что нужно беречь и ценить каждую минуту, проведенную с этими легендарными людьми, всё меньше их остается рядом с нами. Они личным примером показывают, как нужно преодолевать трудности. Встречи являются примером чистого и светлого человеческого отношения между ветераном и учеником, через них вырабатывается уважение, преклонения к семейным ценностям. Общение со своими бабушками и дедушками возвращает подростков к их корням, изменяется отношение к семье, окружающим, Родине. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить
сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Очень часто внимание наших современников к ветеранам Великой Отечественной войны несправедливо ограничивается лишь несколькими майскими днями, предшествующими Дню Победы, – на деле же эти героические люди заслуживают каждодневного внимания, почета, уважения и заботы. В ознаменование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. мы должны заранее подумать о том, как можно выразить свою признательность и благодарность ветеранам за их великий подвиг перед новыми поколениями. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи. Центр «Патриот» активно принимает участие в социально- патриотической акции «Призывник» с проведением патриотических мероприятий в школах района и торжественным мероприятием «День призывника» на котором призывники получают напутствие от ветеранов ВОВ, локальных войн, молодых людей, отслуживших в рядах РА, вручаются памятные подарки. Военным комиссариатам проводятся встречи с молодёжью, а также организованы выставки встречи, направленные на популяризацию военной службы по контракту.
Ежегодно выпускники нашего лицея, члены центра «Патриот», поступают на юридические и правовые факультеты высших и средне- специальных учебных заведений нашей области и России. Так, с 2008 года ребята обучаются в Академии МЧС, КЮИ при МВД, РАП, Суворовском училище военные училища и др. Второй год подряд проводится патриотический лагерь «Виват, Россия», объединяющий патриотические клубы Майнского района. Устроенный на средства победителя областного конкурса военно- патриотических клубов. Призовые деньги в сумме 20 тысяч были потрачены на проведение патриотического лагеря. В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся расширение экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своей образовательной организации в действующих музеях. В лицее заново создается комната Боевой славы на деньги заработанные членами центра «Патриот» - это гранты и помощь спонсоров. (материалы о ветеранах войны и труда, письма военных лет, ордена и медали, фотографии, аудио и видео записи). Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением. Изучение прошлого своей семьи, села, школы дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому
понятию – к стране, в которой ты живешь, а это помогает становлению гражданина, патриота великой России. Мы сотрудничаем военно-историческим центром «Набат», которым руководит О.А. Ерохин. Уточняем данные недоживших до Победы уроженцев нашего района. (Медальоны которые были найдены поисковиками). Хочется отметить, что члены ВВПЦ «Патриот» за 2012-2014 годы имеют следующие достижения: - призеры Всероссийской викторины посвящённой памятным датам Отечества Дипломами 3 степени. - призеры в межрегиональным турнире по военно–прикладному многоборью «Сивирская победа». -призеры в областном конкурсе военно-патриотических клубов на базе образовательных учреждений муниципальных образований Ульяновской области - призеры в Областной викторине, посвященной 67 –й и 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне «За нашу победу» - победители III областной смотр-конкурс агитбригад посвященной и 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Почетная грамота: Областное государственное учреждение «Центр патриотического воспитания населения Ульяновской области» В заключение нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное, учащихся, членов центра «Патриот» несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Участие в
работе центра формирует активную гражданскую позицию школьников, способствует личностному саморазвитию, обучает приемам учебной работы, формирует любовь и преданность Родине, готовность к ее защите. Именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.