"Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству писателя и поэта Корнея Ивановича Чуковского".

Автор: Зотова Елена Валентиновна
Должность: методист
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Районный центр детского юношеского технического творчества"
Населённый пункт: Ставропольский край, Петровский район, г.Светлоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству писателя и поэта Корнея Ивановича Чуковского".
Дата публикации: 04.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству писателя и поэта

Корнея Ивановича Чуковского.
Разработала: Зотова Елена Валентиновна, методист МКУ ДО РЦДЮТТ.
Познавательно-игровое занятие.
Цели:
Обучающие:
Познакомить с творчеством К.И.Чуковского. Формировать умение высказывать свои мысли, делать выводы.
Развивающие:
Развивать навык устной речи. Развивать память, воображение, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к чтению. Воспитывать умение общаться и слушать друг друга. Воспитывать нравственные качества: вежливость, терпимость, доброжелательность. Совершенствовать навыки личной гигиены.
Оборудование:
Компьютер, мультимидийная презентация, выставка книг Чуковского, сундук с атрибутикой: самовар, мыло, градусник, шарик, качели, плакат с изображением дерева, плакат с заданием. ХОД ЗАНЯТИЯ
1 слайд
В сорока минутах езды от Москвы, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, много лет жил высокий седой человек. Этого человека хорошо знали и любили все дети этого посёлка. Нет, не так: его знали и любили все дети нашей страны. Рано утром, в любое время года этого высокого седого человека можно было увидеть в саду: зимой - расчищающим дорожки, весной - копающим грядки и клумбы, летом – ухаживающим за цветами, осенью – подметающим опавшие листья.
2 слайд
После утренних прогулок, он любил подняться в комнату наверху, сесть у большого окна за столом и писать. Он сидел и писал.
3 слайд
1. Ехали медведи 2. Долго, долго крокодил На велосипеде, Море синее тушил А за ними кот Пирогами и блинами, Задом наперёд. И сушёными грибами. 3.Муха, Муха, Цокотуха 4. Одеяло убежало, Позолоченное брюхо! Улетела простыня. Муха по полю пошла, И подушка, как лягушка, Муха денежку нашла. Ускакала от меня.
4 слайд
Кто же мне скажет, о каком человеке мы говорим? Как его зовут? (Корней Иванович Чуковский.) А кто знает, как называются сказки, отрывки из которых вы только что услышали? («Тараканище», «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»)
5 слайд

Да, Корней Иванович Чуковский был писателем. Он писал стихи, прозу, сказки, загадки, и писал в основном для детей. Поэтому мы называем его детским писателем.
6 слайд
Обратите внимание на экран. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Его знали все маленькие жители всей нашей страны, и за её рубежами.
7 слайд
Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям “ от двух до пяти”, настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.
8 слайд
Корней Иванович очень любил детей, и дети любили его. Он с удовольствием играл с ними, бегал наперегонки. Вот почему дети звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».
Ученик.
Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве “ Бармалея ” И “ Крокодила” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник. Как вырос он таким учёным, Не зная самых главных книг?
9 слайд
Корней Иванович Чуковский писал не только сказки, стихи, но и загадки. И вот сейчас, от имени этого ласкового великана, этого «дяди Чукоши» я загадаю вам загадки. Посмотрим, сможете ли вы их отгадать. Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо — Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.)
10 слайд
Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода Тверда, Словно каменная! (Коньки.)
11слайд
Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём. Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем. Но чуть вечер на порог, Остаёмся мы без ног, А безногим — вот беда! — Ни туда и ни сюда! Что ж? Полезем под кровать, Будем там тихонько спать, А когда вернутся ноги, Вновь поскачем по дороге. (Детские ботинки.)
12 слайд
Мудрец в нём видел мудреца, Глупец — глупца, Баран — барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну — обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)
13 слайд
Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт - Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)
14 слайд

15 слайд
Молодцы, вы здорово разгадываете загадки. Давайте продолжим дальше разговор о детском писателе Корнее Ивановиче Чуковском. Корней Иванович был очень весёлым человеком, даже свой день рождения он праздновал 1 апреля – в день смеха, хотя родился 31 марта. А ещё он был очень большим фантазёром. Оказывается, его настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Догадались, как он стал Корнеем Чуковским? (переделал свою фамилию). На этом его фантазии не закончились. Он не только себе придумал литературное имя, но и своим героям давал очень интересные имена.
16 слайд
Вот подумайте, как появились МОЙДОДЫР, АЙБОЛИТ.
17 слайд
Вообще-то писателем-сказочником Корней Иванович стал совершенно случайно. Случилось это так. Заболел его маленький сынишка. Мальчик капризничал, плакал, не мог заснуть. И тогда Корней Иванович стал рассказывать ему сказку:
18 слайд
Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил Крокодил, Крокодил, Крокодилович. Мальчик затих, и стал внимательно слушать. Наутро, проснувшись, он стал просить папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Так вот и появилась на свет сказка, которая называется… «Крокодил». А в каких сказках Корнея Ивановича ещё встречается крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце»). Давайте вспомним, какую роль играл крокодил во всех этих сказках.

19 слайд
В сказке «Тараканище»? Крокодилы в крапиву забилися… (испугались таракана)
20 слайд
В сказке «Мойдодыр»? Грязнуле попался Крокодил Он с Татошей и Кокошей По алле проходил И мочалку, словно галку, Словно галку, проглотил. А потом как зарычит на меня, Как ногами застучит на меня: «Уходи-ка ты домой, говорит, Да лицо своё умой, говорит, А не то, как налечу, говорит, Растопчу и проглочу, говорит».
21 слайд
В сказке «Краденое солнце»? Крокодил проглотил солнце. Кто победил крокодила? (медведь) Испугался крокодил, Завопил, заголосил, А из пасти Из зубастой Солнце вывалилось, В небо выкатилось!
22 слайд
В сказке «Телефон»? Что просил крокодил по телефону? Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. Ну, что ж, вы молодцы, отлично знаете сказки Чуковского. Предлагаю вам немножко поиграть. Вам нужно с оединить героя сказки с поступком, который он совершил. Айболит Зажгли море. Воробей Проглотил солнце. Крокодил Помыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Федора Потушила море. Медведь Спас Муху – Цокотуху. Бабочка Съел таракана. Лисички Вылечил зверей. Молодцы, ребята, вы отгадали все поступки.
23 слайд

А вот я хочу проверить, как вы внимательно слушали мой рассказ про Корнея Ивановича Чуковского. Назовите настоящее имя писателя? (Николай Васильевич Корнейчуков). А как Николай Васильевич стал писателем? Ну, что ж, молодцы. Внимательно слушали. Тогда давайте продолжим дальше наш разговор.
24 слайд
К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба. Учащиеся инсценируют отрывок из сказки “Муха-Цокотуха”.
25 слайд
Кто из вас скажет, что это за герой? (Мойдодыр). А кто помнит, как появилось такое название? (Мой до дыр). А вот я вам сейчас расскажу, как появилась эта сказка. Как-то раз Корней Иванович работал в своём кабинете. И вдруг услышал рыдания своей младшей дочери. Оказывается, она не хотела мыться, а мама её заставляла. Тогда Корней Иванович вышел из своего кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал:
26 слайд
Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам! Так и появилась сказка «Мойдодыр». Давайте её с вами вспомним.
27 слайд
Одеяло убежало, Улетела простыня. И подушка, как лягушка, Ускакала от меня.
28 слайд
Я за свечку, Свечка – в печку. Я за книжку, Та – бежать И вприпрыжку под кровать.
29 слайд
Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Ускакал как от огня. Что же случилось, почему от мальчика убежали все вещи? И что же произошло дальше?

30 слайд
Вдруг из маминой из спальни Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой. Приложение 5, Слайд 6 Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! И что же сделал Мойдодыр?
31 слайд
Он ударил в медный таз И вскричал: «Кара-барас!» И сейчас же щётки, щётки, Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть, Приговаривать: «Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!» А как же повёл себя мальчик? (Убежал от мочалки) (Побежал домой, умылся и к нему вернулись все его вещи). И сам Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир, подбежал к мальчику:
32 слайд
«Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!» А чему же учит эта сказка?
33 слайд
Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым – Трубочистам – Стыд и срам! Стыд и срам! Но вот я смотрю на вас чистеньких, аккуратненьких и понимаю, что вам никакой Мойдодыр не страшен и что сказка эта написана явно не про вас.
34 слайд

Ученик
Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, И в ванне, и в бане, Всегда и везде – Вечная слава воде!
35 слайд
Ой, ребятки, а это что такое? Да, какой-то волшебный сундук. А вы хотите узнать, что в этом сундуке? В этом сундуке много всякой всячины. Сейчас мы эту всячину будем выпускать из сундука. А ваша задача отгадать, кому принадлежит тот или иной предмет.
1. Воздушные шарики следует отдать комарикам из сказки «Тараканище». (Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд, а за ним комарики на воздушном шарике). 2. Мыло и мочалку отдадим Грязнуле из сказки «Мойдодыр» 3. Самовар отдадим Мухе-Цокотухе. 4. Термометр и стетоскоп отдадим доктору Айболиту 5. Пистолеты отдадим Бармалею 6. Блюдца мы отдадим Федоре из сказки «Федорино горе» 7. Качели и карусели мы отдадим газелям из сказки «Телефон» Волшебный сундук пуст. А вы – молодцы! Все вещи хозяевам отдали. Тот-то они вам будут благодарны!
36 слайд
Посмотрите-ка, у нас зазвонил телефон. А в какой сказке у Корнея Ивановича целый день звонил телефон? («Телефон»). Сейчас мы с вами увидим эту сказку на экране. И для вас – сюрприз. Рассказывать эту сказку будет сам Корней Иванович Чуковский. (Просмотр мультфильма «Телефон» 1944 года выпуска).
37 слайд
Ещё много раз вы будите встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Вы познакомитесь с его воспоминаниями о писателе Б.Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомитесь с Чуковским- переводчиком. Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки- тики-тави” и другие. (Показ книг). Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание: Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, Что ни день – мои мысли добрей и светлей. Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском, Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей. И, усталого, старого, тешит меня Бесконечная их беготня и возня. Да к чему бы и жить нам на этой планете, В круговороте кровавых столетий, Когда б не они, не вот эти Глазастые, звонкие дети… Посмотрите, какое ласковое, весёлое, улыбающееся сегодня солнышко. Оно светит всем вам, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы хорошо себя чувствовали, чтобы всё в это жизни вас радовало! Таково и всё, что написано Корнеем Ивановичем Чуковским. Его сказки, стихи, загадки тоже можно сравнить с солнышком, потому что они дарят нам радость, заставляют нас улыбнуться и почувствовать себя счастливыми людьми. Давайте скажем Корнею Ивановичу Чуковскому за это большое спасибо!
38 слайд
У Корнея Ивановича была еще одна сказка, называющаяся «Чудо-дерево», на которой росли сапожки, туфельки, башмачки. А я предлагаю вам создать свое чудо-дерево, попрошу вас подойти, взять по одному листочку и наклеить на наше волшебное дерево. Листочки будут характеризовать ваше отношение к сегодняшнему нашему мероприятию: если вам было интересно и все понравилось – то листочек будет зеленым, если было интересно, но иногда скучно – то оранжевый, а если неинтересно и скучно – то розовый.
39 слайд
Спасибо, ребята за участие, до новых встреч!