"Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками - важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы".

Автор: Попович Оксана Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ с.Таремское
Населённый пункт: Павловский р-он, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками - важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы".
Дата публикации: 04.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Выступление на педагогическом совете:

«Взаимодействие классного руководителя

с учителями-предметниками – важнейшее

условие повышения качества

учебно-воспитательной работы».


«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками

– важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной

работы».
Основные задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, который является основным звеном связи “дети – родители – учителя”. Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями- предметниками нельзя назвать новой, хотя ошибки, допущенные в межличностных отношениях той или иной стороной, осложняли учебно- воспитательный процесс. Эта проблема актуальна, так как все классные руководители являются и учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли. Функции классного руководителя: • Обеспечение жизни и здоровья обучающихся • Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями • Содействие освоению школьниками образовательных программ • Воспитание у обучающихся патриотических чувств • Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения • Развитие социальной компетентности учащихся • Программирование воспитательной работы с классом • Профилактическая работа Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в
классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения. Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников входят такие вопросы как: - экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования учащихся класса наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и проч. специфические черты коллектива и личности), – организованность (обеспечение дисциплины и самодисциплины, самоорганизации класса), - дифференциация и индивидуализация (учет особенностей при определении ориентиров воспитания и обучения школьников, адресность педагогических вмешательств), - последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся.
В основе взаимодействия классного руководителя и учителей класса

лежат:
 взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса ;  взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;  заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;  совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместная работа по реализации намеченных задач;  совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;  совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, организует совместно с учителями-предметниками поиск
средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время. Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися. В ряде случаев необходимо организовывать и
ндивидуальную

консультацию учителя со специалистами
, если у него возникают проблемы с ребенком. Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т. к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи. Оно необходимо для: · Помощи в работе по развитию познавательных интересов; · Содействия при контакте с родителями учащихся; · Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;
Наиболее распространенными формами взаимодействия классных

руководителей с учителями предметниками являются:
1) знакомство с требованиями к учебному и предмету, изучение отношения учащихся к предмету, контроль за успеваемостью по предмету; 2) изучение стиля, методов и приемов работы своих коллег с учащимися, выявление успехов, проблем, достижений, эффективных способов работы учителей со школьниками и родителями. В то же время кл.рук-ль заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями. 3) посещение классным руководителем уроков, с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
4) мини - совещание классного руководителя с учителями - предметниками, работающими в классе, Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, должны получать информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. 5) приглашение учителей – предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями - предметниками, 6) индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе. А учителя вовремя информируют классного руководителя о возникновении проблемной ситуации. 7) подготовка и проведение предметных недель и внеклассных мероприятий. Кл. рук-ль привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности, 8) обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем, проведение дней открытых дверей для родителей. Многие наши ученики активно и результативно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня, поэтому классный руководитель и учителя-предметники совместно осуществляют поиск средств и способов, обеспечивающих успешность в самореализации обучающихся.
Запомните , что классный руководитель – это не работа это образ жизни. Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти своё место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.