"Личностно-ориентированная технология iTRAINIUM"

Автор: Королева Мария Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ с углубленным изучение отдельных предметов №24"
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Личностно-ориентированная технология iTRAINIUM"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование личностно – ориентированной

технологии электронного обучения iTRAINIUM для

повышения эффективности и качества

самостоятельной (домашней) работы обучающихся

по английскому языку
Королева Мария Юрьевна – учитель экспериментатор 1
Появление новой техники и Интернета, несомненно, формирует и новые черты личности – НОВЫЕ ЧЕРТЫ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Современные учащиеся мобильны, гибки, способны быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, но при этом сравнительно легко относятся к проигрышу (что снижает эффект от мотивации, вызванной желанием быть лучшим); - способны к многозадачности, но при этом они не умеют длительное время сосредотачиваться на определенном виде деятельности, чаще всего неаккуратностны и невнимательны к деталям (что сводит к минимуму положительный эффект от умения решать несколько задач одновременно); - избегают сложной вдумчивой работы. Возникает вопрос:
позволяют ли современные учебные пособия

сформировать грамматическую компетенцию
? В существующих учебниках, есть масса положительного – красочные иллюстрации, увлекательные и познавательные тексты социокультурной направленности, разнообразные аудиоматериалы, интересные упражнения, занимательные коммуникативные задания. В них также представлен в том или ином виде грамматический справочник. К ним, как правило, прилагается рабочая тетрадь с дополнительными упражнениями для самостоятельной работы и книга для учителя с рекомендациями, тестами для контроля усвоения пройденного материла. Однако проблема формирования грамматической компетенции обучающихся как на уроках английского языка, так и во внеурочное время зачастую остается нерешенной: дети на английском языке не разговаривают, количество грамматических ошибок с каждой новой пройденной темой нарастает, пересказы выполняются формально, интерес к выполнению заданий творческого характера типа устного обсуждения или письменного сочинения 2
минимальный. На вопросы, проверяющие понимание прочитанного, дети отвечают односложно, используя универсальные слова типа certainly, of course, sure, не требующие употребления никакой грамматики, а во время обсуждений ограничиваются все теми же короткими репликами или просто зачитывают подходящую фразу из учебника.
Общая характеристика ЭУМК по грамматике, созданном на базе

личностно-ориентированной технологии электронного обучения

iTRAINIUM
Данный учебный комплекс
нацелен
прежде всего
на практику
и
ориентирован на вовлечение учащегося в активную деятельность
по усвоению учебного материала. Учебный комплекс состоит из ряда модулей, каждый из которых посвящён отдельной грамматической теме, изучаемой в 5-7 классах школы. В каждом модуле приведена вся необходимая теоретическая информация по теме. Учебный комплекс разрабатывался таким образом, чтобы ученик мог
полностью самостоятельно
изучать излагаемый в нём материал и выполнять соответствующие упражнения. Данный ЭУМК
ориентирован на русскоязычных учащихся
. Изложение грамматических правил даётся с учётом особенностей восприятия русскими учениками особенностей английского языка. Комплекс включает в себя ряд упражнений на понимание разницы между различными категориями русского и английского языков. Комплекс также нацелен на создание у учащихся
полной картины
каждого освещаемого грамматического явления. В теоретических блоках приводится много различных примеров употребления рассматриваемых грамматических конструкций, в упражнениях все эти примеры отрабатываются. Вот несколько примеров:  Грамматические правила описаны подробно, на русском языке, с примерами. Кроме того, теоретическая информация разбита на небольшие части, каждая из которых заканчивается вспомогательным мини-упражнением типа 3
«Попробуй сам!». Это сделано для того, чтобы удержать внимание нашего нового субъекта образовательного процесса на изучаемом явлении, и дать ему возможность сразу же применить на практике только что изученную часть правила.  В каждом теоретическом блоке есть примечания, обращающие внимание читателя на возможные трудности и ошибки, характерные для русскоязычных учащихся при изучении данной темы. Каждое примечание также снабжено упражнением типа «Попробуй сам!».  Кроме обычных примечаний, в теоретическом блоке иногда присутствуют примечания типа «Для справки» – информация в этих примечаниях не обязательна для запоминания, упражнений на отработку этой информации не приводится. Основная цель таких примечаний – устранить возможные неясности, с которыми ученики могут столкнуться при использовании английского языка на практике, и способствовать более глубокому пониманию темы.  После изложения основного материала, в теоретических блоках также приводятся обзорные схемы, которые представляют собой краткую сводку только что изложенных правил и позволяют учащемуся составить целостную картину изучаемого грамматического явления.  После каждого теоретического блока следует блок упражнений на тренировку и закрепление изученного. Упражнения внутри блоков организованы определённым образом – по задумке автора, реализованная в модулях организация упражнений должна способствовать последовательному усвоению грамматических правил и формированию речевых навыков по принципу «от простого к сложному».  Таким образом, в рамках модуля каждый ученик получает подробную «грамматическую памятку» по изучаемой теме. Ученики, что-то не понявшие на уроке или не присутствовавшие на нём (например, по причине болезни), получают возможность полноценно разобрать и проработать соответствующую тему самостоятельно. Такое построение модулей также 4
может способствовать уменьшению времени на объяснение грамматических правил на уроке.
Обучение в iTRAINIUM – это, прежде всего, выполнение упражнений.
Как организуется самостоятельная работа учащихся в программе iTRAINIUM? На домашнем компьютере каждого ученика устанавливается программа «Рабочее место ученика». На компьютере учителя устанавливается программа «Рабочее место учителя». По мере прохождения материала в рамках школьного курса учитель задаёт ученикам для самостоятельного изучения соответствующие модули комплекса. Каждый модуль (в виде специального файла) рассылается ученикам по электронной почте. На изучение модуля ученикам даётся определенный срок. (В зависимости от сложности, один модуль обычно изучается 3-4 недели.) В течение этого срока ученик должен на своём компьютере (в «Рабочем месте ученика») изучить модуль, сделать приведённые в нём упражнения и выслать результаты своей работы (в виде специальных файлов) учителю. После получения файлов с результатами учитель открывает их на своём компьютере в «Рабочем месте учителя» и смотрит, все ли упражнения выполнил ученик, и с каким качеством он их выполнил – то есть, добился ли ученик 100%-ой правильности выполнения всех упражнений. При этом, в отличие от обычного способа выполнения домашнего задания, когда ученик узнаёт о том, насколько правильно он его выполнил, только через несколько дней (после его проверки учителем), данная технология позволяет ученику сразу же получать обратную связь «электронного учителя» – то есть, немедленно видеть и пытаться исправить свои ошибки. Здесь надо отметить, что правильный ответ в случае ошибки программой выдаётся не сразу, а только после того, как все попытки, отведенные ученику на самостоятельное решение задачи, израсходованы. То есть, у ученик есть возможность понять, в чём именно он ошибся, и самостоятельно исправить ошибку. Это стимулирует ученика лишний раз подумать, вспомнить выученное правило, повторить пройденный материал. Кроме того, программа ведет 5
«журнал успеваемости», фиксируя не до конца выполненные или некачественно выполненные упражнения. Это стимулирует учащихся к тому, чтобы они возвращались к заданиям, в которых они допускали ошибки, выполняли эти упражнения снова и снова. То есть, в каком-то смысле ученик одновременно выполняет домашнюю работу и делает «работу над ошибками». Это позволяет повысить качество и интенсивность самостоятельной работы ученика. Кроме того, благодаря возможности сразу же убедиться в правильности выполнения задания самостоятельная работа становится для ученика увлекательным занятием – чем-то вроде игры, целью которой является безошибочное выполнение упражнения. Наш опыт показывает, что некоторые ученики для этого даже выполняют одно и то же упражнение несколько раз – пока не добьются безошибочного результата. При этом каждый ученик работает индивидуально, на своём компьютере, в спокойной домашней обстановке, в удобном для него режиме и темпе. Благодаря тому, что программа сама проверяет правильность выполнения упражнений, время, затрачиваемое учителем непосредственно на проверку домашней работы, значительно сокращается. Учителю остаётся лишь проверить сам факт выполнения всех упражнений домашней работы. В то же время, все ошибки, совершённые учеником во время выполнения упражнений, сохраняются программой, и могут быть просмотрены учителем при проверке домашней работы. Таким образом, учитель получает ранее недоступную для него информацию («ход рассуждений ученика»), которая представлена в электронном виде и может быть при необходимости систематизирована. Благодаря этому, учитель может планировать свою
урочную работу
, основываясь на типовых ошибках, допущенных учениками в ходе их самостоятельной работы, или
индивидуальную работу
с каждым учеником в рамках консультации, или
разговор с родителями
на предмет прилежания их ребенка. Главное, чем отличается самостоятельная работа учащегося в программе iTrainium от работы в других электронных программах – и это, безусловно, огромное преимущество данной технологии – это то, что
самостоятельная
6

работа ученика находится под постоянным контролем учителя благодаря

связи рабочего места ученика с рабочим местом учителя
. Учитель, получив от ученика выполненные упражнения, может увидеть не только, насколько полно и качественно они выполнены, но и какого числа и в какое время они выполнялись, сколько времени было на это затрачено, сколько попыток предпринял ученик, чтобы исправить свои ошибки, и как он эти ошибки исправлял. Одинаково важно и то, что ученик также знает, ЧТ О увидит учитель, получив от него выполненные упражнения, что повышает его ответственность за конечный результат. 7

Результативность
Результативность обучающихся отслеживается выполнением срезовых контрольных работ и анкетированием (сентябрь2014г, январь 2015г).
Сравнение результатов КР№1 и КР№2. (6 классы)
Срок обучения с iTRAINIUM на момент выполнения КР№2 ~ 4 месяца.
тип

изучения

языка

группа

Средний балл

Разниц

а в

балле

за КР

Результаты

статистическог

о анализа***

Выводы

КР№

1

КР№

2
углублённое (38 учащихся) экспериментальна я (64 учащихся) 40,6 33,0 -7,6* разница в среднем балле за КР статистически
незначима*
(p = 0,065) группа написал а КР№2
на том

же

уровне
, что и КР№1 контрольная (48 учащихся) 12,6 18,3 5,7* разница в среднем балле за КР статистически
незначима*
(p = 0,541) группа написал а КР№2
на том

же

уровне
, что и КР№1 традиционно е (75 учащихся) экспериментальна я (65 учащихся) 21,9 29,5
7,6**
разница в среднем балле за КР статистически
значима**
(p = 0,012) группа написал а КР№2
лучше
, чем КР№1 контрольная (48учащихся) 20,6 10,5
-10,1**
разница в среднем балле за КР статистически
значима**
(p = 0,000) группа написал а КР№2
хуже
, чем КР№1 * разница незначима на уровне значимости p = 0,05 ** разница значима на уровне значимости p = 0,05 *** статистический анализ проводился с использованием критерия Уилкоксона для связных выборок 8

Прогресс по среднему баллу за КР (группы с традиционным изучением

языка).

Результаты анкетирования учеников экспериментальных групп (60

учеников).

1. Отношение к программе.
Нравится ли тебе, в целом, работать в программе iTRAINIUM? (тёмно-зелёный цвет соответствует ответу «да, нравится», светло-зелёный цвет – ответу «скорее нравится, чем нет»)
Выводы: отношение к программе среди детей преимущественно

положительное.
9

2. Интерес к работе в iTRAINIUM (сравнение обычного способа

выполнения домашней работы в бумажной тетради с выполнением

домашней работы в iTRAINIUM).

Где тебе интереснее делать домашние задания?

Где бы ты хотел делать домашние задания?

Выводы: программа большинству детей интересна, работать в ней им

нравится – часто даже больше, чем работать в тетради. Прогноз на

подтверждение гипотезы о повышении мотивации детей к выполнению

ДР по АЯ в результате применения iTRAINIUM – положительный.

3. Эмоциональное состояние при работе в iTRAINIUM (сравнение

обычного способа выполнения домашней работы в бумажной тетради с

выполнением домашней работы в iTRAINIUM).

В каком случае ты больше боишься ошибиться

при выполнении домашней работы по АЯ?
10

В каком случае ты чаще доволен результатами своей работы

при выполнении домашней работы по английскому языку?

Выводы: в целом, при использовании iTrainium эмоциональное

состояние учащихся при выполнении домашней работы по английскому

языку, по крайней мере, не ухудшается (по сравнению с эмоциональным

состоянием при традиционном способе выполнения домашней работы по

английскому языку).

4. Субъективное ощущение пользы от программы.

Помогает ли тебе программа iTRAINIUM в изучении английс?
(тёмно-зелёный цвет соответствует ответу «да, помогает», светло-зелёный цвет – ответу «скорее помогает, чем нет») 11

Положительные изменения, отмеченные учащимися в своих знаниях (для

каждого пункта указан процент учащихся, отметивших соответствующие

изменения):
● стал делать меньше ошибок в письменных работах – 55%; ● выучил новые слова – 48%; ● понял правила, которые раньше не понимал – 45%; ● стал лучше понимать по-английски – 40%; ● стал быстрее читать по-английски – 36%; ● стало легче формулировать предложения на английском языке – 33%; ● стало легче выполнять задания в классе – 26%.
Выводы: программа воспринимается учениками как полезная; ученики

отмечают положительные изменения в своих знаниях.

5. Преимущества и недостатки, отмеченные учениками.

Преимущества (для каждого пункта указан процент учащихся,

отметивших соответствующее преимущество):
● программа сразу проверяет ответ – 81% ● можно переделывать упражнения – 76% ● программа показывает ошибки – 62% ● правила объясняются подробно и понятно – 55% ● интересен сам процесс выполнения упражнений: хочется всё сделать правильно с первого раза – 55% ● упражнения типа «Попробуй сам!» помогают лучше понять и запомнить правила – 50%
Недостатки (для каждого пункта указан процент учащихся, отметивших

соответствующий недостаток):
● много упражнений в каждом модуле – 55% ● много задают на дом – 53% ● в программе нет картинок – 53% ● приходится долго сидеть за компьютером – 52% 12

Вывод

iTrainium – технология деятельностного типа,
позволяющая строить образовательную деятельность обучающихся учитывая их особенности. Применение данной программы способствует достижению метапредметных результатов обучения, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте, а именно:  умение самостоятельно планировать пути достижения целей  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения  умение организовывать учебное сотрудничество с учителем; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов  построение индивидуальной образовательной траектории  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции) 13