"Навстречу друг другу" - толерантность

Автор: Приймак Екатерина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Вихоревская СОШ № 2"
Населённый пункт: город Вихоревка
Наименование материала: классный час
Тема: "Навстречу друг другу" - толерантность
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Классный час.

Тема: «Навстречу друг другу».

Цель:
 формирование толерантности к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья;  формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы;  формирование чувства милосердия к окружающим людям;  воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Форма проведения
: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Оборудование:
компьютер для показа видеоролика.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА;

I.

Организационный момент

II.

Сообщение темы и целей занятия.
«Навстречу друг к другу» -Как вы понимаете тему нашего занятия? -Какими качествами человек должен обладать, чтобы считать себя человеком?
III.

Работа над содержанием слова «толерантность»

Вступительное слово:
– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует. У кого-то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но, к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться. У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн : «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
Проведение «Круглого стола»

с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными

вопросами.

1. Представление. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная сучителя, произ носят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич». Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривыч но, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориен тир на будущее, на взросление. - Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувст вовать их настроение, стараться никого не обижать.
2. Беседа «Все мы разные, и тем не менее у нас много общего» (высказывание

собственных мнений)

3. Упражнение «Сходства и различия».
На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две полови ны, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». Далее ученики называют, а учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля. 2
- Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества? - Национальность влияет на взаимоотношения людей? - Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить? - Какие религии вы знаете? - Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей? - Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека? - Как общаются между собой старые и молодые люди? О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выраже ниям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны дру гой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
4. Упражнение «Давайте пофантазируем...»
Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совер шенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.). - Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? - Хорошо или плохо, что мы все разные? - Как жить в мире, где столько разных людей? Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
5.Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы

отличаемся друг от друга? Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и

карандаш.
♦ «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить». ♦Учитель предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, ко торые отличают его от других. Это может быть признание своих досто инств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.) ♦ Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут). Учитель предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет от гадывать, кто автор утверждений. ♦ Учитель собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспек ты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга. Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, ес ли это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам. - Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче при нимать «инакость» партнера.
7. Формулируем определение толерантности.
Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Жизнь - театр, у каждого свои роли. Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д. Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться. 3
Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному. А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам? Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? По можем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вы нести ведро с мусором или сходить в магазин? Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных? Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». � Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.  Стремление к полноценной реализации своих способностей.  Умение понимать и познавать других людей.  Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов. Какие критерии толерантности вы можете подобрать:  Равноправие,  Взаимоуважение членов группы,  Равные возможности  Сохранение культурной самобытности народов,  Свобода вероисповедания,  Позитивная лексика в вопросах межэтнических, межрасовых и в отношениях между полами.
8. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки на клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».
IV.

Итог занятия.
Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно. чтобы он чувствовал себя необходимым , чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя. 4