"Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Автор: Элесханова Милана Аликовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: РСО - Алания г. Моздок
Наименование материала: конспект
Тема: "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока "Внутренняя политика Николая I". 8-й

класс
 Элесханова Милана Аликовна  , учитель истории и обществознания
Разделы:
История и обществознание
Цели урока:
1. Обучающие:  познакомить учащихся с личностью Николая I;  его внутренней политикой, её основными направлениями. 2. Развивающие:  совершенствовать умения учащихся работать с учебником;  развивать навыки анализа документов;  совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;  развивать коммуникативную культуру. 3. Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.
План урока:
1. Проверка домашнего задания. 2. Объявление темы и целей урока. 3. Личность Николая I. 4. Основные направления внутренней политики Николая I. 5. Общее значение деятельности Николая I. 6. Запись и пояснение домашнего задания. 7. Выставление оценок. 8. Подведение итогов урока.
Подготовка к уроку:
1. Деление учащихся на группы. 2. Подборка раздаточного материала.
3. Сообщение учеников о личности Николая I, его помощников. 4. Подготовка мультимедийных слайдов.
Оборудование:
мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.
Ход урока

1. Проверка домашнего задания

У.:
Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов.). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий (Приложение 1). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.
2. Объявление темы и целей урока

У.:
Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради
темы
.) Как вы думаете, какие
цели
преследует наше занятие? (Ответ 1-2 учащихся.) Вы правильно видите цели урока. Я тоже их определила. Давайте, сравним (на экране появляется слайд с целями урока, а учитель их комментирует). Как видите, наши мысли совпали:
Цели урока:
1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях; 2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы; 3. воспитывать интерес к историческим личностям. Постараемся выполнить то, что запланировали.
3. Личность Николая I
На экране Слайд 7. Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.
У.:
Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения. После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? (На экране – соответствующая цитата) Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока. О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.
Рассказ ученика:
Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.
Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда. Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.
У.:
К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной.) — Какие обстоятельства повлияли на его характер? Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.
Документ.
Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний». Вопросы к документу:  Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность)  Какая организация была идеалом для Николая I? (армия)  Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности)
4. Основные направления внутренней политики Николая I

У.:
Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие. На экране появляется слайд Внутренняя политика Николая I Учащиеся начинают запись в тетради: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I. УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ 1. Централизация управления государством: o усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии; o увеличение количества чиновников и расширение их полномочий. 2. Борьба с революционными настроениями: o а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф – А.Х. Бенкендорф); o б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году. На экране по ходу рассказа учителя появляются слайды с направлениями политики императора Николая.

У.:
После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть. Далее учитель комментирует схему на доске.
У.:
Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов. Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф, о котором расскажет мой помощник.
Рассказ ученика:
Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.
У.:
Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.
Работа в группах.
Учитель предлагает учащимся представить себя живущими и работающими в николаевское время (Приложение 2). Используя материалы параграфа 10, 1-я группа «Жандармы» должна сдать экзамен на чин унтер-офицера и выполнить задание; 2-я группа «Цензоры» подготовят рецензию на стихотворение А.С. Пушкина; 3-я группа «Чиновники» должна определить, как можно улучшить работу министерств и ведомств. Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича. Продолжение записи в тетради: УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ 1. Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский). 2. Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв). На экране – соответствующий слайд.
У.:
Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику. На экране – портрет М.М. Сперанского.

Рассказ ученика:
Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс- секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.
У.:
Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву. На экране – портрет П. Д. Киселёва.
Рассказ ученика:
Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.
У.:
Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.
5. Общее значение деятельности Николая I

Работа в группах.
Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований группы по параграфу 10 выполняют задания (Приложение 3). На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока. Появляется слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием? Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.
«ДА»

«НЕТ»
Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия: учредил 3-е отделение, принял «Устав о цензуре». Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос. Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.
6. Запись и пояснение домашнего задания
Для закрепления изученного на уроке ученикам предлагается выполнить домашне задание: Дайте общую оценку внутренней политики Николая I . В этом вам помогут документы и вопросы на странице 62 (устно).(Соответствующий слайд) — Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Чтобы подробнее познакомиться с их судьбой, я предлагаю вам почитать книги, которые есть в классе и в школьной библиотеке.
7. Выставление оценок
Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.  Хочу отметить учеников, подготовивших сообщения, которые были построены грамотно, лаконично, научно и несли для вас новую информацию;  руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;  содержательными были устные ответы следующих учеников…
8. Подведение итогов урока


У.:
Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы: 1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях; 2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы; 3. воспитывать интерес к историческим личностям. (Новый слайд.)  Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?  Назовите документы с которыми работали.  С какими личностями вы познакомились?  Какие понятия были ключевыми на уроке?  Можно ли считать цели урока выполненными? Выслушав ответы учеников, учитель заканчивает урок. Тест — Приложение 1, работа в группах-1 — Приложение 2, работа в группах-2 — Приложение 3, Канцелярия —Приложение 4, основные понятия — Приложение 5, личности — Приложение 6, самоанализ урока — Приложение 7. Презентация — Приложение 8.