Литературная гостиная "Мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Автор: Ермакова Марина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Верх-Иньвенская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Верх-Иньва
Наименование материала: Конспект урока по литературе
Тема: Литературная гостиная "Мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Литературная гостиная. «Мысль семейная» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война

и мир».
Цели: 1)
образовательные:
· погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; · познакомить с главными персонажами; · учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; · на материале романа Л. Н. Толстого “Война и мир” раскрыть тему “Мысль семейная”, используя элементы анализа средств создания образов героев; · через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи; · показать сходство и контраст как основные идейно - художественные принципы повествования у Толстого.; · Создать модель счастливой семьи в понимании Л.Н.Толстого;
2) развивающие:
· закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении; · развивать исследовательские навыки учащихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы; · разобраться в вопросах, которые ставит перед собой писатель: «Что есть жизнь «настоящая?», «Что скрепляет семью?»; · формировать собственный семейный идеал учащихся; · развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь;
3) воспитательные:
· воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого; · прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач.
Межпредметная связь:
история, русский язык, информатика.
Тип урока:
эвристическая беседа с элементами проектирования; урок –диалог. Методические приемы: частично – поисковый, исследовательский, эвристический, выборочная работа с текстом, информационный, творческий проект.
Формы работы:
индивидуальная, групповая. Форма урока: литературная гостиная.
Оборудование:
иллюстративный материал, компьютер, проектор, творческие работы учащихся; на доске записаны вопросы:
«Что есть жизнь «настоящая?»

«Что скрепляет семью?»;
музыка Л.Бетховена «Лунная соната», (классическая музыка); песня «Родительский дом». Запись с голосом Л.Н.Толстого. На партах у детей роман Л. Н. Толстого “Война и мир”, отпечатанные задания для работы в группах по 3 – 4 человека; вырезанные из цветной бумаги “лучики солнца”, фломастеры. Оформлены по- домашнему (скатерти на столах) столы с надписями:
«семейное гнездо Ростовых»; «семейное гнездо Безуховых»; «семейное гнездо Курагиных»; «семейное гнездо Болконских». Использование диска «Война и мир»; предварительная творческая работа – составить семейный кодекс семьи Ростовых После самостоятельной работы ребята из групп выходят к доске и прикрепляют «лучики солнца» в виде круга – солнца, в середине – фотография ребенка Сравнительная таблица Аспект Ростовы Болконские Курагины Манера поведения Граф Ростов Наташ а Никола й Старый князь Андре й Марь я Князь Василий Эле н Анатоль Черты характера Отношение к окружающим Жизненные цели Ход урока. 1. Организационный. момент. Здравствуйте, рада вас всех видеть, нас ждёт сегодня исследование по теме “Мысль семейная” в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Я надеюсь, что с этим вы справитесь прекрасно! Вначале стихи Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда – Сиянье ваших умных глаз! Мои соавторы и судьи! Я знаю – каждый в классе гений. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. На слайде портрет Л.Н.Толстого Звучит Л.Бетховена «Лунная соната» (классическая музыка) 1.Вступительное слово учителя. -Л.Н.Толстого не было бы, если бы мы не читали его. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир», жизнь книги начинается снова. И она не та, которою жила книга до сих пор. Книга та же, Л.Н.Толстой тот же, но вот читатель совсем другой. А писатель открыт всем. Он… как храм на дороге. Один пройдет мимо – перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь, но ничего не увидит. Третий и увидит – да золоченую ризу попа. А четвертый останется там и побудет. Так давайте возьмем эту великую книгу в руки, откроем ее и войдем в этот храм – храм Л.Н.Толстого. И, войдя в него, вы остались в нем и о чем –то задумались. О чем же? (Учитель обращается к каждому).
Ребята: (о жизни, сущности бытия, любви, что спасает тебя, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские, как меняет отношение человека к миру, о жизни и смерти, о красоте человеческих отношений. О жизни праведной и неправедной, о том, как жить, как обрести себя в жизни, о славе, чести и бесчестии, о семье. Учитель: как много всего, о чем вы задумались. Великая книга… Мы открываем страницы 2 тома, где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую он называет «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней нет спокойствия: в ней свои страсти, свои интересы, свой «омут жизни». Интересы «любви, дружбы, ненависти. Страстей» входят у Толстого как существенные в «настоящую жизнь». 2. Объявление темы и цели урока. Учитель: Какое слово является ключевым в теме урока? Учащиеся называют свои варианты. В ходе урока мы придём к единому мнению. Сравнивая семьи в романе, мы будем работать над проектом и создадим модель счастливой семьи в понимании Толстого. Может быть, и мы с вами разделим его точку зрения Как вы считаете, через семьи каких героев раскрывается тема “Мысль семейная”? На стороне каких семей симпатии автора? Ответы учащихся: 1.Семья Ростовых. 2.Семья Болконских. 3.Наташа и Пьер Безуховы. 4.Элен Курагина и Пьер Безухов. Учитель: В романе изображается хроника 3- семейств. Каждая семья наделена своими чертами. Поколение отцов и детей… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную.. Но нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают. У автора романа своя точка зрения на этот счет.
Цель нашего урока – проследить, как доказывает Толстой – свою мысль: нет

нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях.
Невозможно объять необъятное, поэтому остановимся на примерах этих семей… (открываем доску и перечисляем): - Попытайтесь объяснить, почему мы расположили эти семьи не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались (важна тематическая цель, идёт диалог учитель – ученик, формулируется проблема, выдвигается гипотеза). - На этот вопрос мы ответим с вами в конце урока. - Мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: · Ростовых; · Болконских
· Безуховых; · Курагиных. 2. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка проблемы. - Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. Нам предстоит сегодня разобраться, какую же семейную жизнь Толстой считает «настоящей»? - Все ли готовы к решению этой проблемы? А теперь обратимся к тем заданиям, которые находятся у вас на столах; - внимательно прочитайте их и приступайте к работе. По окончании работы представитель каждой группы познакомит нас с выводами, которые вы красочно оформите на цветной бумаге, символизирующей лучики солнца, и мы попробуем все вместе создать модель счастливой семьи. Желаю вам успеха! 3. Исследование проблемы: работа в группах по заданиям. - Ребята, по ходу урока мы будем заполнять с вами сравнительную таблицу, которая поможет нам при подведении итогов урока. 3.Работа над текстом. На слайде семья Ростовых. 1 группа. « В гостях у семейного гнезда Ростовых». План задания: 1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Именины Ростовых” (том 1, часть1, главы 7, 8, 9, 10, 1114, 15, 16, 17). 2. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи? 3. Как вы понимаете слова Толстого: “В этой семье любовный воздух”? 4. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье. Учитель подходит к столу «Семейное гнездо Ростовых». (Слайд 2) Другие группы заполняют таблицу о Ростовых. · Какой показана семья Ростовых? О: впервые встречаемся во время именин Наташи; материал:.1том, гл.7, стр. 40. · Какой предстает перед нами Наташа (зачитать)? - Ребята, помните, в начале романа Толстой дает описание салона А.П. Шерер. Можно ли представить среди дам этого салона Наташу? Почему она не может быть в числе гостей Шерер? О: Наташа – главная героиня романа. Она не идеальна. Ей свойственно ошибаться. Но именно ей Толстой дает право на искупление. Если сопоставить Наташу и Элен по красоте внешней, то, конечно, Наташа проигрывает, но для Толстого внешность не главное. · Что его интересует больше? О: внутренний мир, который раскрывается через глаза героини. · Что вы можете сказать о родителях Наташи? О: Граф Ростов добродушный, гостеприимный человек, он, обрекая семью на бедность и разорение, спасает своего сына Николая от позора, собирает 43 тысячи, чтобы тот отдал проигрыш Долохову. Отец “по-толстовски” мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал. Он не
деньги, а себя проиграл. Кому проиграл? Почему отец оставляет свой вопрос без ответа? Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых». Вывод (делает другая группа) : О: Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком. Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности! Вот он – главный капитал Ростовых. Итак, семья Ростовых живет больше чувствами, чем головой. Хорошие они люди. Скажем, что каждый из нас счастлив был бы, живя в такой семье. Зачитать семейный кодекс Ростовых: 1) прекрасное гостеприимство; 2) уважение к каждой личности; 3) искренность и понимание в отношениях между родителями и детьми; 4) все чувства наружу. 2 группа «В гостях у семейного гнезда Болконских». Показ слайда «Семья Болконских». План задания. 1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Приезд князя Андрея в Лысые горы” (том1 часть1 главы 22 – 25). 2. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи? Чему учит отец своих детей, разум или чувство, любовь к семье или к родине ставит он на первое место? 3. Какими деталями объединяет автор членов этой семьи? 4. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье. Учитель: - а теперь погостим немного у Болконских в Лысых горах. -Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых горах. «Те же часы. И по аллеям прогулки…». И как всегда, рано утром величественный маленький старик «в бархатной с собольим воротником и такой же шапке» выходит гулять по свежему снегу. Он стар, он заслужил этот покой, эту расчисленную жизнь. Но не о покое думает этот старик. · В какой сцене впервые предстает А. Болконский? О: Впервые князя Андрея мы видим в салоне А.П. Шерер: «Вошло новое лицо. Новое лицо был князь Андрей Болконский. Мы видим, что князь добр только с Пьером, которого предупреждает, что здесь не принято говорить прямо». · В каком эпизоде показаны взаимоотношения в семье Болконских? О: Отъезд князя Андрея на войну. · С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?
О: С радостью! · Радостью за что? О: За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын). · Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы? О: Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских. · Как соотносятся в понимании старшего Болконского слова “адъютант” и “служба”? О: “Скверная должность!” – не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба – риск, опасность. Просит в письме Кутузова употреблять сына в “хороших местах”. · Что значат эти “хорошие места” для старого князя? О: Не в адъютантах, а, например, на батарее Тушина. · Как должен служить сын по мнению отца? О: Не из милости! “Коли хорош будет”. (Кутузов). “Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”. Ведь не Кутузову в итоге будет служить сын, а России! Адъютант России! · Что значит четырежды повторенное отцом слово “спасибо”? О: Спасибо сыну от отца и генерала, что светскому миру предпочел войну. · Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали? О: Борьба отца и гражданина с победой последнего. Пусть лучше больно, чем стыдно. “Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний. · Докажите, что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним? О: Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование. Просьба забрать к себе сына в случае его смерти. Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно. · Что характерно для общения детей Болконских между собой? О: Взаимоотношения. Образок, подаренный Марьей. Разговор об отце и полное понимание его позиций. · По какому порядку жила семья Болконских? Т.1. ч.1, гл.22. О: Четко сформулированные правила, семья потомственных военных, свои представления о чести, достоинстве и порядочности. Старый князь обучает Марью геометрии, в домашнем быту – степенность и порядок. · Почему князь не дал состояться браку Анатоля на своей дочери? О: Он знает князя Василия и презирает его за подхалимство, разврат, ложь, столь чуждого Болконским. Вывод (делает другая группа по заполненной таблице): Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая. Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского. Старший Болконский
воспитывает своих детей. Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену. Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки. Толстой пишет: «…никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности, хороших манер, царствовавших в доме князя видна была одна какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в ту минуту…». Толстой пишет о «хороших манерах, царствовавших в доме старого князя». Учитель: - Казалось бы, 2 совершенно разные семьи. Но по замыслу Толстого именно они достойны пересечения. · Когда впервые Наташа встречает князя Андрея? О: После ранения под Аустерлицем. Он находился в депрессии, символом которой является старый дуб, ночь в Отрадном и подслушанный разговор дали ему уверенность и надежду. Слайд 4. Т 2, часть 3, гл.1-3. · Нашли ли продолжение отношения Наташи и князя? О: Первый бал Наташи Ростовой. Т.2, ч.3, гл.15.Слайд 5 · Почему старый князь не дает согласия на брак сына с Наташей? Слайд 6 · Почему Наташа предает князя Андрея? О: Наиболее драматичным моментом среди мирных картин романа является соблазнение Анатолем Наташи. · Почему князь Андрей, который намного старше и опытнее Наташи, не прощает ее? О: Не позволяет воспитание, заложенное отцом. Андрей признается Пьеру, что хочет простить Наташу, но не может. Учитель: А главное, он не способен понять, как Наташа могла увлечься таким негодяем, как Анатоль. · Как повел себя Пьер? О: Он ,единственный, понимает Наташу, потому что по-настоящему любит ее , он сам стал жертвой семьи Курагиных. Слайд 7. Учитель: Так появляется еще одна семья – семья Курагиных, которая активно вмешивается в жизнь героев романа. 4 группа. “Элен Курагина и Пьер Безухов”. План задания. 1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Бурная сцена Пьера с женой и разрыв” (том2 часть1 глава 6). 2. Каковы мысли Пьера об Элен, а что думает она о нём? Скреплён ли этот союз какими- либо нравственными качествами? Можете ли вы найти и записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится этот союз, а на втором “лучике” – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье- Слайд «Семья Курагиных». Учитель: На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных. Докажите это знанием текста. · Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?
· Каковы взаимоотношения между детьми? · Какова общая атмосфера в семье? · Что характерно для Курагиных? О: Ложь, разврат, зло. · Как эти черты проявляются? Слайд 8 О: Брак по расчету Элен и Пьера, корыстное сватовство Анатоля. Учитель: В семьи Болконских и Ростовых то и дело вмешивается семья Курагиных. Князь Василий по-своему заботится о своих детях: дочь Элен мечтает о безуховских миллионах, и, воспользовавшись наивностью Пьера, добивается своего. В то время, как отец – Болконский проводил на войну сына и гордился этим, другой отец – князь Василий Курагин – стремился как можно дальше упрятать своего сына от войны. · С какими мыслями явится Анатоль к Болконским? О: Женитьба. Повеселиться, ожидание чудачеств от князя Болконского. · Как проявился князь Василий как отец? О: Такой же безнравственный, как и всегда: сын служит неизвестно где, лишь бы где-то в теплом месте. · Чему учит сына? Как себя вести? О: Будь почтителен. От этого многое зависит. · Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма? О: Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу”. Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике. «Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?”Жестоко, но это спасает Марью. Какие детали подтверждают ум и прозорливость князя. · Что важно князю в женихе для дочери? О: Чтобы он был ее достоин. · В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старшем Болконском? О: Невозможность разлучиться с дочерью толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные, “…нечего уродовать себя – и так дурна”. О: Сватовством Курагиных он оскорблен “за свою дочь”, потому что любит ее больше себя. · Какие качества демонстрирует Марья? О: Мечтает о любви, ничего дурного даже не подозревает. Ей не свойственно это. Не видит ничего странного в поведении Анатоля и Бурьен, думает, что это от любви к ней. Готова простить Бурьен за низость. Главное в Марье – “лучистые глаза”. Достоинство – основная черта ее характера. “Призвание – быть счастливою счастьем любви и самопожертвования. Думать о чести и достоинстве дома Болконских. Духовная Марья могла родиться только в семье князя Болконских. Отец понимает, как богат духовный мир его дочери, знает, какой красивой она могла быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой “подлой, бессердечной породы”. · Как переживают Курагины позор сватовства? О: Легко “С веселой улыбкой Анатоль поклонился княжне Марье, как бы приглашая ее посмеяться над этой шуткой”. Марья превзошла развязного и самоуверенного светского ловеласа, дала ему хороший урок. Предпочла остаться дочерью князя Болконского, а не женой Анатоля Курагина. · Почему домашний мир Курагиных почти отсутствует в романе?
О: По причине их бездуховности. Приемы, ужины, встречи князь Василий устраивает только по деловым соображениям. · Что доказывает родство душ между князем Василием и его дочерью? О: Такая же неестественная, лживая. · Какова роль матери? О: Ее мучила зависть к счастью своей дочери. Вывод: Они чужды толстовской этике. Эгоисты, замкнутые только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Не зряТолстой . лишает Элен материнского начала. Для нее дети – обуза. А ведь это противоестественно для женщины.
Вывод 2-ой:
атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить», Элен выдал замуж за богатого Пьера Безухова, Ипполит в дипломатах, в Австрии – вне опасности. Остается Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством. Возникла мысль женить его на княжне Марье. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности. Учитель. Толстой признает Наташу, князя Андрея и Пьера не только главными, но и любимыми своими героями. Именно в них он вкладывает свои мысли, рассуждения о семейном счастье. Для того чтобы доказать мысль «Счастлив тот, кто счастлив у себя в дома» Обратимся к молодой семье Безуховых 3 группа “Семейное гнездо Безуховых”. План задания. 1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Отношения между Пьером и Наташей” (том4 эпилог глава10, 16). В их семье царит любовь. добро, счастье, спокойствие, взаимопонимание, смыл жизни видят в детях, они без слов понимают друг друга, это говорит о духовной связи 2. Какие нравственные принципы лежат в основе жизни этой семьи? Какими словами автор показывает существование внутренней, духовной связи между мужем и женой? Супружество, семья и дети – цель любви. 3. Почему именно Пьеру, который, по сути, никогда не имел семьи, удалось создать такую семью? А как вам нравится Наташа в роли жены и матери? Жить ради другого человека. Любить и быть любимым, отдавая ,получать себя –главное предназначение человека. Семейный кодекс Безуховых 1. Радушие 2. Искренность и понимание между родителями и детьми. 3. Любовь и духовная близость О: Пересекаются жизненные пути Марьи и Николая Ростова, Наташи и Пьера. Слайд 13 · Какой показана Наташа в эпилоге? · Почему именно Пьеру, который, по сути, никогда не имел семьи, удалось создать такую семью? А как вам нравится Наташа в роли жены и матери? 5. Представление результатов групповой работы.
Учитель: Представляем результаты нашей работы. Представители групп выходят к доске с тезисами, иллюстрациями, и, благодаря содеятельности групп, на доске составляется модель счастливой семьи. 1 группа любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность; : любовь. Учитель: Именно любовь озаряет душу человека светом, силой творения. Несколько иную картину представляет семья Болконских. 2 группа требовательность к себе и другим, порядочность, чувство долга, патриотизм, понятие чести, благородство. чувство долга. Учитель: 3 группа. 1: любовь, добро, деятельная добродетель, благообразие, счастье, спокойствие, взаимопонимание на уровне мыслей друг друга. Мысль - семья · Какое ключевое слово звучит и в теме урока, и среди нравственных ценностей семьи Наташи и Пьера? Учитель: Иногда люди не понимают друг друга, хотя говорят на одном языке. А Пьер и Наташа понимают друг друга без слов, это говорит об их внутренней, духовной связи. · Почему же не удался союз Пьера и Элен? Об этом нам расскажет 4 группа. 4 группа. Предполагаемые ответы учащихся. 1 вариант. На лучиках ничего не написано, так как нет нравственных качеств, скрепляющих этот союз. 2 вариант. Дети пишут: 1 лучик – корысть, распутство, расчет, нежелание и неумение общаться друг с другом, иметь детей, отсутствие духовного родства между ними. 2 лучик – расчет · Можем ли мы поместить эти лучики в нашу модель счастливой семьи? О: Нет. Учитель: · Чего не хватает для полной семейной гармонии, согласно авторской позиции? О: С точки зрения Толстого, полная семейная гармония невозможна без детей, поэтому изображение ребёнка прикрепляет к доске представитель какой-либо группы. · А теперь, когда мы рассмотрели все семьи, постарайтесь ответить, почему мы расположили их не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались? Беседа и вывод: Первые три семьи объединяет понятие “счастливая семья”, а союз Пьера и Элен семьёй назвать нельзя. Учитель: Только тем, кто жаждет единения, Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера. Наташа своей любовью к мужу создаёт ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает
его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой её чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Понимая друг друга без слов, по выражению глаз, жесту, они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними внутреннюю, душевную связь и гармонию. 6. Рефлексия. · Так какую же жизнь Толстой считает «настоящей»? Учитель подходит к доске и обращает внимание учащихся на модель счастливой семьи. Что положительного можно взять из образов семей 19 века, изображённых в романе, в век 21- ый? .Вам было предложено создать творческий проект «В какой семье я хотел бы воспитываться?». Вы все – будущие мамы и папы, вам придется не раз в жизни делать выбор. И, мне кажется, нравственная основа русской литературы – это лучший советчик и помощник в любой жизненной ситуации. Ответы каждой группы: v взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых и детей между собой строятся на доверии друг другу, любви, уважении. Дух равенства, бескорыстия господствуют в этой семье. v Взаимоотношения в семье Болконских строятся не на принципе равенства, но они тоже полны любви, только скрытой: Болконские все сдержанны, но это не значит, что они плохие люди. Учитель: Наше время – особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья – это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили (перечисление принципов, определяющих семью, обращаясь к модели). Я надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните наш сегодняшний урок – диалог и это поможет вам. 7. Итог урока. Комментированное выставление оценок. Учитель: Я благодарю вас за помощь и сотрудничество на уроке, за вашу доброжелательность, активность, искренность. 8.Домашнее задание. К сочинению «Мысль семейная» по роману «Война и мир» напишите вступление и
заключение. Звучит песня в семейном исполнении Гащук - Комаровых «Родительский дом» (песню подхватывают все остальные). 9.Заключительное слово учителя. У: Да, это родительский дом – это начало всех начал, и в сердце каждого надежный причал. Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И вот сегодня он предстал перед нами вновь, но только в одной семье. Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по – своему. «Настоящая жизнь –это жизнь с интересами «поэзии…любви…страстей». По мысли Толстого – чувство не обманет человека нравственного, оно укажет, где истина, а где ложь. Я думаю, что вы все поняли сегодня, какая семья ближе самому автору и почему.