"Умеем ли мы прощать?"

Автор: Ефимкина Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: п.Комсомольский,Чамзинский район, Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Умеем ли мы прощать?"
Дата публикации: 05.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Разговор с учащимися

Тема: Умеем ли мы прощать. Всё ли можно простить?
Цель: поразмышлять с учащимися о важнейшей нравственной ценности – умении прощать, о сложности нравственного выбора; подготовить учащихся к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв мнение другого.
Ход занятия.

1.Создание эмоционального настроя.
Здравствуйте те , кто весел сегодня Здравствуйте те, кто грустит, Здравствуйте те , кто хочет общаться, Здравствуйте те, кто молчит Здравствуйте, меня зовут…. Мне очень хочется поближе с вами познакомиться. А вам? Может ли нам в этом помочь общение? Почему так думаете? Вы часто общаетесь вот так, всем классом? О чём, какие темы обсуждаете?
Постановка темы и цели занятия.
Чтобы определить тему нашего разговора, предлагаю разыграть ситуацию. Сейчас мы отправимся в аквапарк. Отправимся на двух вертолётах: синем и красном. Пожалуйста, приобретайте билеты. Занимайте места в зале ожидания. Кто же полетит в синем вертолёте? В красном? А мне билета не досталось! Как вы думаете , что я сейчас чувствую? Вам хочется испытать тоже самое? Почему? О чём предстоит разговор? Что хотите выяснить? Мы будем говорить об одном из самых сложных человеческих чувств-об обиде .Вас волнует эта тема, меня она тоже волнует. Возможно, в разговоре с вами и я найду ответы на свои вопросы.
Работа по теме.
Есть ли среди вас тот, кто был обижен кем-то когда-нибудь? Поднимите руки. Каждый из вас в обиде не одинок. Что может причинить обиду?

Послушайте рассказ О.Кургузова «И кошки храпят»
На папин день рожденья собралось много гостей. Они пели, ели и Много разговаривали. А потом папа сказал : -Внимание! Маленький сюрприз! И он включил магнитофон. Из магнитофона послышалось сонное Сопение и легкий храп. Папа сказал: -Ну, что это было? Гости пожали плечами. -Ни за что не догадаетесь! – заявил папа и выбежал из комнаты. Вернулся он, держа в руках кота Лукьяна. -Вот! - сказал папа. –Это кот храпел. Я его на магнитофон записал. Тут конечно все стали смеяться. Потом захохотали. А я ушел на кухню. Там на подоконнике сидел Лукьян, и в глазах у него были слезы. Я забрался на подоконник, сел рядом с ним и тоже заплакал… -О ком вы сейчас думали? Можно узнать,что? Назовите те чувства , которые испытывает тот , кого обидели. Что тогда происходит с человеком? Как он себя ведёт? Обида разъедает человека, как ржавчина. Он начинает болеть, сердиться, ненавидеть, мстить, злиться. А злость и ненависть это качества сильного или слабого человека? Можно ли что-то сделать, чтобы не было так тяжело?
Мне хочется вам поведать притчу.
(«Мешок картошки и обида») Однажды ученик спросил у своего учителя: - Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. - Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. - И это всё? - недоумённо спросил ученик. - Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.
Через какое-то время пакет ученика наполнился и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гладким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал: - Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. На что учитель ответил:
Что же ответил мудрый учитель?
То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Каждый раз, когда ты решишь обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. Как вы понимаете слова мудреца? Подумаем, нужно ли прощать? Почему? Давайте понаблюдаем.( Опыт с сосудами) ( Три сосуда. В первом- обычная вода, во втором- вода, закрашенная пищевым красителем коричневого цвета, в третьем- белизна) Этот сосуд- наша душа, а это-обида и прощение. Догадались где , что? Что произойдет с душой, если в ней поселиться обида?( добавить в сосуд с водой раствор пищевого красителя) Если я прощу обидчика? (добавить белизны) Что происходит? Что остается? Что же легче: простить или быть обиженным? Так умение прощать это качество сильных людей или слабых? Как теперь ответите на этот вопрос? Нужно ли прощать? Почему ?Всегда? Всё? ВСЕГДА!!! Есть такие мудрые слова: Ошибается- каждый, Признает ошибки- сильный, Просит прощение- мудрый
Возобновить дружбу может только любящий, который прощает от всего сердца.
Рефлексия.
Возьмёмся за руки. Скажем друг другу те качества, которые нам помогают прощать. Итак, я начинаю… Умение прощать, значит быть милосердным,. Что хотите сказать ещё? А мне хочется вручить для вас памятки с советами по теме нашего разговора., но прежде я прочитаю стихи. Есть трудное слово на свете Его очень трудно сказать Его не хотят часто люди И слышть , не только понять. Оно никому не мешает Оно примеряет людей, Но тот , кто его применяет. Бывает сердечней, добрей. Что это за слово такое, Что многих так сильно страшит? Не сложное, очень простое- «Прости» и Бог тоже простит

МБОУ « Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»
Конкурсное испытание «Разговор с учащимися» по теме : «
Умеем ли мы прощать?

Всё ли можно простить?»

Учитель: Игошина Татьяна Геннадьевна