"Роль дошкольного образования в раскрытии потенциала человека"

Автор: Шакирянова Лилия Ислаховна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное буджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: г.Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дошкольного образования в раскрытии потенциала человека"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Роль дошкольного образования в раскрытии потенциала человека

Воспитание нуждается в трех вещах: в

даровании, науке, упражнении.

Аристотель
Одно из самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность. Диагностика и развитие этой проблемы волнуют педагогов уже несколько веков. В настоящее время интерес к ней очень высок. Одарённые дети – потенциал общества. В решении проблемы поиска путей повышения социально – экономического потенциала общества важную роль играет система образования. В Национальной образовательной Доктрине, в Законе «Об образовании», в Федеральной программе «Одарённые дети» это направление педагогической деятельности стало одним из приоритетных. Исследования охватывали всю систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренности. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского творчества» – это единственное в городе многопрофильное, многофункциональное учреждение дополнительного образования детей. Более 3000 детей в возрасте преимущественно от 4 до 18 лет занимаются более чем в 250 учебных группах. Центр ведет свою деятельность с 1954 года и дает своим обучающимся дополнительное образование по 5 направленностям: — художественная — физкультурно-спортивная — туристско-краеведческая — социально-педагогическая — техническая Школа развития дошкольников «Страна Любознайка» вот уже более 15 лет приветливо встречает своих «любознаек» и радуется их успехам. Основной целью школы является – выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.
Цель исследования
: определить проявления одаренности у детей дошкольного возраста занимающихся в школе развития дошкольников «Страна Любознайка» МБУ ДО «ЦДЮТ» и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
Задачи:
- раскрыть в полном объеме понятие одаренности; - показать особенность развития одаренных детей; - выявить педагогические основы и эффективные методы развития одаренных детей.
Предметом
нашего исследования являются педагогические основы и методы работы с одаренными детьми в школе развития дошкольников «Страна Любознайка» МБУ ДО «ЦДЮТ».
Объект изучения -
одаренность как явление учебно-воспитательного процесса.
Гипотеза:
- Развитие одаренности детей дошкольного возраста будет эффективно, если учитывать психолого – педагогические особенности развития одаренных детей. - Если в работе с дошкольниками реализовать эффективные методы о приемы по развитию одаренности. - Разработать и реализовать программу работы с одаренными детьми, способствующую развитию интеллекта и творческих способностей.
Методы исследования
: в процессе исследования применялись такие методы как беседа, наблюдение, тестирование.
Теоретическая и практическая значимость
: результаты данного исследования могут быть использованы педагогами дополнительного образования школы развития дошкольников «Страна Любознайка» для работы с одаренными детьми.
Результаты исследования и их обсуждение

Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований. В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать выяснение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками, со взрослыми. С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей в ШРД «Страна Любознайка»: комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей во время занятий; - развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях; -анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п. При выявлении одаренных детей, как было сказано раньше более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей педагогом дополнительного образования, родителями, воспитателями ДОУ; включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия. Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. В выявлении одаренных детей в школе развития дошкольников «Страна Любознайка» использовались следующие методики диагностики универсальных способностей для детей 5-7 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) 1. Методика" Солнце в комнате" - Реализация воображения. Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. 2. Методика "Складная картинка" - Умение видеть целое раньше частей. Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. 3. Методика "Как спасти зайку" - Надситуативно-преобразовательный характер неординарных решений. Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео - бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Результаты диагностики универсальных способностей дошкольников
Общие результаты диагностики универсальных способностей Способности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Реализм воображения 76,3% 13,7% 10,0% Способность видеть целое раньше частей 15,7% 42% 42,3% Надситуативно- преобразовательный характер решений 48, 9% 23,1% 28%

Вывод
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. В работе был приведен один из методов исследования. В целом получились не плохие результаты. Исследование показало, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это не значит, что одаренные дети – это дети описанные в ученой литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям. Вот направления над которыми надо работать взрослым: педагогам, воспитателям, родителям. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам в системе дополнительного образования, либо в процессе индивидуализированного образования. В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются.
Библиографический список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: СОЮЗ, 2007. -96с. 2. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одарённые дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11. 3. Степанове. С. Психологический словарь для родителей- М., 2006. 4. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста./ Пер. с нем. А. П. Болтунова; Под ред. В. А. Мукова. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 128