"Межпредметные и метапредметные связи: использование и эффективность в обучении детей изобразительному искусству"

Автор: Березина Анна Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: ГОУ ДО ТО "Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: Город Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Межпредметные и метапредметные связи: использование и эффективность в обучении детей изобразительному искусству"
Дата публикации: 06.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Статья

"Межпредметные и метапредметные связи: использование и

эффективность в обучении детей изобразительному искусству"

Березиной Анны Михайловны,

педагога дополнительного образования объединения

"Изостудия "Цвета радуги", методиста
Аннотация: статья раскрывает опыт работы педагога дополнительного образования использования методов стимулирования детской деятельность по активному восприятию, межпредметных и метапредметных связей на занятиях по изобразительному искусству. В настоящее время, когда усилия и педагогов, и психологов направлены на решение одной из важнейших задач – формирования всесторонне, гармонически развитой личности, все большее значение приобретает проблема развития детского художественного творчества. Перед нашим государством, школой, педагогами, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: вырастить каждого ребенка инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. На сегодняшний день проблема развития творческих способностей детей является актуальной, но не менее актуальной является проблема формирования и поддержания интереса к изобразительной деятельности у учащихся. Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь). Для детей школьного возраста изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако данные статистики показывают, что к 13 - 14 годам многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. В своей практике мне тоже пришлось столкнуться с данной проблемой. Возник вопрос: почему чем старше ребенок, тем с меньшей охотой он берется за карандаш или кисть. Для того, чтобы ответить на данный вопрос, мной был проведен опрос, который показал, что учащиеся покинувшие объединение и редко его посещающие, называли следующие причины мотивов: не получается рисовать, кто-то дал плохую оценку моему рисунку, не успеваю, нет хороших материалов, надоело рисовать, пропал интерес. Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества. Исходя из этого, я считаю, что главной задачей педагога является формирование и поддержание у учащихся устойчивого интереса к изобразительному искусству. У детей рано складывается своя «картина мира». При своем несовершенстве она
2 имеет важное преимущество - целостность. Эта целостность разрушится, если не будет связи между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, не закрепляются. Принципы целостности образа мира требуют отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время - сформирует умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. В.А.Сухомлинский считал, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открывать его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно - природный процесс познания мира учащимися, а познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. Поэтому, я считаю, что при обучении детей изобразительному искусству нельзя обойтись без межпредметных и метапредметных связей. Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Поэтому нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. В своей работе по обучению детей изобразительному искусству я стараюсь использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом произведения изобразительного искусства, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия темы занятия в целях формирования в сознании детей более ярких образов, лучшего понимания изучаемого материала я привлекаю исторический материал, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания, тем самым осуществляя связь изобразительного искусства с историей и литературой. Для более глубокого воздействия на эмоциональную
3 сферу детей рассматривание репродукций, иллюстраций произведений изобразительного искусства, практическая работа сопровождаются подобранными к данной теме музыкальными произведениями. В своей педагогической практике я стараюсь привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе ознакомления с произведением изобразительного искусства, слушания музыкального произведения, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях. На занятиях в изостудии в качестве дополнительного задания можно использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности. В своей работе я поставила для себя следующие цели и задачи: - заинтересовать учащихся искусством; - научить любить искусство; - понимать и наслаждаться искусством. Для решения данных задач на своих уроках я использую межпредметные и метапредметные связи. Мы проиллюстрируем прочитанное стихотворение, произведение, дети выражают свои эмоции, чувства при помощи рисунка. Я и ребята читают стихи известных поэтов, соответствующие теме. (Например, на занятии "Времена года" читаются или прослушиваются произведения Ф. Тютчева, С. Есенина, И. Бунина и др. А во время работы звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года». На занятиях дети в изостудии "Цвета радуги" прослушивают сказки, музыку, соответствующей заданной теме - связь фольклора, музыки с ИЗО. Нельзя обойтись на уроках ИЗО без связи с историей. При изучении произведений изобразительного искусства я постоянно обращаюсь к историческим источникам и событиям. Дети старшего возраста выполняют композиции на исторические темы. На занятиях нельзя обойтись без изучения жизни художников, истории развития искусства. В школах введен предмет «Основы православной культуры». Многие художники обращались в своем творчестве к религиозной теме: Леонардо да Винчи («Мадонна Лита»), К.Петрова-Водкина («Мать», «Петроградская мадонна»), М.Васнецова («Богоматерь с младенцем»), Рафаэля («Сикстинская мадонна»); на занятиях звучит музыкальное произведение Ф.Шуберта «Аве Мария». На своих уроках я часто использую связи с краеведением. Обучающиеся выполняют работы на областные конкурсы, связанные с родным краем - Тульской областью. При изучении тем, связанных с изображением людей, животных, птиц, я обращаюсь к таким предметам, как биология, природоведение, анатомия, математика. Часто опираюсь на уже полученные знания в школе. (Например,
4 занятия по темам: « Пропорции человека», « Наброски животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)», «Удивительные рыбы»). На уроках ИЗО можно использовать связи даже с таким, казалось бы, совершенно несовместимым с рисованием предметом, как физическая культура. Например, выполняя композицию "Спорт" мы беседуем о том, какие виды спорта известны детям, какие из них им нравятся больше всего. О пользе физической культуры. Также можно провести связи и с ОБЖ. Мною замечено, что на занятиях с использованием межпредметных связей повышается уровень знаний детей по предмету, изменяется уровень интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес, активизируется творческая деятельность, снимается умственное напряжение, утомляемость. Организация обучения должна проходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, т.е. при дифференцированном подходе к обучению. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в занятие включается эпизодический материал других предметов, а метапредметных - на базировании приобретенных знаний и умений, интеграции занятий . Практика подтверждает, что хорошие основания для межпредметных и метапредметных связей дает сочетание предметов:  изобразительное искусство - биология, анатомия;  изобразительное искусство - литература;  изобразительное искусство – история, краеведение, МХК;  изобразительное искусство – музыка;  изобразительное искусство – ОБЖ, физкультура;  изобразительное искусство - математика, геометрия. Обучение конкретному виду искусства невозможно без тесной связи с другими видами. В своей работе я пришла к выводу, что занятия с использованием межпредметных и метапредметных связей – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные занятия, поэтому следует чаще практиковать такие занятия. В результате моей деятельности такие занятия изобразительного искусства не только оправданы, а дают положительный результат.
Список литературы
1. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. - М.: 2006. 2. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). - М.: 2001. 3. Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного обучения в современной школе. - М.: 2000. 4. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно- Алтайск, 2004 - 160 с.
5 5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987, с. 52-67.