"Как тебя зовут цвет? Желтая сказка"

Автор: Чепкасова Ольга Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "ЦДО "Надежда"
Населённый пункт: п. Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: "Как тебя зовут цвет? Желтая сказка"
Дата публикации: 07.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Надежда»

Республика Саха (Якутия)

Методическая разработка занятия по изобразительному

искусству.

Тема: Как тебя зовут цвет? Желтая сказка

Автор:
Чепкасова Ольга Викторовна, Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда», педагог дополнительного образования, Республика Саха (Якутия)
Предмет (направленность):
художественное
Возраст детей:
7- 9 лет
Место проведения:
МУ ДО «ЦДОД«Надежда», студия изобразительного искусства «Палитра»
п. Айхал 2016 г.

Аннотация Методическая разработка – конспект учебного занятия «Как зовут тебя цвет? Желтая сказка» Профессор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р. Валленберга П.Н. Николаенко предполагает, что «рисование генетически заложено в жизнь и деятельность ребенка, является частью его эмоционального, духовного и интеллектуального развития». Через рисунок ребенок передает в графических образах все, что ему запомнилось, произвело впечатление, а цвет в этом случае является средством передачи. Наш мир удивительно и ярок из-за многообразия цветов и оттенков и умение видеть, различать это многообразие будет способствовать развитию ребенка, его восприятия, интеллекта и творческих способностей. Для наилучшего усвоения темы занятия используются педагогические технологии и методы: - игровые технологии (игры – загадки, игры- поручения); - наглядный метод; метод демонстрации приемов работы с цветом и создания композиции рисунка; - самостоятельная работа обучающихся. Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно- образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. В процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие. Желтый цвет – это цвет солнца и детского праздника. Он тонизирует, стимулирует зрение, мышление и память, активизирует двигательные центры, помогает сконцентрироваться.
Актуальность
данной методической разработки заключается в том, что обучающиеся продолжат изучать основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство, композиция). Познакомятсяс желтым цветом, и зучат оттенки желтой цветовой гаммы.Научатся смешивать основные краски для получения оттенков желтой цветовой гаммы . Продолжат развивать свои творческие способности.

Тема занятия: Как тебя зовут цвет? Желтая сказка.

Цель занятия
: Изучить цветовую гамму желтого цвета. Развивать умения работы с кистью и краской в процессе рисования цыпленка и одуванчика.
Задачи
: 1. Познакомить воспитанников с техникой смешивания красок для получения нужного оттенка, выразительно использовать теплые цвета, свободно работать кистью. 2. Научить верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции общее строение и цвет предметов; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; использовать разнообразные выразительные средства – цвет и его оттенки, композиция, характер. 3. Воспитывать внимательность, наблюдательность, аккуратность, эстетический вкус. 4. Способствовать развитию интеллектуально-эвристических способностей, творческие способности, способность переноса имеющихся знаний на новые ситуации.
Тип занятия
: изучение нового материала
Планируемый результат.

Предметный -
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.
Личностные УУД:
развивать фантазию, воображение при выполнении учебных действий.Развиватьценностное отношение к природному миру.
Регулятивные УУД:
развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
развиватьсамостоятельность создания алгоритма деятельности при решении творческих задач.
Коммуникативные УУД:
способствоватьформированию умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями учебного задания
.

Учебно-материальное оснащение
: - Компьютер; - мультимедиапроектор; - экран;
Материально-дидактическое оснащение:
презентационные слайды, Литературный ряд: игра-загадка «Разноцветный город», желтая сказка, стихи Л. Степановой. Зрительный ряд: презентация «Как тебя зовут цвет? Желтая сказка» Музыкальный ряд: детские эстрадные музыкальные композиции по теме занятия. Художественные материалы: бумага (А3), гуашь (акварель), набор кистей, карандаш, ластик;
Методы обучения:
игровой метод; наглядный метод (демонстрация приёмов работы с кистью, показ слайдов презентации по теме); самостоятельная работа обучающихся.
Используемые педагогические технологии:
 личностно-ориентированные;
 технология развивающего обучения;  игровые технологии;  здоровьесберегающие технологии;  информационно-коммуникационные технологии.
Межпредметные связи:
литература, окружающий мир, музыка, художественное чтение.
ХОД ЗАНЯТИЯ.

Этапы занятия:

1.

Организационный момент
Проверить явку и готовность воспитанников к занятию. Проверить психологический настрой воспитанников на предстоящее занятие.
2.

Актуализация знаний
- Здравствуйте ребята. На прошлых занятиях мы с вами уже изучили красный и оранжевый цвета. И сейчас мы вместе поиграем в игру – загадку? Нарисуем красный дом. (слайд 1) Кто живет, скажите, в нем? Дай ты мне скорей ответ, Что имеет красный цвет?
Ответы детей.
- Молодцы Слушаем дальше. Вот оранжевый дом, яркий. (слайд 2) Поскорее угадай – ка, Дай, дружок, ты мне ответ, Кто живет в нем? Какой цвет?
Ответы детей.
В желтую сказку, Путь держим дружок. Желтую краску Ты друг приберег? Желтая краска Нужна нам в пути Желтую сказку Поможет найти. Желтые дорожки Посыпаны песком. Шагают наши ножки, Без туфель босиком. Вот девочка идет В желтом сарафане, И весело поет Шагая по поляне. - Ребята как вы думаете, куда идет девочка?
Ответы детей.

3.

Изучение нового материала.
- Ребята, вы уже догадались в сказку какого цвета мы сегодня отправимся?
Ответы детей.
- И тема нашего занятия звучит: Как тебя зовут цвет? Желтая сказка.
Сейчас я вам расскажу историю, которую мне поведала одна очень болтливая божья коровка:
Дидактическая игра «Дорисовываем рассказ».
Для сопровождения сказки последовательны картинки (слайды 2-13), но без последней (развязка). Детям придумать конец рассказа, напоминая в качестве помощи его название («Приключения цыплёнка и одуванчика»), а затем нарисовать картинку.
На одной чудесной зелёной полянке расцвел маленький одуванчик. Он был

желтым как солнышко. Рядом с одуванчиком росло много других цветов: и белые

ромашки, голубые васильки, лиловые колокольчики, и красные маки. Но ни одного

желтого одуванчика. Все цветы были большими выбражулями, они часто спорили

друг с другом кто из них красивее. И совсем не обращали внимания на желтый

одуванчик. От этого ему было очень грустно.

Однажды к ним на полянку залетела божья коровка. Она увидела очень

грустного одуванчика и подлетела к нему.

-

Почему ты такой печальный и не радуешься теплому солнышку вместе с

другими цветами – спросила Божья коровка

-

я очень хотел бы иметь друга, но никто не хочет со мной дружить – сказал

одуванчик и печально вздохнул.

-

Ну, этому горю я смогу легко помочь! – сказала Божья коровка.

Божья коровка была знакома с одним цыпленком, который был такой же желтый

как солнце, такой же пушистый и такой же одинокий. Божья коровка все рассказала

цыпленку об одуванчике, и они вместе отправились на полянку.
- Дорогие ребята придумайте дальнейшие приключения одуванчика и цыпленка и нарисуйте их, но перед тем как мы приступим к рисунку, давайте проведем солнечную зарядку.
4.

Проведение физкультминутки.
Говорит цветку цветок, Говорит цветку цветок: Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.) Выйди на дорожку, Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.) Да головкой покачай Утром солнышко встречай. (Вращение головой.) Стебель наклони слегка — Вот зарядка для цветка. (Наклоны.) А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. (Встряхивания кистями рук.) Наконец готовы все День встречать во всей красе
5.

Самостоятельная работа обучающихся.
- А теперь ребята, каждый подумает над сюжетом своего рисунка и начнем его выполнять. Для этого мы познакомимся с поэтапным выполнением рисунка одуванчика и цыпленка. 1. Рисуем одуванчик (слайд 14)
- Рисуем круг. От круга вниз рисуем направляющие вспомогательные контурные линии стебля и листьев. Ребята, незабываем, что все линии у нас должны быть тонкими, поэтому на карандаш сильно не давим. - Из центра круга рисуем лепестки одуванчика, постепенно заполняя круг. - Прорисовываем стебель и большие листья одуванчика. Зеленые листья должны быть длинными и с неровными краями. - Убираем лишние контурные линии карандаша, нарисованные на ранних этапах. 2. Рисунок цыпленка (слайд 15) - Рисуем небольшой круг, ниже добавляем второй круг побольше при этом нижний круг должен заходить немного на верхний. Добавляем направляющую линию положения лапок цыплёнка. - Плавно соединяем верхний и нижний круг линией. Прорисовываем лапки и клюв цыпленка. - Убираем лишние контурные линии карандаша нарисованные на ранних этапах. 3. Дорисовываем сюжет окончания сказки. 4. Делаем заливку фона, одуванчика и цыпленка.
6.

Закрепление пройденного материала.
- Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай, что задумали» (игра способствует развитию наблюдательности и внимания). В этой игре вы должны быть очень внимательны и хорошо следить за ведущим. Правила игры: ведущему загадывается слово и он должен его показать движениями и мимикой. Я приглашаю первого.
Демонстрация ведущим слова.

Ответы детей.
Вот желтый одуванчик И как же он хорош. Летает как воланчик, Когда на пух похож.
Демонстрация ведущим слова.

Ответы детей.
Желтые цыплятки Так очень озорны, К воде идут ребятки, Но мамы их строги.
Демонстрация ведущим слова.

Ответы детей.
Имеет наше солнце Желтый яркий цвет. И заглянув в оконце, Несет тепло и свет.
Демонстрация ведущим слова.

Ответы детей.
Вот желтые мимозы, Мы раннею весной, Их дарим, а не розы Для мамы дорогой.
Демонстрация ведущим слова.


Ответы детей.
Солнечный зайчик. Желтый цвет имеет Шалун и проказник, Как прыгать, он умеет.
Демонстрация ведущим слова.

Ответы детей.
А это желтая луна, Является ночной порой. Ярко светит нам она, Днем уходит на покой.
Демонстрация ведущим слова.

Ответы детей.
Этот осенний листок В желтый окрашен цвет. С березки унес ветерок А я соберу в букет.
Демонстрация ведущим слова.

Ответы детей.
Этот желтый фрукт лимон Ты на вкус его попробуй. До чего же кислый он, Больше ты его не трогай.
Демонстрация ведущим слова.

Ответы детей.
В желтой сказке, мы, Сегодня побывали. И желтые предметы, Здесь мы увидали.
Ответы детей.

7.

Подведение итогов

Проводится мини выставка выполненных работ. Дети делятся своими

впечатлениями от занятия.
-Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Что нового мы узнали? (ответы детей) - Посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились, все работы аккуратные, молодцы, Все сегодня замечательно работали не только руками, но и хорошо думали. Мы справились с задачами, поставленными на занятии. Мне очень понравилось с вами работать.
8. Рефлексия.
- У кого сейчас хорошее настроение? Почему? Выберите смайлик, который отображает ваше настроение и чувства. - Ребята сейчас каждый уберет свое рабочее место. Всем спасибо. Занятие окончено.