"Математическая эстафета. 6 класс"

Автор: Соколь Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 38"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Математическая эстафета. 6 класс"
Дата публикации: 07.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Разработка внеклассного мероприятия.
«Математическая эстафета» 6 класс

Организация конкурса

1.
В конкурсе принимают участие не более 6 команд.
2.
Каждая команда состоит из 7 участников. Команда выбирает капитана.
3.
Жюри.
4.
6 эстафетных станций: Л – «Логическая» А – «Ай да я» В – «Внимательные счетоводы» К – «Кроссвордная» С – «Спичечная» О – «Очень старинная» Конкурс капитанов
5.
Хозяева 6 станций (ученики старших классов – очень доброжелательны, внимательны, отзывчивы).
Техническое обеспечение

1.
6 листов с заданиями для каждой станции (такой лист выдаётся хозяину станции за ранее, для ознакомления).
2.
Жетоны: Красный – отлично (5 баллов), 35 штук Зелёный – хорошо (4 балла), 30 штук Синий – удовлетворительно (3 балла), 30 штук Жёлтый – не удовлетворительно (2 балла), 30 штук Белый – дополнительный (1 балл), 40 штук Примечание: количество жетонов каждого вида должно быть увеличено, если в игре принимают участие 6 команд. Жетоны всех видов выдаются хозяину каждой станции.
3.
Коробок спичек.
4.
Кроссворды (по количеству команд).
5.
Чистые листы, 35 штук.
6.
Ручки, 7 штук.
7.
Стенд для подведения итогов.
класс

станция

А

Б

В

Г

Д
Логическая Ай да я Внимательный счетовод Кроссвордная Спичечная Очень старинная Конкурс капитанов
итог

8.
Задание для конкурса капитанов (по количеству команд).
9.
Путевые листы (по количеству команд).

Путевой лист. 6 класс «…»

Наименование станции

поведение

Подпись

хозяина

станции

1…

2…

3…

4…

5…

6…
Примечание: при составлении путевых листов нужно учитывать то, что на одну станцию не должны попасть две или более команд одновременно.
10.
Таблички с названием станций (6 штук).
Ход игры

1. Начало игры:
Все участники игры собираются возле стенда для подведения итогов. Здесь участникам выдаются путевые листы и объясняются правила игры. Правила игры: 1) Каждая команда бежит строго по маршруту, обозначенному в путевом листе. Примечание: в каждом путевом листе желательно дать расшифровку жетонов по баллам. 2) За нарушение дисциплины хозяин станции имеет право снизить количество баллов, выдав жетон достоинством ниже. Например, вместо красного – зелёный, и так далее. 3) На одной и той же станции всем командам даётся одинаковое задание. На выполнение задания команде отводится не более 4 минут. По результатам ответов команде выдаётся жетон соответствующего цвета. 4) На каждой станции команда может заработать дополнительный жетон за быстрые, верные и чёткие ответы. 5) На станциях «А», «В», «С», «О» команде, выполнившей задание менее, чем за 4 минуты, может быть предложено дополнительное задание. Ответив верно на предложенные вопросы, команда может заработать ещё один дополнительный жетон. 6) После каждой станции представитель команды обязан предъявить заработанные жетоны жюри. Эти жетоны помещаются на стенд для подведения итогов. 7) Команды, прошедшие все станции, указанные в путевом листе, возвращаются к стенду для подведения итогов. 8) После того как все команды соберутся вместе, проводится конкурс капитанов: Всем капитанам выдаются одинаковые задания. Капитан может заработать для команды красный жетон, если выполнит задание верно. Капитан может заработать для команды дополнительный жетон, если выполнит задание быстрее остальных капитанов. 9) Пока команды бегают по станциям, с болельщиками проводятся конкурсы.
2.

Подведение итогов.

3.

Награждение.

СТАНЦИИ
«Ай да я»
Задание: Все члены команды выстраиваются в шеренгу. Игроки называют по очереди числа от 1 до 30. игрок, которому выпадает назвать число, кратное 3, должен назвать не это число, а сказать: «Ай да я». Игрок, сделавший ошибку, покидает шеренгу. Игрок, стоящий за выбывшим, продолжает игру, называя последующее число. Например, вышел из игры участник, сказавший «двенадцать», тогда следующий игрок говорит: «тринадцать», и так далее. Дополнительное задание: Перечислить, при этом пересчитывая, фигуры на рисунке. ∆ • ○ • ○ ∆ ∆ ○ ○ • • ∆ Пример: *

۷

۷ *

۷ * одна снежинка, одна галочка, две галочки, две снежинки, три галочки, три снежинки. Ответ: Один треугольник, одна точка, одна окружность, две точки, две окружности, два треугольника, три треугольника, три окружности, четыре окружности, три точки, четыре точки, четыре треугольника. Оценка: Красный – вышло не более 1 игрока Зелёный – вышло не более 2 – 3 игроков Синий – вышло 4 – 6 игроков Жёлтый – ошиблись все.

«Очень старинная»
Записано на доске: Дюйм ≈2,5 см Фунт = 12 дюймов Сажень = 7 футов Верста = 500 саженей Задание: 1) Какой рост у дюймовочки?( Ответ: ≈2,5 см) 2) Обычное пожелание морякам перед плаванием: «Семь футов под килем». Сколько это? (Ответ: 7•12•2,5 = 210 (см)). 3) О человеке могучего телосложения говорят: «Косая сажень в плечах». Сколько это? (Ответ: 7•12•2,5 = 210 (см)). Дополнительное задание: 4) Есть поговорка: «Пять вёрст до небес, и всё лесом». Найдите расстояние, о котором идёт речь. (Ответ: 5•500•7•12•2,5 = 2500•210 = 525000 (см)) Оценка: Красный – выполнены верно первые три задания Зелёный – выполнены верно два задания Синий – выполнено верно одно задание Жёлтый – ни одно задание верно не выполнено.

«Кроссвордная»
Задание: Разгадать кроссворд, и назвать ключевое слово. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1) Сколько дней недели до субботы? (Ответ: пять) 2) Второе простое число. (Ответ: три) 3) Сколько ног у осьминога? (Ответ: восемь) 4) Возраст знаменитого, юного капитана. (Ответ: пятнадцать) 5) Если их много, то можно поставить забор. (Ответ: кол) 6) Количество музыкантов в квартете. (Ответ: четыре) 7) Хуже двойки. (Ответ: единица) 8) Чёртова дюжина. (Ответ: тринадцать) 9) Какая получится цифра, если перевернуть шестёрку? (Ответ: девять) Ключевое слово: пропорция Оценка: Красный – кроссворд разгадан полностью, ключевое слово названо верно. Зелёный – была небольшая подсказка. Синий – две, три подсказки. Жёлтый – команда не справилась с заданием.

«Логическая»
Задание: Как можно быстрее дать верный ответ на вопрос. 1) На берёзе растут 270 яблок. Треть этих яблок осыпалась на землю. Сколько яблок осталось? (Ответ: ни одного, так как на берёзах яблоки не растут) 2) Шёл Кондрат в Ленинград, А на встречу – двенадцать ребят, У каждого – по три лукошка, В каждом лукошке – кошка, А у каждой кошки – 12 котят, У каждого котёнка в зубах по 4 мышонка. И задумался Кондрат: Сколько мышат и котят Ребята несут в Ленинград? (Ответ: ни одного, так как Кондрат один шёл в Ленинград) 3) Если в двенадцать часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнце? (Ответ: нет, так как через 72 часа будет ночь) 4) По Енисею из Красноярска в Дудинку, по течению реки вышел теплоход «Бородин». Через час из Дудинки в Красноярск, против течения реки, вышел теплоход «Чкалов». Какой из теплоходов будет ближе к Красноярску в момент встречи? (Ответ: одинаково) 5) Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду лестницей, вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками – 30 см. самая нижняя ступенька касается воды. Океан сегодня очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. через какое время покроется водой третья ступенька верёвочной лестницы? (Ответ: никогда, так как корабль, а значит и лестница, поднимаются вместе с водой) 6) Что дороже: килограмм рублёвых или полкилограмма двухрублёвых монет? (Ответ: 1кг металла всегда дороже полкило) 7) В 6 часов стенные часы пробили 6 ударов за 30 сек. Сколько будет продолжаться бой часов, когда часы будут бить 12 ударов? (Ответ: между 1 и 6 ударами 5 интервалов, значит 30 : 5 = 6 (сек) – длина интервала. Между 1 и 12 ударами 11 интервалов, значит 11• 6 = 66 (сек) – продолжительность бой часов) 8) Свечка сгорает за 20 минут. В комнате зажгли 5 свечей. 3 из них задул сквозняк. Сколько свечей осталось через час? (Ответ: 3, остальные сгорели) Оценка: Красный – верно 7 – 8 ответов Зелёный – верно 5- 6 ответов Синий – верно 2 – 4 ответа Жёлтый – 1 верный ответ или ни одного верного ответа.

«Спичечная»
Задание: 1) VI – IV = IX Переложить одну спичку так, что бы получилось верное равенство. (Ответ: V + IV = IX или VI + IV = X) 2) Убрать две спички так, что бы получилось два квадрата. Ответ: 3) Убрать две спички так, что бы получилось три квадрата. Ответ: Дополнительное задание: 4) Это план «крепости», окружённой глубоким рвом. Как с помощью двух досок (спичек) пробраться в крепость? Ответ: Оценка: Красный – все три основных задания выполнены верно Зелёный – выполнено верно два задания Синий – выполнено верно одно задание Жёлтый – ни одно задание не выполнено. Рекомендации: Команда разбивается на три группы. Каждая группа получает по одному заданию. Члены группы, справившейся со своим заданием раньше остальных, помогают остальным.
«Внимательные счетоводы»

Задание: Сосчитать все треугольники на рисунках. 1) 2) Дополнительное задание: 3) 5; 8; 14; 26; 50; __ ; __; … Заметить закономерность, по которой составлен ряд, и назвать ещё два числа этого ряда.
6 12 24 48
(Ответ: 5 +
3
= 8; 3 • 2 + 8 = 14; 6 • 2 + 14 = 26; 12 • 2 + 26 = 50; 24 •2 + 50 = 98;
96
48 • 2 + 98 = 194 ; …) Оценка: Красный – первые два задания выполнены верно, без подсказок Зелёный – первые два задания выполнены верно, но с подсказкой Синий – одно задание выполнено верно (можно с подсказкой) Жёлтый – команда не справилась ни с одним заданием.
«Конкурс капитанов»

Все капитаны, находясь в некотором удалении друг от друга, получают листы с одним и тем же заданием. Если капитан нашёл решение, он поднимает руку. Жюри внимательно следит за тем, кто первый поднял руку, так как этот капитан, помимо красного жетона (за верный ответ), приносит команде ещё один дополнительный жетон. Каждый капитан, если он нашёл верное решение за отведённое время (1 минута), приносит команде красный жетон. Задание прилагается. Муха, ползущая от кончика носа дяди Гоши к переносице, проходит это расстояние за 2 минуты. Скорость мухи — 9 см в минуту. Узнай дядю Гошу.