"Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"

Автор: Чекмезова Татьяна Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №2
Населённый пункт: г.Лиски Воронежская область
Наименование материала: эссе
Тема: "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"
Дата публикации: 08.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Эссе на тему:
«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
За небольшой срок в системе музыкального воспитания дошкольников как и во всей системе дошкольного образования изменилось очень многое:появилось большое количество программ, образовательных технологий. Изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитании. И мне,как музыкальному руководителю было важно уяснить ,что прежние привычные нормы уже не работают. Работая в детском саду, я всегда стремлюсь искать новые подходы и новые методы для творческого развития воспитанников. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское музыкальное экспериментирование. Так возникла идея создать «Детскую музыкальную экспериментальную лабораторию». Началось все с путешествия по детскому саду, где мы с ребятами активно слушали звуки: в музее, на кухне , в прачечной. С большим интересом мои воспитанники обсуждали услышанные звуки,издаваемые разными предметами. Ну, а потом вместе с ребятами мы пришли в музыкальный зал, где я рассказала им о физической природе звука , основных ее видах, о том как рождается звук в природе. Ребята убедились, что источниками различных мелодий и шумов могут стать подручные предметы. Небывалый интерес вызвала эта тема у мальчишек и девчонок. Наперебой дети подходили к столу и пробовали извлекать звуки и из струн Гитары,из струн Арфы,наблюдая и обьясняя что происходит со звуком. Прижимая деревянную и пластмассовую линейку ребята с усердием старались надавить ладошкой на них,чтобы понять есть ли колебания звука и как его погасить. В эксперименте со стаканами (деревянным,пластмассовым,стеклянным и металлическим) дети искали звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом и слушали,какие звуки издают эти предметы. Каждый старался пробовать и отвечать на поставленные вопросы:чему научил нас этот эксперимент? Какие звуки издают различные предметы? Молодцы, ребята! Проделав опыт с волшебной водой и сосудами из стекла, воспитанники слушали, как «пели сосуды с водой»,и сделали вывод,что высота звука от сосуда к сосуду менялась в зависимости от количества налитой туда воды. Значит звуки можно извлекать из предметов и изменять их. Ну ,и, напоследок, я с воспитанниками провела эксперимент с бумагой. Каждый очень радостно хватал разноцветные листы и пробовал их наощупь : то трясли ими , то стучали по листикам и постоянно обсуждали ,какие звуки издает листик в руках у ребят? Вывод был дружным и единогласным: звуки можно извлекать из предметов и изменять их. А вот какие звуки мы извлекали ? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята! Настроение у детей было веселое,позитивное. Очень живо,эмоционально и,главное познавательно мы провели время. А так хотелось еще и еще… Ну и в конце воспитанники исполнили музыкальный номер с листочками под музыку В.Селиванова «Шутка». Вот так закончилось путешествие по
музыкальной экспериментальной лаборатории.До новых встреч ,говорю я своим воспитанникам!Спасибо за вашу работу. Мне очень интересно наблюдать за моими воспитанниками,видя в их глазах восторг, желание, интерес. Значит мой труд ненапрасен и я буду стремиться к новым достижениям в своей профессии. Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята! Познакомятся со свойствами звука, поучаствуют в интересных опытах со звуками, а полученные знания воплотят в своей творческой деятельности, например: сделают свои музыкальные инструменты и научатся сочинять свои мелодии, поучаствуют в концерте, научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она служила во благо ребенка, а не во вред. Уже с младшего возраста я создаю условия для активного экспериментирования и практикования детей со звуками – с целью накопления первоначального опыта. Игра с музыкальными звуками (при их прослушивании,элементарном музицировании,пении,выполнении простейших танцевальных движений ) позволяет детям начать в дальнейшем ориентировку в характере музыки и её жанра .
В среднем дошкольном возрасте ,благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ,ребёнок уже активный участник танцевальной , певческой и инструментальной деятельности . В старшей группе занятии усложняются. Дети знакомятся с физическим понятием «Звук», участвуют в различных занятиях-экспериментах, ищут звуки и ритмы в окружающей среде и применяют их в музыке, пытаются сочинить свои мелодии, изготавливают простейшие шумовые инструменты, участвуют в выставках, концертах. У детей вырабатываются навыки правильного использования музыки в жизни и восприятия музыки, как доброго друга и товарища.