"Цвет в дизайне интерьера"

Автор: Бирюкова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ПО "Пензенский многопрофильный колледж" отделение "Архитектура"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Цвет в дизайне интерьера"
Дата публикации: 08.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

Отделение «Архитектура»
Автор
Бирюкова Наталья Викторовна

Публикация в социальной сети

взаимовыручки для учителей

INFOUROK

Статья «ЦВЕТ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА»

Цвет – древнейшая реальность человеческого существования. В природе каждый предмет имеет свою окраску. Цвет – явление физическое, и хотим мы или нет, он влияет на организм человека на биологическом уровне. Для человека, проводящего более 70% в помещении - в жилом пространстве, офисах, в промышленных цехах и т.п. цвет, как нельзя более влияет на самочувствие, настроение и комфортность проживания. Цвет является наиболее активным и действенным средством придания интерьеру самобытности и неповторимости.
Цвет в формообразовании объектов интерьера
Цвет является наиболее активным и действенным средством придания интерьеру самобытности и неповторимости. Цвет – древнейшая реальность человеческого существования. В природе каждый предмет имеет свою окраску. Цвет – явление физическое, и хотим мы или нет, он влияет на организм человека на биологическом уровне. Восприятие цвета во многом связано с ощущением
звука, вкуса, обоняния, температурных раздражителей
. Например, адаптация глаза к зеленому цвету повышает
слуховую

чувствительность
, а воздействие красного освещения ее снижает. В помещении, где преобладают красные, желтые, оранжевые цвета у человека возникает ощущение
тепла,

сухости
, снижается теплоотдача тела и наоборот, в помещении с сине – голубой гаммой цветов человеку становится
прохладнее
, а микроклимат воспринимается как более
влажный.
Интересно цветовое восприятие
времени
. Ф. Биррен утверждает, что при зеленом освещении время кажется более быстротечным, чем при красном. Равномерная смена цветов снижает ощущение времени, а ритм оживляет его. Экспериментальные исследования цвета и
звука,
проведенные М.В. Матюшиным, показали соответствие низких звуков темно – красным цветам, а более высоких – желтым, зеленым и синим. Холодные цвета повышают звук, а теплые понижают его. Законы цветовой гармонии относительны и часто носят
субъективный характер
, связанный с социальной, национальной, культурной и исторической средой. У древних народов цвет часто имел и определенное
символическое значение. См. рис. 1
На Руси
белый
цвет издавна олицетворял чистоту и веру, цвет наряда невесты, а на Востоке это цвет траура.
Красный
цвет в нашей стране в древности связывали с красотой, нарядностью, жизнью, позже он стал символом революционно – освободительного движения, а вот в Индии это свадебный цвет, в Египте цвет человека.
Желтый
цвет – символ солнца и тепла, в Египте это символ величия, жрецов, богатства, в Китае – знак высшей власти.
Каждая страна и время отдавали свое предпочтение не только разным цветам и оттенкам. Экскурс в историю развития декоративно – прикладного искусства говорит о том, что у разных народностей считались особенно красивыми и определенные цветовые сочетания. В Греции это сочетание терракотово – красного с черным, в Средней Азии – золотисто – охристый цвет с сине – голубым. В каждом регионе складываются свои совершенно различные каноны красоты. Сегодня в России никто не спутает гжель (кобальт на белом) и палех.(золото на черном) *** Сознательно или бессознательно наша душа откликается на цвет. Исследования цветовых ощущений показали, что существует две группы людей, отличающихся своим предпочтением к
теплым
либо
холодным
тонам. Шкала любимых цветов с возрастом меняется. Дети больше любят интенсивные яркие цвета, часто отдавая предпочтение красному. Взрослые чаще предпочитают более спокойные холодные цвета – синий, голубой, хотя более эмоциональные женщины часто используют красный. Пожилые люди чаще используют пастельные и серые тона. Для различных психологических типов людей характерно предпочтение двух различных частей цветового спектра. Для
экстравертов
, которых отличает стремление к контакту со зрительно воспринимаемым миром, характерно предпочтение теплых тонов, для
интравертов
, погруженных в себя – холодных тоном. Тип темперамента человека сказывается на оформлении интерьера.
Сангвиник.
Это деятельные люди в доме которых много энергии, цвета, света, простора и воздуха. В интерьере используется теплая гамма: все оттенки желтого, топленое молоко. В деталях (шторы, обивка мебели, ковры) – теплые и уютные сочетания коричневого, оранжевого, белого и кремового, обилие зеркал, керамика, цветы. Освещение яркое.
Меланхолик
сосредоточен на внутреннем мире, личных переживаниях, поэтому в доме создает много разных скрытых от посторонних уголков, делящих дом на небольшие зоны. Освещение с использованием «интимных» светильников. Атмосфера в доме должна быть стабильной, уютной и комфортной. Интерьер решается в светлых легких тонах – бледно – желтых, терракотовых, зеленоватых. Мебель без резких углов.
Холерик
энергичен, подвижен, быстро меняет пристрастия. Для охлаждения безудержного нрава желательно использование всех оттенков сине – голубого, зеленого, бирюзового. В мебели – простые строгие формы, «модульная» мебель, поскольку холерики в поисках перемен часто производят перестановки. Переменчивому нраву соответствует многоуровневое освещение, позволяющее менять свет в зависимости от настроения. Для активных холериков, нуждающихся в полноценном отдыхе, необходимо продумать зону отдыха. Особенностью интерьера являются антикварные или экзотические вещицы, расставленные на полочках и нишах.
Флегматик
отличается стабильностью. Преобладающие цвета интерьера – серый и коричневый. В деталях используются сухие цветы, керамика, старые фотографии. *** Существуют общие законы воздействия цвета на эмоциональное состояние человека. Исследованием цвета занимались многие ученые. В цветоведении широко используется «цветовой круг» Гете, ставший ключом к разгадке тайны цвета.
См. рис. 2

Все цвета можно получить, смешивая в различных соотношениях три первичных цвета:
красный, желтый и голубой.
Если смешивать их попарно, то получатся три новых вторичных цвета:
оранжевый, зеленый и фиолетовый
. Смешивая смежные цвета, получают колесо основных цветов с 12 секторами. Каждый цвет в полученном колесе имеет множество оттенков. Все они получаются благодаря добавлению различных соотношений белого и черного. 12 цветов условно делят на две группы:
теплые
(от желтого до красно – фиолетового) и
холодные
(от фиолетового до желто – зеленого) Установлено, что так называемые теплые тона – красные, оранжевые, желтые – действуют на человека возбуждающе, при их избытке быстро наступает переутомление. Холодные тона – синие, голубые, зеленые – успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Желтый, желто – зеленый цвета вызывают ощущение легкости, а фиолетовый, синий – чего-то тяжелого.
См. рис.3
Теплые цвета создают ощущение приближения пространства, холодные – удаления. Соседствующие цвета оказывают влияние друг на друга. Например, на зеленом фоне красный и синий цвета приобретают фиолетовый оттенок, оранжевый цвет на красном желтеет. Цветовое колесо помогает правильно подобрать гармонирующие и контрастирующие цвета.
См. рис 4.
Соседние тона гармонируют друг с другом, лежащие напротив – контрастируют. Идеальное решение в любой композиции – гармоничные основные цвета с введением контрастных элементов. Контрасты могут быть как
цветовыми
, так и
яркостными
При построении определенных композиций довольно часто приходится составлять композиции, построенные не только на гармоничных цветовых сочетаниях, но и на сочетаниях
дисгармоничных
(негармоничных)

Гармоничность цвета в интерьере

Цвет стен

Цвет мебели, обивки, покрывал

Негармоничные цвета
Белый Красный, красно – коричневый, темно – желтый, оранжевый, коричневый, бордовый, синий, сиреневый, зеленый, фиолетовый, пурпурный, черный Гармонирует с любым цветом Зеленый Темно – желтый, светло – оранжевый, коричневый, темно – красный, темно – синий, фиолетовый, светло – серый, белый Голубой, бирюзовый Розовый Голубой, синий, серый Сиреневый, красный Светло - синий Бордовый, темно – красный, серый, голубой, темно – желтый, темно – оранжевый, темно – синий, черный, белый Коричневый Светло - коричневый Темно – зеленый, темно – синий, темно – красный, темно - коричневый Желтый, белый Темно – красный, бордовый Светло – зеленый, светло – синий, бежевый, светло – серый, белый Коричневый Желтый Темно – красный, фиолетовый, синий, темно – серый, коричневый, черный Белый, оранжевый Серый Черный, темно – коричневый, темно – красный, красный, оранжевый, синий Белый, желтый Негармоничные сочетания (красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый) необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый или, реже – черный. *** Осознанное оперирование цветом как специфическим средством функционального комфорта и художественной выразительности интерьера опирается на исследования физической природы цвета и особенностей его восприятия человеком. Эти особенности используют дизайнеры при формировании как пространственной среды интерьера в целом, так и при разработке отдельных элементов и предметов оборудования. Разрабатывая дизайн – проект интерьера и выбирая цвет для отделки, нужно учитывать не только собственный вкус и предпочтения, но и давно известные законы восприятия объектов помещения и влияние различных цветов на человека. В книге Г. Фрийлинга и К. Ауэра цвет характеризуется по психологическому воздействию на человека: 
Стимулирующие цвета,
способствующие возбуждения и действующие как раздражители. К ним относятся теплые:
- Красный
(волевой, жизнеутверждающий)
- Оранжевый
(уютный)
- Желтый
(лучезарный) 
Холодные цвета, смягчающие раздражение:

- Синий
(подчеркивает дистанцию)
- Светло – синий
(направляющий в пространство)
- Сине – зеленый
(изменчивый, движение)
- Фиолетовый
(тяжелый)

Пастельные, разбеленные, мягкие цвета

- Серовато – голубоватый
(сдержанный)
- Серо – зеленый
(мягкий)
- Розовый
(таинственный, нежный)
- Розовато – фиолетовый
(изолированный) 
Цвета неподвижности (статичные), уравновешенные:

- Открытый зеленый
(освежающий)
- Желто – зеленый
(обновляющий)
- Пурпурный
(изысканный)
- Оливковый
(смягчающий) 
Нейтральные цвета:

- Серый
(универсальный)
- Белый
(королевский)
- Черный
(основательный) 
Земельные цвета теплых оттенков (гамма коричневых):

- Охра
(смягчает раздражение)
- Коричневый
(стабилизирующий)
- Темно – коричневый
(смягчает возбудимость) 
Темные цвета холодной гаммы

- Темно – серый, черно – синий
(изолируют и подавляют раздражение) Строить цветовую среду с использованием только одного цвета невозможно. В повседневной жизни человеку требуется цветовое многообразие. Самый благоприятный с психофизиологической точки зрения цвет при длительном воздействии и большой насыщенности приводит к зрительному утомлению, которое можно снять введением контрастных цветов. Интерьер каждого помещения представляет собой сумму соподчиненных цветов. Цвета каждого помещения, расположенные с учетом их площади и соседства образуют своеобразную колерную карту. Подбор цветового решения интерьера проводится в несколько этапов:  Первоначально стоит произвести опрос членов семьи (или служащих организации, где проектируется интерьер) и отобрать предпочтительные тона.  Далее определяется логическая последовательность и соподчинение друг другу. Каждая цветовая группа рассматривается в зависимости от того, светлым или темным является каждое помещение, вид освещения, направленность по сторонам света.  В завершение проводится нюансная или контрастная гармонизация цветов интерьера. Перегружать помещения цветовой гаммой не стоит. В одном помещении желательно выбирать не более пяти цветов. Лучше даже ограничиться двумя – тремя и их оттенками. Сначала подбирается доминирующий цвет, а затем подчеркивающие его вспомогательные. Глаз человека острее реагирует на светлые цвета, особенно на теплые. Теплые оттенки способствуют созданию в интерьере интимной атмосферы, имеют свойство «сужать» пространство. Холодные, наоборот, его увеличивают и «освежают» атмосферу.

Свойства цвета в интерьере

Цвет

Свойства в интерьере
Синий Самый популярный среди холодной гаммы. Символизирует душевный покой и умиротворение. Снимает усталость и напряжение. Оттенки синего – голубой, бирюзовый наполняют интерьер воздухом, свежестью, раздвигают пространство. Бледно – голубые оттенки символизируют молодость, иссиня – черные – авторитет и власть. Это цвет возвышенных и одаренных натур. Удачно используется в гостиных в сочетании с белым. При длительном воздействии глубокий синий цвет вызывает депрессию. Белый Эротический цвет, особенно в сочетании с розовым. Уместен в спальне Красный Цвет деятельной энергии. В интерьере лучше использовать не чистый цвет, а его оттенки. Светлый теплый красный цвет вызывает ощущение силы, энергии, устремленности. Средний – подобен равномерно пылающей страсти. Гостиную или кабинет украсят кирпично – терракотовые тона. Белые потолки и оконные переплеты выгодно оттенят пурпурные тона дивана и кресел, темно – вишневое ковровое покрытие. Обилие зелени и цветов может уравновесить и сделать более гармоничным весь интерьер. Желтый Цвет бодрости и оптимизма. В сочетании с зеленым – умиротворяет и тонизирует. Наиболее выразителен и гармонирует с предметным наполнением на кухне. Коричневый Нейтральный цвет, не вызывающий особых эмоций, переходный от одного процесса жизнедеятельности к другому. Наиболее органичен в прихожей, где используются все оттенки цвета – от почти белого до насыщенного шоколадного Зеленый Фаворит сегодняшней моды. Салатовый цвет – юношески жизнерадостен. При переходе в бирюзовый вызывает задумчивость, мечтательность. Не рекомендуется в офисах, т.к. при длительном воздействии вызывает равнодушие и лень. Фиолетовый Создает эффект удаления. Придает торжественность, но может вселять меланхолию и грусть. Лиловые цвета обозначают скрытую силу, а светло – сиреневые расслабляют, успокаивают. При длительном воздействии действует угнетающе У цвета есть много возможностей, правильно управляя им, можно зрительно изменить размеры пространства, гасить шум. Небольшие размеры помещения можно «увеличить» удаляющими светлыми прохладными тонами – серо – голубыми, жемчужными, бледно – зелеными. Придать парадный праздничный вид помогут элементы обстановки насыщенных глубоких тонов, особенно в сочетании с блеском металла (особенно золота). Оттенок стен, которые используются при отделке стен, должен сочетаться с обивкой мебели, цветом ковров и покрывал. При этом лучше ориентироваться на цвет мебели – дешевле сменить цвет обоев, чем купить новую мебель.