Беседа - дискуссия Тема. "Использование произведений В. Осеевой в духовно – нравственном развитии детей".

Автор: Ларина Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №23 "Родничок"
Населённый пункт: Нижегородская область город Бор
Наименование материала: Конспект
Тема: Беседа - дискуссия Тема. "Использование произведений В. Осеевой в духовно – нравственном развитии детей".
Дата публикации: 08.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Беседа - дискуссия
Тема. «Использование произведений В. Осеевой в духовно – нравственном развитии детей». Ларина Татьяна Владимировна. Нижегородская область, город Бор муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №23 «Родничок».

Цель
. Осмысление норм и правил жизни общества, их усвоение, умение соотносить свои поступки с этими нормами.
Задачи.
1.Развивать нравственные качества: отзывчивость, щедрость, доброту опосредованно через произведения В. Осеевой. 2. Формировать у детей через беседу нравственные понятия и представления. 3. Развивать диалогическую речь, умение формулировать мысль, высказывать мнение. 4. Развивать умения сравнивать, обобщать, рассуждать, делать умозаключения. 5. различать качества личности, через ощущения, сравнения, с использованием цвета, музыки, средств изобразительной деятельности. 6.Воспитывать желание поступать в соответствии с нравственными нормами и правилам.
Состав группы воспитанников
: мальчики, девочки.
Актуальность.
Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время, как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до восьми пет – это сенситивный период формирования сенсорной. Эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле. О нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений,
именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановление ее многолетних православных традиций.
Место занятия в программе дошкольного образования.
Литературный материал незаменим в духовно – нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Знакомя детей с литературным произведением воспитатель раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, их характеры и поступки. Различными методами и приемами подводит детей к умению оценивать действия и поступки героев.
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной

культуры.
Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости, проявлению этих чувств.
Форма проведения
Непосредственно образовательная деятельность беседа - дискуссия
Виды деятельности
Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, музыкально – художественная деятельность.
Предполагаемый результат.
Понимание детьми идеи, содержания рассказов В. Осеевой, оценивание поступков других людей, поскольку это будет первой ступенькой в оценивании своих собственных поступков.

Схема конспекта занятия.

Беседа - дискуссия
Тема. «Использование произведений В. Осеевой в духовно – нравственном развитии детей». Воспитатель показывает детям рамку без фотографии. Воспитатель: Дети, мы в эту рамочку вставим портрет писательницы. А кто она – мы с вами сейчас вспомним. И помогут нам в этом названия рассказов этой писательницы. Воспитатель перечисляет названия рассказов: «Волшебное слово», «Обидчики», «Печенье», «Синие листья», «Сторож» и т. д. Дети: Валентина Осеева. Воспитатель: Да, это писательница – Валентина Осеева.(вставляем портрет в рамку) Ребята, вспомним героев ее рассказов. Ответы детей. В.: Сегодня мы поговорим с вами о творчестве В.Осеевой. В конце занятия я прочитаю новый рассказ В. Осеевой, который вы еще не слышапи. В.: Ребята , а вы хотите поговорить о рассказах В. Осеевой? Дети: Хотим. В.: У меня есть несколько иллюстраций. Посмотрите внимательно и выберете иллюстрацию, которая относится именно к рассказу «Обидчики»? Дети выбирают. В.: Кто думает так же? Кто думает по – другому? Кто герои в этом рассказе? Ответы детей (мама, Толя, Саша).
В.: Назовите героя, которого все время обижали? Д.: Это Толя. В.: К кому бегал жаловаться Толя? Д.: К маме. В.: Вспомните, какой совет дала Толе мама? Д.: Мама предложила Толе подумать, почему это происходит. В.: Как вы считаете, использовал ли Толя совет мамы? Д.: Да. В.: Подумайте и скажите, изменятся ли отношения у Толи с друзьями? Д.: Изменятся. В.: А как вы догадались? В.: Ребята, вы догадались, кто же обидчик в этом рассказе? Д.: Сам Толя. В.: Ребята, а как вы думаете, чему учит нас это произведение? Ответы детей (Надо дружить, не жаловаться и не обижаться). В.: (вывод) Когда тебя обижают, надо задуматься, почему это происходит. В.: Ребята, попробуйте почувствовать себя обиженным, Мы всё жалуемся….. Почувствовали? А каким бы цветом вы это состояние изобразили? Выберете карточку с цветом. (Дети выбирают и показывают). В.: А сейчас вы помирились с друзьями. Какой цвет вы выберете? (Дети выбирают и показывают).
В.: Ребята, подумайте, в каком состоянии вы лучше себя чувствуете: в состоянии обиды или в состоянии радости? Ответы детей. В.: Ребята, настроение можно почувствовать, слушая музыку. А хотите послушать музыку? Д.: Хотим. В.: Я вам предлагаю послушать музыкальный отрывок. А вы подумайте, какое настроение передает эта музыка? Слушают отрывок (грустная музыка) Д.: ответы детей. В.: А сейчас второй отрывок. (слушают веселую музыку) Какое у вас настроение? Ответы детей. В.: Настроение можно передать цветом, музыкой, а также и играми. В.: Ребята, я вам предлагаю поиграть в народную игру « Где ты Маша?» Игра. В.: Хотите поговорить о рассказе « Синие листья»? Д.: Хотим. В.: Я предлагаю выбрать предметы, которые подходят к рассказу « Синие листья» (монета, книга, коробка карандашей, тарелка ). В.: Кто главные герои этого рассказа? Д.: Катя, Лена. В.: Как вы думаете, какая по характеру Катя? Д.: Жадная и т. д.
В.: Давайте попробуем побыть в той ситуации. Выберем Катю и Лену. (по желанию выбираются Катя и Лена). Ты попроси. Как лена, а ты откажи, как Катя. Проигрывается ситуация. В.: Что ты почувствовала, когда сама отказала? Д.: Мне жалко карандаша. В.: (обращается к Лене) А что ты почувствовала, когда тебе отказали? Д.: Было нехорошо. В.: Ребята, давайте почувствуем, чем пахнут «синие листья в рассказе? Д.: Холодом, грустью, печалью и т. д. В.: А какое время года вы вспомните при этом? Д.: Зиму. В.: А какое время суток? Д.: Ночь. Вечер. В.: А теперь почувствуем, как пахнут зеленые листья, если бы Катя дала Лене карандаш? Д.: Теплом, радостью, любовью, дружбой и т. д. В.: А какое время года вы вспомните при этом? Д.: Лето, весну. В.: Утро. День. В.: Мы видим. Что разное настроение. И выражение лица тоже будет разным. Я предлагаю вам нарисовать лицо, когда вам грустно ( дети на готовых формах фломастерами рисуют огорченное лицо)
А теперь попробуй те нарисовать радостное личико. Вам весело, вы улыбаетесь (дети рисуют). В.: Ребята, а чему научила в этом рассказе девочек учительница? Ответы детей. В.: А чему научил вас этот рассказ? Ответы детей. В.: (выводы) Да, надо откликаться на просьбы товарищей. В.: Ребята, а сейчас я предлагаю вам всем встать в круг и представить в этом кругу Лену и Катю. Теперь улыбнемся друг другу и нашим девочкам и пошлем по кругу с этой улыбкой тепло, свет, радость. У всех хорошее настроение? В.: Теперь слушайте обещанный рассказ. Рассказ В. Осеевой «Хорошее». (аудиозапись) В.: Ребята, как поступал Юра? Покажите карточкой (красная, черная). В. Да, ребята, лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В. Чему же учат нас рассказы В. Осеевой? Д. Они учат нас уметь дружить, делиться с друзьями, быть добрыми. В.: (вывод) Спасибо рассказам Валентины Осеевой, которые учат нас быть добрыми, смелыми, трудолюбивыми. В. Ребята, скажите, кому сегодня было интересно? Покажите карточками ( красная – интересно, черная – не интересно) В. Объясните, почему? (высказывания детей). 2.
Дидактическое обеспечение.
Портрет В. Осеевой и рамка для портрета, иллюстрации к произведениям В. Осеевой «Обидчики» и «Синие листья», цветные карточки, аудиозапись веселой и
грустной музыки, аудиозапись рассказа В. Осеевой, фломастеры и формы овалов лица. 3.
Мотивационно – ориентировочная часть.
Познавательная, социальная.
4. Организация детской деятельности.
 Фронтальная, индивидуальная.  Методы и приемы педагогической деятельности. Система проблемных вопросов, вопросов поискового характера, проблемная ситуация, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, психомышечное упражнение - этюд «Улыбка», вхождение в образ, вхождение в воображаемую ситуацию, упражнения на релаксацию и развития воображения, выбор ответа с помощью цветовой карточки, слушание музыки и рассказа в аудиозаписи.  Описание средств педагогической деятельности. Слово, портрет, действие, технические средства, книги, цветовые карточки.  Сама делаю выводы об идеи произведений  Описание методов мотивации познавательной активности. 5.
Рефлексивно – оценочная часть
Высказывания детей, схематическое изображение эмоционального состояния детей. Вопросы к детям, высказывания детей. Использование цветовых условных обозначений.
Список литературы.
1. Произведения В. Осеевой. «Волшебное слово», «Обидчики», «Синие листья», «Три товарища», «Сыновья», «Хорошее».
2. «Азбука общения» Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. Детство – пресс, СПб 2010.