"Малые фольклорные формы как средство социального развития детей раннего возраста"

Автор: Кетова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 15 СП "Детский сад"
Населённый пункт: г. Соликамск Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Малые фольклорные формы как средство социального развития детей раннего возраста"
Дата публикации: 08.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Малые фольклорные формы как средство социального развития детей

раннего возраста

Кетова Светлана.Николаевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

Структурное подразделение «Детский сад»

Г. Соликамск Пермский край
Одним из общепризнанных положений современной психолого- педагогической науки является положение о значении социальной среды и общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. Важнейшая возрастная характеристика, раскрывающая отношения ребёнка и его социального окружения, была определена Л. С.
Выготским, как социальная ситуация

развития[1].
Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами, соответственно, на этом этапе складывается такая социальная ситуация развития, которая может быть обозначена формулой: «ребенок-предмет-взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Поэтому разворачивается совершенно новая форма общения, а именно - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым до 3 лет. Взрослый для ребенка раннего возраста - это соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий его успехи и достижения. В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!» Эта социальная ситуация развития предполагает новый тип деятельности, который рождается в период раннего возраста.
Это

предметная деятельность, направленная на усвоение общественно

выработанных способов действия с предметами
.
На современном этапе развития системы дошкольного образования актуализируется проблематика становления ребёнка не просто субъектом деятельности, а деятельности культурной. Для того чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. И такими практиками выступают культурные практики.
Культурные практики
– это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Вместе с тем они включают обычные для него привычные, повседневные способы самоопределения и самореализации тем самым обеспечивая реализацию культурных умений ребенка.
Культурные практики
– это понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью
каких

культурных механизмов
ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор[2]. Для детей раннего возраста, согласно ФГОС ДО выделены определённые виды деятельности, соответственно, которым доступными становятся
Исследовательские,

Коммунитивные,
,
Социально-ориентированные
культурные практики.
В качестве ведущей
культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание,
как педагогическая поддержка, сотрудничество,
общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). Результаты этих сложных жизненных практик и есть то нравственное, интеллектуальное приращение в ребенке, эффект которого мы взрослые приписывают противоречивому понятию воспитания.
В работе с детьми раннего возраста большое внимание следует уделять ознакомлению их с малыми формами фольклора. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому следует подбирать потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать, во время умывания, во время еды, бодрствования. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение. Отбирая произведения для игр с детьми следует учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со взрослым. Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной должны быть использованы народные песенки, в которых важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивает воображение и активизирует мыслительную деятельность малыша. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Таким образом, использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка,
рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), способствует овладению первоначальных навыков самостоятельной художественной деятельности. Результатом такой работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне их развивает, способствует становлению его субъектности. Литература Выготский, Л.С. Психология: Учеб. пособ[Текст]/Л.С. Выготский.-М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС., 2008. Крылова, Н.Б. Культурология образования[Текст]/Н.Б. Крылова.- М: Народное образование., 2009. Фенькина, А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника[Текст]/А.А. Фенькина//Педагогическое образование в России.- 2014.-№5.-с.23-26.