"Восприятие художественной литературы и фольклора с детьми старшего дошкольного возраста"

Автор: Алексеева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Росинка"
Населённый пункт: Кемеровская обл.
Наименование материала: Конспект окрытого занятия
Тема: "Восприятие художественной литературы и фольклора с детьми старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 09.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№5 «Росинка» Конспект открытого занятия по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы. Составила воспитатель Подготовительной группы Алексеева Ольга Николаевна пгт Крапивинский «2016г.»

Тема:
«Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Форма проведения:
литературно – художественная гостиная.
Цель:
Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские). Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
Материалы, оборудование:
компьютер, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».
Словарная работа:
«неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.
Предварительная работа:
рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».
Планируемые результаты:
эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение и характер изобразительного творчества.
Ход мероприятия:

1. Организационный момент.
(Вводный этап)
В.: -
Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!
-
Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам). - Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

В.:
- Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной. 2 часть. Основная. (Основной этап).
В.:
- «В мире много сказок – грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них».
В.:
- Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.
2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».

В.: -
Сегодня в гостиной разместились иллюстрации к одной известной сказке. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке? Кто это? (Молодцы, правильно) («Снегурочка»).
3. Чтение сказки.

В.: -
Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка». «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.»

Выразительное чтение сказки с показом презентации.

Русская народная сказка «Снегурочка»
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хо рошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают. — А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем. — Давай, — говорит старуха. — Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, под бородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка. Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налю буются. И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветли вая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься. Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась. — Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется? — Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова. Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек. Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадова лась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату. За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку: — Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать. Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила: — Пойди, дочка, повеселись с подружками! — Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегуроч ке по-прежнему невесело. — А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала
она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла , обратилась в белое облачко. — Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет. Стали они кликать ее: — Ау, ау, Снегурочка! Только эхо им в лесу откликнулось. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Беседа по содержанию: - Понравилась сказка? - Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы? - Какой получилась у стариков доченька? (Добрая, красивая, работящая, умная) - А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (краса –девица, девица- красавица, что не в сказке сказать не пером описать) - Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте. (коса до пояса, беленькая без румянца) - Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой? - Какая она была? Опишите её. Радостная была Снегурочка, вот какая. Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы. - Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её. Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица. - А почему же Снегурочка становилась такой грустной? - Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла). - Во что, превратилась Снегурочка? (В облачко). - Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике). - Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? -Да конечно, молодцы. А теперь давайте с вами отдохнём.
4Физ.минутка «Сказки»

5. Игра «Переводчики».

В.:
- А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ) - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку) - Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? (какие?) - А есть те слова, которые не понятны? Давайте сыграем
в игру «Переводчики»
- я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по- другому, только чтоб понятно было!  Жили ладно – это как?
 Приладили ручки и ножки – что сделали?(присоеденили)  Стала расти не по дням, а по часам? – это как?  Души старики в дочке не чают – это как?  Работа в руках спорится –  Неможется –  Свечерело –  Стали кликать Снегурочку – Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось». - Грустный конец у этой русской народной сказки? - А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась) - А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла? - А как? - Мы же с вами тоже русский народ, и одеты мы с вами в русские народные костюмы, девочки в сарафанах, а мальчики в косоворотках. Давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание) - Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте поиграем в игру
Д.И. «Назови сказку».
Вам понравилось занятие? А что именно вам понравилось?
6. Рефлексия.

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец! А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями (до свиданья), а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.