Разработка занятия по теме: "Заголовок" в детском объединении "Азы юнкоровских наук"

Автор: Соколова Наталья Вячеславовна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУДО "ЦДОД "
Населённый пункт: г.о.Стрежевой Томской области
Наименование материала: конспект
Тема: Разработка занятия по теме: "Заголовок" в детском объединении "Азы юнкоровских наук"
Дата публикации: 09.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей

городского округа Стрежевой»

Разработка занятия по теме: «Заголовок»

в детском объединении

«Азы юнкоровских наук
»
Разработчик
: Соколова Наталья Вячеславовна, педагог дополнительного образования
г. о. Стрежевой

2016г.

Аннотация занятия
Данное занятие – третье из серии по теме « Литературно-художественные жанры журналистики» в учебно- тематическом плане дополнительной общеобразовательной программы «Азы юнкоровских наук». По типу оно относится к комбинированным занятиям, дающим теоретические знания по
теме «Заголовок» и практическое закрепление изученной темы. В ходе закрепления полученных знаний практической работой у обучающихся развивается творческое мышление, необходимое при написании текстов. Методической особенностью занятия, обеспечивающей его эффективность, является самостоятельная индивидуальная и коллективная работа обучающихся при выполнении заданий. На таком занятии есть прекрасная возможность обобщить и расширить предметные компетенции обучающихся. Предложенный материал станет подспорьем в организации работы школьного пресс-центра, а юные журналисты, постигая шаг за шагом тонкости газетного дела, станут активными, востребованными и неравнодушными людьми. Предназначено педагогам дополнительного образования, может быть полезно классным руководителям и организаторам воспитательной работы в образовательном учреждении.
Тема занятия:
«Заголовок»
Тип занятия:
«открытие» и актуализация новых знаний.
Характеристика группы:
12 человек, третий год обучения, 11-15 лет.
Продолжительность занятия:
3 академических часа с перерывом 10 мин.
Цель:
формирование предметных компетенций и возможности их применения в процессе творческой и самостоятельной работы.
Задачи:
1. повышение мотивации к познавательной деятельности, расширение знаний и представлений об СМИ; 2. закрепление и систематизация знаний по теме «Заголовок»; 3. формирование навыков самостоятельной и творческой деятельности, дискуссии, умения планировать, контролировать и оценивать свои действия; 4 развитие образного и логического мышления; 6. формирование основ самоконтроля, взаимоконтроля, коммуникативных навыков.
Формы организации занятия:
индивидуальная, работа в группах.
Методы и приемы:

наглядные:
газеты, газетные статьи.
словесные:
рассказ, беседа, диалог, консультация, коллективное обсуждение, само – и взаимооценка.
практические:
самостоятельное планирование работы, написание синквейна.
Словарная работа:
активизировать в речи детей термин «Заголовок»
Предварительная работа:
подбор демонстрационных материалов.
Оборудование и инструменты:
учебный класс, доска, наглядные материалы
Материалы:
школьные газеты и газеты юнкоровских клубов страны, блокнот, ручка. Ход занятия

Методическая

структура

занятия

Содержание

этапа занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Ожидаемые

результаты
Организационны й этап (ориентировочно е время: 5 мин.) Создание эмоционально- психологическог о настроя на учебную деятельность и активизация внимания Приветствие. Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, настраиваемся на плодотворную работу. Организация рабочего места. Для того, чтобы начать наше занятие с хорошим настроением давайте поглядим на своего соседа справа и сделаем эму комплимент. Дети занимают свои места. Достают рабочие тетради и авторучки. Обучающиеся делают друг другу комплименты.
Личностные:
готовность к работе, настрой на продуктивную деятельность Подготовительн ый этап (ориентировочно е время: 40 мин.) Актуализация пройденного материала Объявление темы постановка цели и задач занятия Повторение пройденного материала Опрос : - Что такое статья? -Назовите основные задачи статьи. -Что такое информация? Если представить, что ваше статьи, которые мы пишем в школьную газету – это рыбка, то что нужно чтоб ее непременно съели? С чего начать работу? Конечно же с имени, с названия. Моряки говорят: «Как корабль назовешь, так он и пойдет». И никто не считает это суеверием, потому что для корабля и моряков – это вопрос жизни и смерти. Я Дети отвечают на вопросы педагога. Примерные ответы:
Статья
— популярный газетный жанр, требующий высокой степени журналистского мастерства
Задача статьи
– привлечь внимание людей к какому-либо важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли. Статья должна быть убедительной, доказательной
Информация
– это сведения, полученные о событиях, фактах и явлениях окружающей действительности, т.е. в общем смысле сообщение о чем-либо.
Предметные:
владение терминологией, демонстрация знаний.
Личностные:
смыслообразован ие
Предметные:
Владение и демонстрация знаний
рекомендую, точно также относится к заголовкам и вам. Основной этап (ориентировочно е время: (65 мин.) Открытие нового знания. Примерный текст: Точный заголовок несомненно требует от журналиста профессионализма, творческого дара и мастерства
. Цель заголовка –

воздействие
. Он оказывает решающее влияние на восприятие всего теста. Часто только из-за одного интригующего или сенсационного заголовка люди покупают газету.
Заголовок – это главный тезис любого

материала
. Заголовок обозначает тему материала. От заголовка не требуется выражения главной мысли, емкой передачи содержания. Прочитав заголовок, мы не поймем ничего о событии, рассказанном материале, но именно это и является функцией заголовка. Для справки:
Заголовок
- это вводная фраза текста, рекламы или объявления. Это наиболее важный элемент информационного сообщения или объявления. В среднем в пять раз больше людей читают заголовки, чем основной текст. Заголовок выполняет различные функции:
номинативную
(т.е. назывную),
коммуникативную
(т.е. взаимодействие с вашим читателем
),

рекламную, информационную
(в информационном сообщении),
оценочную.
Заголовок может выполнять и другую функцию – вызвать интерес к теме, затронутой в вашем тексте. Запомните, что в заголовке всегда отражается авторская позиция! Заголовок может быть выражен: - риторическим восклицанием (Учитесь видеть красоту!) Усвоение нового материала. Обучающиеся записывают тему занятия и определение:
Заголовок –
это главный тезис любого материала. Заголовок обозначает тему материала
Личностные:
Память, логическое и образное мышление. Мотивация к познавательной деятельности. Целеустремлённо сть, внимание к деталям.
Личностные:
умение слушать, самоконтроль, самоорганизация.
Проявление творческого потенциала в самостоятельно й работе - риторическим вопросом (Зачем ходить в музей?) - метафорой (скрытое сравнение – время идет, часы стоят, горячее сердце, острый глаз, молоко убежало) - эпитет (позволяют ярче и полнее охарактеризовать предмет – классный день календаря, веселые ребята, белый лебедь) Ребята, давайте посмотрим школьные газеты, найдем и обсудим имеющиеся в них заголовки. Давайте составим синквейн для термина «Заголовок»
Задание №1:

(индивидуальная работа)
1.Придумайте разные заголовки и возможное начало текста на тему «Новый год» так, чтобы дальнейший текст: - Вызывал улыбку. - Заставил задуматься. - Встревожил. - Обрадовал.
Задание №2

(работа в группах)
Придумайте заголовок к тексту, где ключевыми словами являются: Демонстрация школьных газет и газет юнкоровских клубов страны. Обучающиеся пишут синквейн на тему «Заголовок» Творческая работа: обучающиеся пишут тексты и самостоятельно придумывают к нему заголовок. В процессе деятельности - самоконтроль качества выполнения творческой работы. Творческая работа: обучающиеся пишут тексты и самостоятельно придумывают к нему заголовок.
Личностные:
Логическое и образное мышление.
Личностные:
мотивация к познавательной деятельности. Целеустремлённо сть,самоконтроль, самоорганизация
Предметные:
Самостоятельная практическая деятельность
Метапредметные

1. Лето, новые друзья, костер, задушевные разговоры, расставание. Например: «Незабываемые дни» 2.Осень, природа, костер, песни, гитара. Например: «Поход» 3.Море, пляж, прогулка, загар Например: «Отпуск на море»
Задание №3

(Индивидуальная работа)
Прочитайте статьи в газетах и сделайте выводы: 1)основной тезис статьи. 2) соответствует ли тезис заголовку? Релаксация. В связи с особенностью занятия по требованиям здоровьесберегающих технологий предусматриваются 3 динамические паузы (по одной в течение 45 мин.) во время работы для выполнения специальных упражнений. По окончании первого и второго академического часа проводится перерыв 10 мин. В процессе деятельности - самоконтроль качества выполнения творческой работы, консультирование друг друга, взаимопомощь. Самостоятельная работа Обучающиеся читают тексты и формулируют тезисы. В процессе деятельности - самоконтроль качества выполнения работы. Пример физкультминутки
В ноябре, в декабре.
В ноябре, в декабре Будет холод на дворе. И тогда мы все, ребята, Будем надевать перчатки. Будем так их надевать. А потом вот так снимать.
Руки кверху поднимаем.
Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей.
:
коммуникация, само - и взаимоконтроль. .
Предметные:
Применение новых знаний. Итоговый этап Подведение итогов урока А теперь подведем итоги нашего занятия. Я предлагаю каждому защитить свою точку зрения После выполненного задания защита своего результата труда.
Личностные:
умение слушать и
(ориентировочно е время: 25 мин.) Рефлексия, оценка работы обучающихся по соответствию тезиса и заголовка в статье. Рефлексия
Игра « 6 лепестков»
Обучающиеся на выбор отрывают лепестки разного цвета. На лепестках написана фраза, которую нужно продолжить: 1) я узнал(а) новое….; 2) у меня получилось…..; 3) меня вдохновило…; 4) мне было сложно….; 5) меня удивило….; 6) мне пригодится….. Коллективное обсуждение. Обучающиеся озвучивают свои впечатления Прощание. вступать в диалог, образное мышление.
Метапредметные

:
Анализ, само - и взаимооценка. Рефлексия. Коммуникация.
Список используемой литературы:
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 2003. 2. Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. Саранск, 1996. 3. Белобородов Н.В. Социальные и творческие проекты в школе. М., 2006. 4. Вовк Е.Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». № 5. 2004. 5. Гоне Ж. Школьные и лицейские газеты. М., 2000. 6. Десяева Н.Д. Культура речи педагога. М., 2003. 7. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование. № 2. 2005. 8. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003. 9. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004. 10. Назарова Т.В. Комплексная интегрированная образовательная программа «Пресс-клуб». Омск, 2007. 11. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В.Кашлева. Волгоград, 2009. 12. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2007. 13. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации / Школьные технологии. № 3. 2002. 14. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. М., 2008. 15. Танкова Л. Школьная газета от «А» до «Я» // Первое сентября. № 43. 2003.