"Моя малая родина"

Автор: Ващенко Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Черноморская средняя школа №1"
Населённый пункт: посёлок Черноморское, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Моя малая родина"
Дата публикации: 21.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока: МОЯ МАЛАЯ РОДИНА.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества. Зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время. Подготовила: Ващенко Светлана Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ «ЧСШ №1»
ЦЕЛИ:
Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию Черноморского района Республики Крым. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе. Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
ЗАДАЧИ:
активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории Черноморского. Обогащать и систематизировать знания детей о Черноморском. Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города. Способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине, стремлении приумножать природное и культурно-исторического наследия Научить учеников принимать активное участие в диалоге. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для учеников: - ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; - самореализация. Для педагога: - повышение профессионализма; - внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; - личностный и профессиональный рост; - самореализация. Для родителей. - повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация. Ход мероприятия:
Организация начала занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами проведём не совсем обычное занятие. Для начала проведем игру – энергизатор.
Игра –
энергизатор.
“Я собираюсь в путешествие”
Все сидят в кругу. Игра начинается с высказывания: “Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие” и участник обнимает человека справа от себя. Этот человек затем говорит: “Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие и похлопыванье по спине” и затем обнимает человека справа и похлопывает его по спине. И так каждый участник повторяет то, что было сказано и добавляет новое действие к сказанному. Необходимо пройти по кругу, чтобы до всех дошла очередь.
2. Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте заголовок. «Моя малая Родина – Черноморское». - Как вы думаете, о чём сегодня будет идти речь? - Какие вопросы и о чём вам могут сегодня встретиться?
- Уже через несколько минут мы узнаем, что вы знаете о своей малой Родине, как вы усвоили материал, который мы вместе изучали в прошлом году на уроках.
3. Знакомство с материалом.

Ведущая:
Ребята, сегодняшняя беседа посвящена нашему родному городу. -Кто может на карте показать, где находится Россия, а где расположен Крым? ( На доске карта России) - Почему слова «мама» и «Родина» так близки? -Где росли и начали ходить в школу? Это и есть ваша малая Родина. Если сложить маленькие родины всех ребят нашей страны, получится одна большая Родина – Россия. - Что вы себе представляете под словом Родина? В моем сердце уголок найдется Для тебя, любимый край родной, Ведь не зря ты малой родиной зовешься, Ты в душе всегда, всегда со мной Государство наше большое в его состав входит много республик, краев, областей. Не исключение и наша Республика – Крым.
Разгадаем кроссворд
1 Столица Крыма 2 Президент России 3 Наша страна и государство 4 Один из символов государства 5 Столица России 6 Наша Республика Чтение стихотворения
учителем

Мой Черноморск!

Мой Черноморск, ты родина малая моя, Здесь мои корни, здесь моя земля! Ты только хорошеешь день ото дня, Мне всё здесь родное и море и земля. И хлебные, золотом залитые поля.
Рассказ о Черноморском районе и его символах

Описание района
Черноморский район расположен на западе Республики Крым, на территории Западного Тарханкута , на берегу прекрасного Чёрного моря,и хотя наш район называют степной Крым,но красоту нашего края нельзя ни с чем сравнить.2 тыс. лет назад на нашем берегу поселились скифы и назвали наш Черноморск -Калас Лимен (что означает Прекрасная Гавань). И сейчас на месте поселения скифов находится заповедника раскопки свидетельствуют о их жизни на нашей земле. Находится Черноморск в 140 км от Симферополя. Район представляет собой степную зону . Территория Черноморского района охватывает весь западный Крым. Район является многонациональным. Согласно статистическим данным, в районе преобладает русское население (52,7 %), на втором месте по численности находятся украинцы (29,0 %), также проживает много крымских татар (12,6 %). Черноморский район состоит из 11 сельских общин (сельских и поселковых советов), которые, в свою очередь, объединяют 1 посёлок городского типа - Черноморское – он же районный центр, 31 село и 2 посёлка. Площадь района составляет 1508,6 кв. км.
Далёкое
-Владимировка,Журавлёвка,Зоряное,Северное
Кировское
-Дозорное,Задорное,Низовка
КраснаяПоляна
–ВнуковоиКузнецкое
Красноярское
иЛенское
Медведево
иОзёровка
Межводное
-Водопойное,Зайцево,Новоульяновка,Снежное
Новоивановка
иХмелево
Новосельское
иАртёмовка
Окунёвка
-Громово,Знаменское,Красносельское,Марьино
Оленевка
- Калиновка и Маяк Территория Черноморского района представляет собой распаханную холмистую равнину. В районе фактически нет рек, однако он богат озерами, в том числе лечебными. Известны своими лечебными грязями горько-соленые такие озера как Джарылгач, Панское и Ярылгачи, которые
расположены у села Межводное. Помимо этих озер существуют озера Ак-Мечетское и Маякское, находящиеся неподалеку от самого Черноморское, а также Лиман, Большой Кипчак и Малый Кипчак, расположенные у села Оленевка. Морское побережье Черноморского района по большей своей части обрывистое, высота берега порой достигает 50 метров, однако существуют пониженные участки с отличными естественными пляжами. В недрах земли Черноморского района имеются полезные ископаемые, такие как природный газ (Глебовское месторождение), камень ракушечник, известняки. Черноморский район представляет интерес не только с точки зрения курортного отдыха, но также как уникальный объект древней истории. Район издавна заселялся людьми, в свое время его территорию облюбовали скифы. На территории Черноморского района исследователями было обнаружено несколько десятков скифских захоронений. В условиях торговой колонизации Древней Греции территории Крымского полуострова на берегу Каркинитского залива в конце IV ст. до н. э. было основано античное поселение Калос-Лимен, что переводится как Прекрасная Гавань. Поселение Калос-Лимен находилось в составе сельскохозяйственной хоры античного Херсонеса. В это время Калос-Лимен обносится военными укреплениями, вокруг поселения возникают другие античные поселения. Археологические данные, полученные в результате раскопок греческих поселений, доказывают, что, в свое время, в Калос-Лимене была достаточно высоко развита экономика, в которой в качестве основных сфер выступали сельское хозяйство и торговля. Однако процветание экономики и культуры античного Северо-Западного Крыма продолжалось недолго. Во II веке до н. э. эти античные поселения, расположенные на территории Черноморского района, были захвачены племенами скифов. В целом, на протяжении всего средневековья Тарханкут пребывал в зоне господства и перемещения кочевых племен.
В XIII столетии хозяевами Крыма становятся монголо-татары. Сам Тарханкут в первой половине XV века вошел в состав владений Крымского ханства, которое в свою очередь в 1475—1478 годах становится вассалом Турции. После этого западное побережье Крыма пережило процесс перераспределение земель. Дело в том, что основная часть земель на западном побережье была передана духовным лицам, получивших владение на основании тарханных (льготных) грамот. Интересно, что именно с этим фактом связано появление названия Тарханкут, которое закрепилось за западной частью полуострова. Тархан – территория свободная от налогов. В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи, а земельные владения на Тарханкуте вновь подверглись перераспределению. На сей раз, право владения землей было передано представителям русской знати и высокопоставленным чиновникам. Масштабы собственности некоторых из новых хозяев поражает. Так наибольшим имением на Тарханкуте распоряжался тайный советник граф Попов. Площадь имения составляло приблизительно 22,5 тыс. десятин земли, что в переводе на современную меру площадей равняется 32, 6 га! Имение тайного советника населяло 2178 душ государственных крестьян. Уже в 1824 году эти земли были куплены генерал-губернатором Новороссийского края М. Воронцовым. По его инициативе на территории волости была воздвигнута церковь в честь праведных Святых Захара и Елизаветы. С середины XIX века наблюдается рост притока переселенцев из густонаселенных губерний Российской империи, преимущественно с центральной части в Крым. Отмена крепостного права в 1861 году создавала благоприятный фон для развития экономических отношений на территории Черноморского района. Культурными свидетельствами развития экономики служит следующие данные. В 1885 году на территории района функционировали две церковно-приходские школы — в Ак-Мечети и Дёрт-Сакале, а на протяжении еще пяти лет были открыты три земских школы в селах Кунан, Донузлав (Красноярское), Караджа. Работали три врачебных участка. Волость поддерживала постоянную связь с уездом – Евпаторией, а в самой Ак-Мечети располагалась почтовая конная станция. С начала XIX века в Крыму получило самое активное развитие торговое мореплавание, что во многом было связано с важной экономической ролью Крыма как южного центра экспорта зерна. Не стоит забывать, что Российская империя на протяжении XIX века являлась главным
поставщиком хлеба странам Западной Европы и занимала лидирующее положение на международном рынке зерна. Западное побережье Крыма также было связано морскими путями с Одессой и городами Крыма: Ялтой, Севастополем. В 1816 году на мысе Тарханкут был основан маяк. В 1871 году здесь была открыта метеорологическая станция. В 1924 году Ак-Мечетский район был ликвидирован, а села Тарханкута влились в состав Евпаторийского уезда. Однако уже в 1930 году статус района был восстановлен. Интересна для сравнения статистика численности и национальный состав района в те времена. Согласно официальным данным, в 1932 году на территории района проживало 15 690 человек. Их них 57,6 % составляли русские, 33,6 % представляли крымских татар, 5 % были немцами и только 2,2 % являлись украинцами. В районе функционировали 16 сельсоветов, 10 из которых были русские, 5 — крымскотатарские, 1 являлся немецкий. Уже в 1939 году Ак-Мечетский район насчитывал 112 населённых пунктов. На его территории функционировали 29 школ! В период Великой Отечественной войны территория района была захвачена немцами. Жители района по мере своих сил сопротивлялись оккупантам. На территории района был организован партизанской отряд под командованием К.Калашникова. Район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков14 апреля 1944 года. В этом же году Ак-Мечетский район в рамках мероприятий по депортации крымских татар и изменению топонимики полуострова был переименован в Черноморский.



Промышленность
Основным природным богатством района является газ, имеющая решающее значение для экономики района, поэтому важными отраслями промышленности являются нефтедобывающая и перерабатывающая. Крупным промышленным предприятием района является предприятие ОАО “Черноморнефтегазпром“ и др.
Cельское хозяйство
В Черноморском районе выращивают зерновые и кормовые культуры, кукурузу, подсолнух. — Продолжение нашей беседы — «Городская архитектура» (предлагаются иллюстрации достопримечательностей городка. Дети должны ответить, что изображено). Следующий конкурс — «Гонка по магазинам» (называют магазины , которые расположены в городе) Следующий конкурс — «Кто больше назовёт улиц».
Следующее задание — (учитель предлагает отгадать загадку): Что за дом —Музыку услышишь в нем, Пенье, танцы, плач и смех —Удовольствие для всех. (Школа творчества.). Городок наш родной и чистый. Он прекрасный, хлебосольный . Черноморцами зовемся, Этим званием горды. Очень счастливы и рады, Что живем в Черноморском мы.
Рефлексия. Итог
( ответы детей)