"Приемы активизации деятельности обучающихся"

Автор: Вохменцева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы активизации деятельности обучающихся"
Дата публикации: 09.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Приемы активизации деятельности обучающихся.

Т.И.Вохменцева
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6,г. Комсомольск-на-Амуре Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. С этой позиции важным и первостепенным является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Активизация познавательной деятельности обучающихся— одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Латинское слово " activus" переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса. В полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывали многие педагоги современности. Школа сегодня должна научить ученика находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности. Какие же приемы помогают учителю активизировать деятельность обучающихся на уроках ? В книге «Здравствуйте, дети» Шалва Амонашвили пишет, что без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников , сделать
их активными участниками и творцами урока. Я стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать учебная игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребёнка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. У нас на уроке проходят такие игры как: «Путешествия по …( стране Цифр", стране Почитай-ка" и др.», «Почтальон», «Прогулка по лесу», «Помоги Незнайке», "Путешествие с Колобком" др. Детям очень нравятся игры- путешествия. В них ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия. А главное — ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка знания. Это хороший инструмент для формирования положительной устойчивой мотивации.Но для меня важно не только вызвать первоначальный интерес, но и удержать его, сделать стойким. Игра — это «дитя труда». В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Воздействуя на учащихся эмоционально, игры активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний учащихся и закрепление их. Использование игр в учебной деятельности направлено на формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. В своей педагогической практике я использую известные приемы активизации деятельности обучающихся : разгадывание и составление ребусов ( выпущен сборник детских ребусов), выпуск сборников детских работ по различным темам(" Знаки дорожного движения", " Зимушка-зима"), книжки -помощники (" Учись решать уравнения")Данный прием позволяет формировать
личностные универсальные учебные действия , которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся .э Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Учителя должны прокладывать новые пути для активизации деятельности обучающихся. Одним из приемов активизации деятельности является умение задавать вопросы. Существует несколько правил к формулировке вопросов: вопросы нельзя оценивать или исправлять; все вопросы необходимо фиксировать; относиться к вопросам уважительно; обязательно хвалить за любой вопрос. Данный прием можно использовать на любом предмете в начальной школе. Например: тема " Уравнения" 1 класс. Детям на доске записывают слово уравнение и предлагается задать вопросы .Обучающие могут работать индивидуально, в парах, в группах. Вот такие вопросы задали обучающие: Что это? Зачем уравнения нужны? Кто создал уравнения? Как решать уравнения? Какие бывают уравнения? Зачем их решать? Можно ли самому составить уравнение? Будут ли уравнения на экзамене? Почему я должен уметь решать уравнения? Почему такие выражения назвали уравнение? Какие правила должен знать, чтобы решить уравнение? К сожалению такой прием используют редко, обычно на уроках обучающимся предлагается готовая информация, которая не заинтересовывает обучающихся. Данный приемпозволяет формировать у обучающихся следующие УУД: Общеучебные универсальные действия:•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;•структурирование знаний; •осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Познавательные универсальные учебные действия
:•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. •построение логической цепи рассуждений, •выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные универсальные действия
: •планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; •постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; •разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; •умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умение задавать вопросы позволяет заглядывать в будущее , заставляет самостоятельно искать информацию, а учителю планировать опережающее обучение. В настоящее время мы работаем с поколением Z, которое называют " цифровыми аборигенами"( название дал американский педагог Марк Пренски). Это дети мультимедийных технологий. Практически всю информацию они получают из Сети, умеют в ней отлично работать, лучше разбираются в компьютерах, телефонах, чем в человеческом общении , общении с книгой. Нам необходимо научить использовать данную информацию во благо развития обучающихся. Научить использовать данную технику для обучения, тем самым активизировать деятельность обучающихся на уроках, при выполнении индивидуальных заданий, при подготовке домашних заданий. Не выходя из класса , можно посетить разные страны, музеи, рассмотреть картины известных художников, побывать в космосе и тд. Например: Получение готовой информации:1. Найти информацию о писателе.2.Найти мультфильм к произведению3. Найти фильм к произведению. Переработка информации: 1. Составить презентацию.2.Составить рассказ по найденной информации. Создание веб-квеста. Универсальность данной технологии заключается в том, что разработкой веб-квеста могут заниматься обучающиеся разным уровнем обученности; могут самостоятельно организовывать познавательную деятельность; имеют возможность пополнять , систематизировать собственные знания, развивать умения.Данные приемы помогают формировать следующие УУД •поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Библиографический список

1. Всероссийский научно- методический журнал " Педагогическая мастерская"№10,12.2015 2. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. – М., Большая Российская энциклопедия, 2003. 3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Н.Ф. Талызина. -М., Просвещение, 1982.69. Минский Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителей 4.Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика, 1982. 5.. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М., Просвещение, 1979.