Напоминание

Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей (подготовка к обучению в школе) "Дошколка"

Автор: Белых Анна Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №80 "Светлячок"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей (подготовка к обучению в школе) "Дошколка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное

автономное

дошкольное

образовательное

учреждение

города

Нижневартовска

детский

сад

№80 «

Светлячок

»
Принято: Утверждаю: На педсовете №_______ Заведующий МАДОУ Протокол №__________ города Нижневартовска ДС №80 «Светлячок» От «____»________2015 г. ____________О.В. Краснухина «____»________2015 г.
Программа

ДПУ

по

развитию

логико

-

математических

способностей

у

детей

(

подготовка

к

обучению

в

школе

)

«

Дошколка

»

Составители:

Белых А.О.





г

.

Нижневартовск

Содержание




Наименование

Страницы
1 Содержание 2 2 Паспорт программы 3 3 Пояснительная записка 5 3.1. Цели и задачи 7 3.2. Планируемые результаты 8 3.3. Объём образовательной нагрузки 9 4. Содержание программы «Дошколка» 10 5. Организационно-педагогические условия 20 5.1. Учебный план 20 5.2. Расписание занятий 21 5.3. Календарный учебный график 22 5.4. Программно-методическое обеспечение 24 5.5. Материально-техническое обеспечение 25 6. Мониторинг 26 7. Список используемой литературы 27
2. Паспорт программы

Наименование

Программы

Программа ДПУ по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у

детей «Дошколка»
Основания для разработки Программы  Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26;  Устав МАДОУ города Нижневартовска ДС №80 «Светлячок»; Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 2
 Приказ МАДОУ города Нижневартовска ДС №80 «Светлячок» от 30.12.2015 года №316 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением города Нижневартовска детским садом No80 «Светлячок».  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру» / С.П. Циновская. – М. : Издательство «Экзамен», 2015 г.  Методическое пособие: Юным умникам и умницам. Холодова О.А., 2003 г. Заказчики Программы Родители (законные представители) Цель Программы Развитие логико-математических способностей детей посредством математических игр, задач и упражнений. Задачи 1. Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия. 2. Развивать быстроту мышления. 3. Научить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения, устанавливать причинно- следственные связи. 4. Прививать детям умение подчинять свою работу (деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил. 2. Сформировать волевую регуляцию деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми. Планируемые результаты В результате обучения по данной программе дети: владеют основными логическими операциями. способны объединять и распределять предметы по группам. свободно оперируют обобщающими понятиями. умеют мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. находят закономерности в явлениях, умеют их описывать. могут при помощи суждений делать умозаключения. способны ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. у детей достаточно большой словарный запас, развит интерес к чтению, широкий спектр бытовых знаний. Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 3
наблюдательны, внимательны, усидчивы, заинтересованы в результатах своей работы. владеют навыками сотрудничества, умеют работать в паре и микрогруппе. Разработчик Программы Учитель-логопед: Белых А.О. Система организации контроля за исполнением Программы Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №80«Светлячок» Ольга Владимировна Краснухина Зам. зав. по ВиМР МАДОУ города Нижневартовска ДС №80«Светлячок» Светлана Сергеевна Гасымова
3. Пояснительная записка
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить. Он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 4
привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. В современных исследованиях подчеркивается особая значимость логико-математических представлений. Коноваленко С.В. обращает внимание на то, что именно в них обобщенно структурируются свойства, связи и отношение предметов и явлений; на их основе в дальнейшем у ребёнка возникают научные понятия [19]. В работе Е.С.Ермаковой [12] говорится о том, что в дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания  анализу детьми многообразия признаков предмета, их сочетания и зависимости, существенности и несущественности; в педагогическом процессе детского сада практически не используется особо значимые в развитии мышления дошкольников упражнения на обобщение по разным основаниям (сначала по форме и размеру, потом по форме и цвету: далее по размеру и цвету);  раскрытию многоаспектности одного и того же объекта. Данное исследование ещё раз подтверждает необходимость усиления внимания к содержательным и технологическим аспектам логико-математического развития дошкольников. Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 5
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности.
3.1. Цель программы:
Развитие логико-математических способностей детей посредством математических игр, задач и упражнений.
Задачи:
1. Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия. 2. Развивать быстроту мышления; Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 6
3. Научить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи; 4. Прививать детям умение подчинять свою работу (деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил; 5. Сформировать волевую регуляцию деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми.
3.2. Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе дети: владеют основными логическими операциями. способны объединять и распределять предметы по группам. свободно оперируют обобщающими понятиями. умеют мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. находят закономерности в явлениях, умеют их описывать. могут при помощи суждений делать умозаключения. способны ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. у детей достаточно большой словарный запас, развит интерес к чтению, широкий спектр бытовых знаний. Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 7
наблюдательны, внимательны, усидчивы, заинтересованы в результатах своей работы. владеют навыками сотрудничества, умеют работать в паре и микрогруппе.
Итоги реализации программы
предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в смотрах конкурсах, фестивалях, детских концертах и других мероприятиях. Реализация программы осуществляется в соответствии с целями и задачами. Занятия распределены по месяцам, определено количество занятий, необходимых для работы.
3.3. Объем образовательной нагрузки
Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся учителем-логопедом, имеющим соответствующее образование. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут. Форма обучения – очная. Группа включает 10 детей. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Сроки реализации программы – 1 год. Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 8
Стоимость занятий утверждена приказом МАДОУ города Нижневартовска ДС №80 «Светлячок» от 30.12.2015 года №316 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением города Нижневартовска ДС №80 «Светлячок». Стоимость 1 занятия – 86 рублей.
Приёмы и методы работы
 Наглядные (наглядные пособия, рассматривание картинок, презентации);  Словесные (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, чтение художественной литературы);  Практические (развивающие игры, упражнения, задания, интеллектуальные викторины, игра – путешествие, самостоятельная деятельность детей). Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия. Физкультминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
4. Содержание программы «Дошколка»



Тема занятия

Кол-во

часов

Цель занятия

Содержание

Сентябрь
1 Вводное занятие
1
Создание благоприятного психологического климата в группе, знакомство дошкольников с особенностями «Давайте познакомимся», «Назови свое имя ласково», «Назови правило» (карточки) Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 9
занятий в группе и правилами поведения на них. Формирование у детей интереса и положительного отношения к занятиям в группе. Изучение необходимых учебных принадлежностей для занятий. 2 Похоже – не похоже!
2
Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления. Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось». Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. Занимательные вопросы, загадки – шутки. 3 Волшебники
2
Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. Д/И «Дополни картинку», «Что для чего», «Подскажи Незнайке» «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему» Игра с блоками Дьенеша. Знакомство с карточками – символами. Решение логических задач. 4 Чудесный мешочек
2
Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом». «Логические цепочки». Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами. Выкладывание картин из счётных палочек. Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 10
нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. 5 Волшебные палочки
1
Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ» Д/И «Подбери и назови». Игра с палочками Кюизенера. Учимся отгадывать загадки.
Октябрь
6 Объясни Незнайке!
2
Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ. Д/И «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов». Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». Графический диктант. 7 Найди клад
2
Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее». «Найди фрагменты изображений». Игра с блоками Дьенеша «Найди клад». 8 Бывает, не бывает
2
Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. УД/И «Потому, что…», «Логика». Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши». Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 11
9 Что сначала, что потом
2
Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. Д/И «Почему это произошло». Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. Логическая мозаика.
Ноябрь
10 Логическая мозаика
2
Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое», «И хорошо и плохо». Придумывание небылиц. Нарисуй справа такую же фигуру. 11 Угадай-ка!
2
Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета. Игра с логическими блоками Дьенеша. Назови и покажи, из каких фигур составлены эти предметы. Решение логических задач. Графический диктант. 12 Семь раз отмерь, один раз отрежь
2
Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение. Игра с палочками Кюизенера. «Посудная лавка». Задачи – шутки, занимательные вопросы. Д/И «Что делать?» 13 Творческая мастерская
2
Изучение творческих мастерских. Развитие «Раскрась круги», «Дорисуй узоры по образцу», игра «Зеваки» (М.Чистякова), Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 12
логического мышления, когнитивной сферы, внимания, произвольного поведения. «Подбери узор»
Декабрь
14 Попробуй, разберись!
2
Развитие логического мышления, когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую. «Лабиринт», «Узнай по контуру», «Слушай хлопки» (М. Чистякова), «На что это похоже» 15 Наш первый эксперимент
2
Развитие наглядно – образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам. «Продолжи узор», «Игра с обручами», игровые упражнения с блоками Дьенеша, «Сравни и подбери», «Четвертый лишний» 16 Продолжение эксперимента
1
Развитие наглядно-образного мышления, произвольности, слухового внимания. «Продолжи узор», «Игра с обручами», игра «Пожалуйста», «Определи на слух», «Подбери по смыслу» 17 Перепутанные буквы
2
Развитие наглядно – образного мышления, произвольного контроля поведения, концентрации и устойчивости «Узнай по контуру», «Разложи буквы по ящичкам», «Дорисуй узор», игра «Расставь посты», «Логический поезд» , «Чья тень» (презентация) Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 13
внимания. 18 Заколдованный город
2
Развитие логического мышления, когнитивной сферы, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам. «Конкретизация абстрактного», активная игра «Кричалки – шепталки – молчанки» (И. Шевцова), «Раскрась по образцу», «На что это похоже» , «Собери свой город»
Январь
19 Что спрятано?
2
Развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки. «Что спрятано?», «Волшебный мешочек», игра «Улитка» (Н. Кряжева), «Повтори рисунок», «Где я это видел?» 20 Волшебные клеточки
3
Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики. «Заполни пробел», активная игра «Зоопарк», «Сделай копию», «Логика» , работа с игровизором.
Февраль
21 Волшебные клеточки
1
Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, «Заполни пробел», активная игра «Зоопарк», «Сделай копию», «Логика» , работа с игровизором. Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 14
выразительности движений, мелкой моторики. 22 Что на что похоже?
2
Развитие образного мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики руки. «Что на что похоже?», «Повтори рисунок», активная игра «Ой, ой, ой», «Подбери по смыслу» , «На что это похоже?» , «Загадки – тени» (презентации) 23 Поиграем!
2
Развитие логического мышления, когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков. «Найди закономерность», «Дорисуй картинку», «Место рядом со мной свободно…», «Разгадай головоломку», «Сравни и подбери» 24 В гостях у сказки
2
Развитие логического мышления, когнитивной сферы, навыки комбинирования, мелкой моторики. «Заколдованный сказочный герой», «Сломанные сказки», активная игра «Пары слов», «Что такое хорошо…» (презентация по мотивам стихотворения В.Маяковского) 25 Учимся думать
1
Развитие словесно-логического мышления, когнитивной сферы, коммуникативных навыков, эмпатии, внимания, мелкой моторики руки «Назови одним словом», «Логические задачи Размышлялочки», игра «Войди в круг – выйди из круга», «Помоги Размышлялочки», «Решение логических задач» (А.Ф. Ануфриев), игра «Съедобное – несъедобное», «Логический поезд»
Март
26 Учимся думать
3
Развитие словесно-логического мышления, когнитивной сферы, коммуникативных навыков, «Назови одним словом», «Логические задачи Размышлялочки», игра «Войди в круг – выйди из круга», «Помоги Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 15
эмпатии, внимания, мелкой моторики руки Размышлялочки», «Решение логических задач» (А.Ф. Ануфриев), игра «Съедобное – несъедобное» , «Логический поезд» 27 Заколдованные слова
2
Развитие логического мышления, когнитивной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве, формирование умения устанавливать связи между понятиями. «Анаграммы» (А.Ф. Ануфриев), игра «Угадай животное», «Чья тень» (презентации), «Повтори рисунок», «Найди соотношения» (А.Ф. Ануфриев), игра «Ой, ой, ой», «Волшебные слова» (развитие речи, 16), «Синонимы» (презентация), «Антонимы» (презентация). 28 И снова сказки!
2
Развитие логического мышления, когнитивной сферы, навыков комбинирования и коммуникации. «Заколдованный сказочный герой», «Пазлы», «Изобрази предмет», «Три котенка» (презентация по мотивам рассказа В. Сутеева) 29 Царство математики
3
Развитие логического мышления, когнитивной сферы, навыков комбинирования, мелкой моторики руки, внимания, умения ориентироваться в пространстве. «Наводим порядок», «Собери по образцу», «Разгадай головоломку» , «Найди по описанию», игры с блоками Дьенеша, «Повтори рисунок», игра «Геометрические фигуры», «Найди закономерность и заверши чертеж» (О.В. Узорова)
Апрель
30 Царство математики
1
Развитие логического мышления, когнитивной сферы, навыков комбинирования, «Наводим порядок», «Собери по образцу», «Разгадай головоломку» , «Найди по описанию», игры с блоками Дьенеша, Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 16
мелкой моторики руки, внимания, умения ориентироваться в пространстве. «Повтори рисунок», игра «Геометрические фигуры», «Найди закономерность и заверши чертеж» (О.В. Узорова) 31 Волшебный лес
2
Развитие логического мышления, когнитивной сферы, внимания, мелкой моторики руки. «Логические задачи» (А.Ф, Ануфриев), «Повтори рисунок» (О.В. Узорова), «Что такое лес?» (презентация), игра «Медвежата» 32 Умники и умницы
2
Развитие логического мышления, когнитивной сферы и внимания. «Реши примеры» (О.В. Узорова), раскраска «Лошадка» (презентация), игры «Четвертый лишний», «Как было раньше?», «Что сначала, что потом» 33 Волшебные палочки
2
Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ» Д/И «Подбери и назови». Игра с палочками Кюизенера. Учимся отгадывать загадки. 34 Что спрятано?
1
Развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки. «Что спрятано?», «Волшебный мешочек», игра «Улитка» (Н. Кряжева), «Повтори рисунок», «Где я это видел?»
Май
36 Тренируем память
2
Развитие логического мышления и когнитивной «Запоминание слов», активная игра «Мы такие разные», «10 картинок», «Развиваем Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 17
сферы. память» 36 Умники и умницы
2
Развитие логического мышления, когнитивной сферы и внимания. «Реши примеры» (О.В. Узорова), раскраска «Лошадка» (презентация), игры «Четвертый лишний», «Как было раньше?», «Что сначала, что потом» 37 Поиграем!
1
Развитие логического мышления, когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков. «Найди закономерность», «Дорисуй картинку», «Место рядом со мной свободно…», «Разгадай головоломку», «Сравни и подбери» 38 Заключительное занятие «О чем говорит линейка роста?»
1
Развитие логического, творческого мышления, мелкой моторики руки, подведение итогов. Рефлексия. Подведение итогов. Игры на выбор. Изготовление поздравительной открытки другу, ее вручение. 39 Повторение
2
Закрепление пройденного материала Игры на выбор детей
ИТОГО

72

часа
Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 18

5. Организационно-педагогические условия

5.1. Учебный план



Наименование услуги

Количество часов в неделю,

возрастная группа

1
Проведение занятий по развитию логико- математических способностей у детей «Дошколка» 2 часа, Старший дошкольный возраст Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 19

5.2. Расписание занятий

Дни недели

Белых Анна Олеговна

Понедельник
Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 20

Вторник

17.00 - 17.20

17.30 - 18.50

Четверг

17.00 - 17.20

17.30 - 18.50

Пятница

5.3. Календарный учебный график

Тема занятия

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май
Вводное занятие 1 - - - - - - - - Похоже – не похоже! 2 - - - - - - - - Волшебники 2 - - - - - - - - Чудесный мешочек 2 - - - - - - - - Волшебные палочки 1 - - - - - - 2 - Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 21
Объясни незнайке! - 2 - - - - - - - Найди клад - 2 - - - - - - - Бывает, не бывает - 2 - - - - - - - Что сначала, что потом - 2 - - - - - - - Логическая мозаика - - 2 - - - - - - Угадай-ка! - - 2 - - - - - - Семь раз отмерь, один раз отрежь - 2 - - - - - - Творческая мастерская - - 2 - - - - - - Попробуй, разберись! - - - 2 - - - - - Наш первый эксперимент - - - 2 - - - - - Продолжение эксперимента - - - 1 - - - - - Перепутанные буквы - - - 2 - - - - - Заколдованный город - - - 2 - - - - - Что спрятано? - - - - 2 - - 1 - Волшебные клеточки - - - - 3 1 - - - Что на что похоже? - - - - - 2 - - - Поиграем! - - - - - 2 - - 1 В гостях у сказки - - - - - 2 - - - Учимся думать - - - - - 1 3 - - Заколдованные слова - - - - - - 2 - - И снова сказки! - - - - - - 2 - - Царство математики - - - - - - 3 1 - Волшебный лес - - - - - - - 2 - Умники и умницы - - - - - - - 2 2 Тренируем память - - - - - - - - 2 Заключительное занятие - - - - - - - - 1 Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 22
«О чем говорит линейка роста?» Повторение - - - - - - - - 2
Итого занятий

8

8

8

9

5

8

10

8

8

72 занятия 36 недель

5.4. Программно-методическое обеспечение



Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы

разработана и кем

утверждена, рекомендована

1
Проведение занятий по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Программа ДПУ по развитию логико- математических способностей у детей «Дошколка» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру» / С.П. Циновская. – М. : Издательство «Экзамен», 2015 г. Министерством образования и науки РФ. Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 23

5.5. Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в логопедическом кабинете, расположенного на первом этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС №80 "Светлячок». Кабинет оснащен современным оборудованием (интерактивная доска, проектор, компьютер, магнитофон и др.), индивидуальными партами с зеркалами, доской, методическим комплектом, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, пирамидки, вкладыши, прищепки, гибкий конструктор, логическая мозаика, различные Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 24
шнуровки, цветные и простые карандаши, матрешки, массажные мячи, дидактические игры «Найди вырезанные кусочки», «Дополни картинку», «Что для чего», «Подскажи Незнайке», «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему», «Логический поезд», «Назови одним словом», «Логические цепочки».
6. Мониторинг
Ф.И. ребенка ________________________________________ Группа, возраст ______________________________________ Дата заполнения _____________________________________ Владение основными логическими операциями (умение Умение подбирать обобщающее понятие для каждой группы Умение составлять описательный рассказ Умение ориентироваться в пространстве и рабочей тетради Умение работать в паре и микрогруппе Итого Уровень Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 25
сравнивать объекты, делать умозаключения) слов Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года «+»____; «-»____ Отметка о познавательном развитии («+»/ «-»)
Оценка уровня:
 «высокий» уровень – все компоненты познавательного развития отмечены знаком «+»;  «средний» уровень – большинство компонентов отмечены знаком «+»;  «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «-»;
7. Список используемой литература
1. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003. 2. Альтхауз Д., Дум Э.Цвет- Форма- Количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста- М.:Просвещение, 1984. 3. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. 4. Брушлинский А.В. и др. Мышление и общение. - Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990. 5. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997. Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 26
6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2003. 7. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания, 1994. 8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002. 9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966. 10.Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра- М.: Просвещение, 1991. 11.Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера –М.:Педагогика,1969. 12.Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.28. 13.Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989. 14.Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.:- АСТ-ПРЕСС, 1999.-240с. 15Как стать Аристотелем: Практическое руководство по развитию логического мышления детей / Беляев В.Я. и др.; Отв. ред. А.Ф. Замалеев СПб.: СПбГУ, 1999. - 319 с. 16.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Речь, 2003. 17Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М.: Просвещение, 1988.-190с. 18.Коноваленко С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003. 19.Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности-М.: Гном и Д,2000. 20.Копытов, Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.- АСТ- ПРЕСС, 1999.-240с. 21.Лурия А.Р. Язык и мышление.-М., 1979. 22.Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург. 1997 23.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94 с. 24.Осипова, Е.А. «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет»: Книга для родителей и воспитателей.- М.: АРКТИ, 2004. 25.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992г. Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 27
26.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника - М.: Педагогика,1997. 27. «Подготовка детей к школе в семье», под. ред. Марковой, Т. А, Сохина, Ф. А
.-
М.: Педагогика,1976.- 192 с. 28.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Под ред. Л.А.Венгера-М.: Педагогика,1986. 29.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958. 30.Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000. 31.Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000. 32.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. 33.Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г. 34.Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. Москва. РОСТкнига. 2003 г. Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 28
Программа ДПУ по развитию логико-математических способностей у детей «Дошколка» Страница 29