"Школьная стенгазета"

Автор: Любимова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Янгильдинская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики
Населённый пункт: с. Янгильдино
Наименование материала: Проект
Тема: "Школьная стенгазета"
Дата публикации: 21.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПРОЕКТ «ШКОЛЬНАЯ СТЕНГАЗЕТА»
Проект выполнен под руководством Е. Н. Любимовой, учителя русского языка и литературы МБОУ «Янгильдинская СОШ» Чебоксарского района
1.

Название проекта: «Живая память прошлого».

2.

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним

дисциплины:
русский язык, история России, литература.
3.

Тип проекта
: информационный, групповой, межпредметный, долгосрочный.
4.

Цель проекта
: подготовить спецвыпуск школьной стенгазеты «Живая память прошлого», посвящённой 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
5.

Задачи проекта:

1)
собрать воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны близлежайших деревень, свидетелей событий военного времени;
2)
подготовить иллюстративный материал (фотографии, рисунки и др.);
3)
отобрать тексты для публикаций (работы учащихся, интервью с детьми войны);
4)
научить школьников работать над содержанием и оформлением тематической газеты; продумать соотношение текста и иллюстраций, придумать оригинальное название, отражающее тему газеты; подготовить оригинал-макет газеты;
5)
выпустить газету к празднику Победы.
6.

Руководитель и консультанты проекта:
руководитель литературного кружка, учитель русского языка и литературы МБОУ «Янгильдинская СОШ» Любимова Е. Н., консультанты – Г. Ф. Коннов, ветеран педагогического труда, бывший учитель истории, русского языка и литературы Янгильдинской средней школы, О. В. Майорова, учитель истории МБОУ «Янгильдинская СОШ».
7.

Возраст участников проекта:
10 – 16 лет.
8.

Аннотация проекта.
Идея специального выпуска школьной стенгазеты, посвящённого знаменательной и памятной дате – 70-летию Великой Победы в Вов родилась в результате коллективного обсуждения в литературном кружке с его членами. В подготовке газеты могли участвовать все учащиеся школы. Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание и редактирование текстов, создание иллюстраций, подготовка фотографий, освоение публицистических жанров (очерк, интервью, блиц-опрос, анкетирование) и т. д. В процессе работы над газетой необходимо изучить материалы школьного краеведческого музея; провести классные часы с приглашением ветеранов труда, детей войны; отредактировать работы учащихся разных лет, сочинить стихи на патриотическую тематику, текст поздравления ветеранам Великой Отечественной войны.
9.
Предполагаемый продукт проекта: праздничный выпуск школьной стенгазеты.
10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.

__________________________________________________

Планирование работы
 Определите направление работы в редакции стенгазеты, которым вам хотелось бы заниматься.  Разделитесь на группы:
Корреспонденты
берут интервью.
Журналисты
готовят текстовые материалы.
Корректоры
отвечают за речевое оформление текстов.
Художники
создают иллюстрации.

Фотографы
обеспечивают фотоматериалы.
Летописцы
отвечают за оформление портфолио проектной группы. _____________________________________
Распределите обязанности в группе
 Разбейте работу на этапы.  Подготовьте план работы над проектом. (Используйте лист планирования.) _____________________________________
Реализация проекта
 Работайте в группах по плану.  Совместно решайте возникающие проблемы.  При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя или помощью родителей.  При необходимости вносите изменения в план ( не менее сроков выполнения проекта). _____________________________________
Презентация (представление) проекта
 К намеченному сроку подготовьте выпуск газеты.  Подготовьте выступающих, которые расскажут о работе каждой группы..  Проведите презентацию. Ответьте на вопросы слушателей. ______________________________________
Осмысление и оценка проекта
 Обсудите, что было сделано хорошо, а что не удалось реализовать.  Подумайте, почему получилось не всё, что было задумано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов? Оцените результат работы.
11.
Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключённый к сети Интернет, цифровой фотоаппарат, диктофон, видеокамера, принтер, бумага для печати, краски, карандаши, ватман и т. д.
Комментарии руководителя проекта
Тема стенгазеты раскрывается в передовице – короткой информационной заметке, которая объясняет, по какому поводу выходит стенгазета, кто её делал, а также в рубриках. В стенгазете использованы следующие рубрики:
«Дети войны»
- эта рубрика рассказывает о судьбе Г. Ф. Коннова, директоре нашей школы, учителе истории, ветеране педагогического труда, который во время войны был ребёнком и испытал все тяготы этого времени, а также сюда вошло эссе В. Ягуниной.
« Мы знаем о войне не понаслышке» -
заметки этой рубрики написаны на основе бесед ребят с участниками войны, свидетелями военной истории. Сюда вошло сочинение И. Калишовой «Мой прадед – солдат России» о боевом прошлом своего прадеда, интервью М.Петровой «Всем смертям назло» с В. С. Ярославцевым, ветераном, бывшим директором школы.
«Ради жизни на земле»
- произведения учащихся о войне. История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира – война 1941 – 1945 годов. Эта победа – определяющая веха в истории нашей страны. 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращённых в пепел городах и сёлах, о всех погибших и раненых, о вдовах и рано повзрослевших детях… Путь к ней был долог и труден.
Выпуск этой газеты посвящается знаменательной дате. Мы собирали воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, беседовали с нашими дорогими бабушками и дедушками, сочиняли стихотворения, писали эссе, создавали рисунки и иллюстрации к произведениям.. Редакционный совет литературного кружка выбрал лучшие работы учащихся.
Дети войны
Семья наша была многодетной, я был восьмым ребёнком. Родился в 1935 году. Хотя был во время войны совсем маленьким, всё равно помню многое. Помню, как отец и старший брат ушли на фронт, как плакала мама. Мужчин в деревне совсем не осталось. В колхозе работали женщины и дети. С ранней весны приходилось много работать и в поле, и в огородах, копали, сажали, сеяли, косили сено и убирали урожай. Дрова возили на санках, на быках. Отец вернулся с фронта раненым. Очень трудно жилось, но мы твердо верили в победу, верили, что враг будет разбит. И победа пришла, но как долго мы ждали ее. День Победы помню очень хорошо. Тогда мы учились в школе. И вдруг на улице послышалось: «Победа!!!» Нас всех отпустили домой… Этот день навсегда остался в моей памяти. Из рассказа Коннова Геннадия Фёдоровича, ветерана труда, директора, историка Янгильдинской средней школы.
Моя бабушка
Великая Отечественная война, коснувшаяся всех, принесла огромные страдания и беды нашему народу. Солдаты воевали на фронтах, а те, кто не был призван, героически и самоотверженно трудились в тылу. Это были женщины, старики и дети. Детство многих детей закончилось в один миг. Их работа в тылу тоже была подвигом. На плечи детей тыла легла тяжесть, которая требовала от них героических усилий. Они выполняли свой долг на фабриках и заводах, на полях и фермах. Подростки наравне с взрослыми выполняли и перевыполняли нормы у станков. Они недоедали и не досыпали, терпели те же лишения, что и взрослые . Слово «надо» стало главным ориентиром в жизни целого поколения. Мы не должны забывать об этом…. Со слезами на глазах вспоминала моя бабушка Евгения Фёдоровна Ягунина военные годы. Пятнадцатилетним подростком выполняла она в те годы непосильную для женщины работу. Помогала пахать и боронить землю в поле, наравне с взрослыми возила на лошадях сено и солому для колхозного скота, копала вручную траншеи для силоса… Дети тыла внесли большой вклад в Победу. Война поглотила их детство, а послевоенная разруха и голод – юность. Это они, воспитанные трудом и доблестью, рано повзрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сёстрам. Эссе ученицы 11 класса Ягуниной Валентины.
______________________________________________________________


Мы знаем о войне не понаслышке

Мой прадед – солдат России
Однажды мы с братиком, листая старый фотоальбом, увидели фотографии военных лет прадеда. Какой же он был молодой! Мы попросили рассказать ему о себе и о войне. Прадед долго сидел, наверное, вспоминая годы своей молодости. Мы затаились в ожидании начала его рассказа. У прадеда поседевшая голова, а в глазах печаль. Сколько ему пришлось пережить! Всё видели эти усталые глаза: смерть своих друзей, стоны умирающих, взрывы снарядов и бомб, с болью в сердце смотрел он, как горит родная земля…. Все это отразилось на его здоровье. Частенько сам с собой начинает говорить. Речь не очень-то разборчива. Но мы понимаем, что старый солдат вспоминает сражения и все это вновь возникает перед его глазами. Даже во сне ему снятся эти кровопролитные бои. Он размахивает руками, командует. Наверное, младший сержант, вновь и вновь ведет своих солдат в атаку. Дед вздохнул, улыбнулся несмелой улыбкой (это солдат, получивший столько орденов и медалей) и медленно начал свой рассказ: «Я родился 10 февраля 1924 года в селе Янгильдино. Когда мне исполнилось пять лет, я остался без матери, поэтому меня растила мачеха. Жизнь тогда была тяжелая. Мне пришлось проучиться в Янгильдинской школе только четыре класса. В семье у нас было пятеро детей. Когда подрос, начал работать в колхозе имени Калинина. На войну меня забрали 25 августа 1942 года. Тогда мне было восемнадцать лет. Военному делу обучался в городе Горький. Затем был направлен в Москву. Всю войну воевал в составе 511 батальона 169 стрелкового полка. В ходе боев был контужен три раза. После госпиталя каждый раз вновь возвращался на фронт. В 1943 году дошел до Курской дуги. События ранней весны 1943 года мне особенно памятны. Это и понятно. Наша армия готовилась к Курской битве. От этой битвы зависел дальнейший ход второй мировой войны. Весной 1943 года Гер мания предприняла последнюю крупную попытку повернуть войну вспять, добиться былого преимущества, взять реванш за поражения под Сталинградом, на Северном Кавказе, Верхнем Дону и под Ленинградом. В этих сражениях фашисты поте ряли все, что захватили в летне-осеннем наступлении 1942 года. Теперь, планируя большое на ступление на лето, гитлеровское руководство надеялось дока зать, что война не проиграна, что все еще можно изменить, рассчитывая тем самым поднять моральный дух немецкой армии и народа. Они надеялись разгромить войска нашего фронта и продолжить наступление в сторону Курска. Сражение на Курской дуге было тяжелое, кровопролитное. Но наши славные воины проявляли в бою героизм и отвагу. Мы выиграли великую битву. У нас хватило воли, характера, выдержки для разгрома фашистов. В Курской битве наши войска нанесли врагу такое поражение, от которого фашисты уже никогда не смогли оправиться. Были разгромлены тридцать дивизий врага, в том числе семь танковых. Потери немецких сухопутных войск составили более 500 человек, 1500 танков, 3000 орудий, свыше 3700 боевых самолетов. Крупное поражение на Курской дуге явилось для немецкой армии началом кризиса. Почти двухмесячная Курская битва завершилась победой Красной Армии. Москва, Сталинград и Курск стали тремя важными этапами в борьбе с врагом. Эти великие сражения дали нашей армии возможность начать контрнаступление. В той битве наша часть потеряла очень многих солдат, поэтому нас отправили в Москву в заново формировавшуюся часть. После этого фронтовые дороги довели меня до Вислы. В 1944 году я сражался в мотострелковой дивизии, был пулеметчиком. 25 апреля 1945 года встретились на Эльбе с американскими войсками. Дошел до Берлина в составе войск Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. Дороги войны оказались долгими, продолжительными. Они начались с родного села, прошли через Москву, Тулу, Курск, Орел, Минск, Варшаву, Прагу и довели до Берлина.
Победу праздновал я в городе Кутор. Это был самый радостный и счастливый день для меня и всех наших солдат ». Так завершил свой рассказ прадед. Мы с волнением смотрели на деда и с интересом слушали его рассказ. Чувствовалось, что боль сжимает его сердце, будто он снова побывал там, в далеком сорок втором, сорок третьем…. С теми, кто навсегда остался жить в его памяти. Немало наград у ветерана: медали «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945г.г.», «Медаль Жукова», орден «Отечественной войны» II степени. Мы внимательно их рассматривали с братиком. В душе возникало чувство гордости, что наш прадед оказался таким храбрым и отважным человеком. После войны солдат вернулся на родину. К его приходу отец и сестра умерли. Старший брат погиб на войне. Пришлось самому поднимать обветшавшее хозяйство и обустраивать жизнь. Женился он на Антонине Максимовне. Она была для него самым близким человеком. Вместе они побеждали трудности, добивались успехов. После войны не сидели, сложа руки: ткали кули, а вырученные деньги складывали на строительство нового дома. Чемановы вырастили троих детей: двух сыновей и дочь. Росла у них и приемная дочь. Теперь у детей свои семьи. На радость Николаю Матвеевичу подрастают 13 внуков, есть и правнуки. Н.М. Чеманов всю жизнь работал в колхозе, затем совхозе, делал общественно-полезную работу. Его руками ремонтировались мосты, ворота околиц. Лучшим помощником в этом деле ему был внук Алеша, учился у него мастерству. У Чеманова золотые руки. Хоть он давно на пенсии, но не сидит без дела. Грабли, рукоятки кос, сделанные его руками, наверное, есть в каждом хозяйстве. Николай Матвеевич – замечательный и уважаемый в селе человек. Он - настоящий российский солдат, который рисковал своей жизнью ради нашего светлого будущего, отстоял наше счастливое детство. Сочинение ученицы. Калишовой И., 8 кл., 2010 г. ________________________________________________________________________- -
Владимир Степанович, когда начался ваш боевой путь?

Ярославцев В. С.:
В1943 году, в возрасте 17 лет, был призван в армию. Затем направлен в военное училище в городе Щукино, после его выпуска был десантником. На парашюте приходилось прыгать и днем, и ночью. Все прыжки фиксировались в специальной личной книжке. Всего совершил 25 прыжков.
- Где вы получили ранение?



Ярославцев В. С.:
В 1944 году служил в составе 3 Белорусского фронта связистом, недалеко от г. Бобруйск. Тогда Гитлер удерживал южные границы (Венгрию). Фашистская армия, кроме немцев, состояла из румынских и венгерских солдат. Наша армия перешла в наступление. Около озера Балатон прошли сильнейшие сражения. Было много убитых солдат с обеих сторон. На фронте стоит такой вопрос: или ты убиваешь врага, или он тебя - иного нет. Дальше было направление на Вену, в Австрию. Это было в конце марта, в начале апреля. Нашим войскам был дан приказ командованием, не разрушая города Вены, взять его, так как Вена – родина И. Штрауса . 7 апреля – день наступления на Вену. Были очень большие потери среди солдат. Немцы включали во всю мощь через репродукторы вальсы Штрауса, чтобы сбить наших солдат с толку. Я в то время был связистом. Связь, которая все время прерывалась, надо было восстанавливать. При очередном восстановлении мощным взрывом снаряда получил тяжелое осколочное ранение. Был забинтован полностью. Меня вынесли с поля боя на плащ-палатках солдаты, потому что все кости ног были раздроблены. В полевых госпиталях прошел 7 операций по удалению
осколков. После этого был отправлен в тыл на лечение в город Канаш. 5 месяцев пролежал в госпитале, а раны не затягивались. Поэтому просился лечиться домой. Лечился дома, открытые раны мазал пчелиным воском (мы всю жизнь держали пчел, с тех пор, как я себя помню). Потом в госпитале удивились, как я сам себя смог вылечить. По сей день во мне осталось 43 осколка, как память о жестокой войне…
- Какая награда самая дорогая?

Ярославцев В.С.:
Самая первая медаль - медаль «За боевые заслуги». Интервью подготовила ученица 7 кл. Петрова Мария, 2009 г.
Ради жизни на земле

Мой прадед
На фронте прадед воевал, Отчизну нашу защищал. Из пулемёта он строчил, Фашистов беспощадно бил. Прадедушка отважным был, Достойно Родине служил. Он голову в боях сложил И до Победы не дожил. А на стене его портрет Висит уже так много лет. И бабушки в живых уж нет, Состарился давно мой дед. Для нас прадедушка Иван – Святая память о войне. Героев наши имена Мы будем помнить много лет. Любимов Александр, 7 кл.
В школьном музее
Есть в школьном музее альбом уже старый, Плакаты и стенды висят. Как память живая, как вечная память Здесь письма и вещи лежат. Я знаю, что здесь среди фотографий Есть прадед мой. Вот он стоит, И пристально смотрит прадедушка грустно, Как будто он мне говорит: - Погибли мы вас, защищая родные, Остались навеки лежать. Мы были красивые и молодые – Никто не хотел умирать… «Веду разговор» я с прадедушкой дальше ( В руках 3 письма от него). Всего 3 письма, он служил на границе. Погиб прадед мой в сентябре. И что я читаю в тех письмах солдатских? Читаю, и сердце болит. «… стоять будем насмерть. Пусть знают, нас, русских! Не сможет нас враг победить. Нельзя нам сдаваться. Назад же ни шагу! За нами – родная Москва, За нами – Россия, мой дом, мои дети… Вернусь я, вы ждите меня…» Но он не вернулся, бой был очень страшный. Горела, пылала земля… И плавились танки, взрывались гранаты – Стояла Россия моя. …Смотрю я в альбом и рассказ вспоминаю, Что мама поведала нам. (Жаль, бабушки нет). В семье все мы знаем, Что прадед - настоящий герой. - Застала война его на границе. В деревне осталась семья: Прабабушка ваша, 2 дочки, сынишка, Среди них и мама моя. Он был лейтенантом. Его уважали. Собирался с границы домой. Когда на страну нашу немцы напали, Оказался мой дед под огнём. Держались солдаты под Брестом отважно… Мы видели это в кино Или читали об этом рассказы, Как немцы кричали: «Hende hoch!»
Отряд, где был дедушка, стойко сражался. Но силы совсем неравны… Фашистские танки и пушки, снаряды – Так немец на нас наступал. Всё меньше людей остаётся в отряде, И дед мой в окружение попал. Оттуда же вырвались наши нескоро. Здесь дедушка всем помогал. Всё это известно из писем солдата, В которых потом написал. Писал его друг, как вышли они к нашим И как тяжело было им. После ранения встал в строй дед Иван наш, В атаку бросался не раз. - В атаку, за Родину! За русскую землю! - Так смело он в бой поднимал. В одном из боёв он был ранен смертельно, Но прежде 3 танка взорвал… Вот так в сентябре 41-ого под Смоленском Ваш прадед остался лежать… И сколько таких, и без вести пропавших – Всех тех, кто свой дом защищал. Грузин или русский, или чуваш он, Кто Родину-мать не предал. …Стою я в музее, клянусь всем погибшим: - Мы будем вас помнить всегда. Спасибо вам, наши дорогие солдаты, За вашу победу тогда! Несу караул почётный у обелиска И автомат в руках я держу. Я знаю, средь фамилий в священном списке Есть прадед наш. – Этим горжусь. Ни шагу назад! Это наши солдаты Для нас мир и солнце, покой сберегли. А то, что мы держим в руках автоматы, – Не для сражения, не для войны. Покойтесь, родимые! Вечная память Всем вам. Пусть проходят года… Пускай имена наших русских солдат Святыми, бессмертными будут всегда! Александрова Елена, 6кл. ____________________________________________________________
«Помнить о войне – значит думать о мире» -
эта рубрика о том, как важно сохранить мир. Это рисунки, фотографии, рассказы в картинках, иллюстрации, пожелания и поздравления. В эту рубрику вошли поздравления, стихи учителей на военную тему.
У обелиска
Победный май. Цветы, плакаты, Салют! И музыка звучит. Почетный караул ребята С утра торжественно несут. Здесь наши юные солдаты Покой погибших берегут. Ведь нет для нас важнее даты, И годы память не сотрут. Пройдут года, пройдут столетья... Жизнь будет мирной на земле. Пусть помнят взрослые и дети Солдат, погибших на войне! Любимова Е. Н., учитель русского языка и литературы.