"Развитие индивидуальности воспитанников в условиях коллектива"

Автор: Чистова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №887" СП 3 ДО
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие индивидуальности воспитанников в условиях коллектива"
Дата публикации: 10.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется воспитателями. Ребёнок с приходом в детский сад становится членом коллектива. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нём удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что ребёнок пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убеждён в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать её перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, справедливость и др. Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность детей открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно- оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и её сотворчества. Осуществляя руководство детским коллективом воспитатель учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребёнка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего “Я” в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребёнка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям. Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создаёт условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз: 1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. 2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.
3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает её индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьёзные последствия для её становления и возможностей самореализации. К чему это обязывает воспитателя? К такой организации коллективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться этого очень непросто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесённые обиды.