"Формирование интереса у детей трёх лет к художественной литературе"

Автор: Кухарева Марина Владимировна
Должность: воспитатель д\с
Учебное заведение: Д\С №17 "Затейники"
Населённый пункт: г.Балаково Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование интереса у детей трёх лет к художественной литературе"
Дата публикации: 10.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование интереса у детей трёх лет

к художественной литературе.
Кухарева Марина Владимировна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Затейники» г. Балаково Саратовской области В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений и родителей. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. ” То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным.” В. Сухомлинский.
Значение понятия "интерес" в педагогической психологии достаточно широкое: этот термин употребляется для обозначения таких понятий как "внимание", "любопытство", "сосредоточение" и др. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА. Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать? Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы. Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни. Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют
постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы. Детям до года совершенно не важно, о чём говорится в сказке. Главное - это мамины интонации, мимика, голос, артистичность, т.е сам процесс чтения сказки. Это должно быть простейшие по своему содержанию сказки с яркими красочными образами, добрыми персонажами и их понятными действиями. Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях в детском саду и дома, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам. Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и
задачи воспитания:
 Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.  Поддерживание интереса к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики.
 Закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умений анализировать тексты.  Поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности.  Развитие литературной речи.  Приобщение к словесному творчеству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как худ. литература, с одной стороны, расширяет представления дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству; с другой стороны, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач психолого- педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают. Используемая литература: 1.Барташева Н. “Воспитание будущего читателя” ”Д/В” 1994г. №8 2.Гончарова Е. “Ранние этапы приобщения детей к чтению ”2005г. №12 3.Гриценко З. “Ребёнок и книга” “Д/В” 2000г. №3