"Журналистика как средство социализации подростков"

Автор: Трофимова Екатерина Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦДТ № 6
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Журналистика как средство социализации подростков"
Дата публикации: 10.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Трофимова Екатерина Дмитриевна

ЦДТ № 6

Журналистика как средство социализации школьника
Обучение журналистике – это, в первую очередь, социализация старшеклассников посредством вовлечения в профессионально- ориентированную деятельность. Занятия в пресс-центре расширяют кругозор, приучают к четкому планированию, учат ответственности за свою работу, развивают коммуникабельность, формируют «креативное мышление». Обучающиеся выступают на публике, демонстрируют полученные знания, сформировавшиеся умения и навыки, учатся друг у друга в процессе взаимодействия в парных, групповых формах работы. Из проведенного опроса выпускников объединения «Пресс-центр «Норд-Вест» следует, что обучающимся, в первую очередь, занятия помогли в плане расширения кругозора, ребята стали менее стеснительными, легче воспринимают критику, наладили отношения с ровесниками. Зачастую в журналистику приходят обучающиеся в возрасте от 13 до 15-16 лет. Они делятся на две группы: очень стеснительные и слишком раскованные. Поэтому очень важно найти индивидуальный подход к каждому (личностно-ориентированное обучение). Педагог – не просто наставник, он – тьютер, который ведет обучающегося, но, в тоже время, представляет ему поле для самостоятельной деятельности. Поэтому важно уделять внимание именно практическим заданиям, ориентированным на творческую составляющую. Ведь в основном, в журналистику приходят гуманитарии – обучающиеся, обладающие живым воображением, образным мышлением. В рамках одного занятия, которое длится два академических часа, необходимо сочетать как лекционный материал, так и задания разнопланового характера.
Занятия по журналистике – занятия, использующие в большей степени межпредметные связи с литературой, русским языком, психологией, историей, обществознанием, мировой художественной культурой. В настоящее время в дополнительном образовании школьников не представлено классификаций занятий по журналистике. В данном исследовании мы постарались классифицировать имеющийся материал и опыт работы педагога, опираясь на имеющиеся данные по литературе и представить свою типологию, которую можно использовать в практике педагога. На сегодняшний день дополнительному образованию детей отводится далеко не последнее место. Интерес к нему обуславливается относительно новой для педагогики целью – развитию компетенций учащихся. Дополнительное образование сегодня – это не только развитие творческих способностей, расширение кругозора, но и формирование целостной личности ученика. Занятия хореографией и музыкой помогают научиться жить в гармонии с собой и окружающими, чувствовать прекрасное; обучение декоративно-прикладному искусству учит сосредоточению в нужное время; участие в работе интеллектуальных кружков и клубов стимулируют познавательный интерес. Все это – формирование ценностных установок, работа в команде (коллективе), поиск своего «Я». Занятия в пресс-центре «Норд-Вест» ведутся более пяти лет. За это время более 80 ребят познакомились с основами журналистики: писали статьи, вели репортажи, работали в программах верстки и дизайна. В данном подразделе изложена типология творческих заданий на примере работы пресс-центра. Также мы постарались сформулировать причины, по которым школьники чаще всего выбирают занятия по журналистике.
Во-первых, многие учащиеся – выходцы из малообеспеченных семей, неполных или многодетных семей. Дети, которым хочется больше внимания, общения со сверстниками и моральной поддержки. Таким обучающимся важна работа в команде (в парах, малых группах). Но не стоит недооценивать и индивидуальную работу – подготовка докладов, проведение мастер- классов, ведь им очень важно, чтобы их идеи приветствовались. Во-вторых, ими двигает желание самореализоваться, достичь большего, чем они имеют на сегодняшний день. Если у них не будет творческой самореализации, они найдут ее в другом месте, а для детей из группы риска – это, в первую очередь, неблагоприятная компания друзей с улицы. В-третьих, желание стать известным и получать высокие гонорары. На первом занятии педагог задает вопрос: «Кого из журналистов вы знаете?» Чаще всего ответ звучит так: «Андрей Малахов, Тина Канделаки». Не спорим, люди медийные, но все-таки больше телеведущие, нежели «рядовые корреспонденты». Избитый миф, что журналист – человек известный и богатый срабатывает как сигнал, что каждый, будучи репортером, обязательно будет в телеэфире. В-четвертых, борьба с собственными комплексами и неуверенностью в себе. Закономерно, что не все будущие журналисты «открыто трубили» о подготовленном материале, есть и те, кто отсиживался в тени, но писал замечательные тексты и выпускал хорошие сюжеты. Таким образом, для эффективности преподавания журналистики подросткам необходимо повышения квалификации педагога, обязателен опыт работы журналистом. Учитель русского языка и литературы без опыта работы не сможет преподавать детям журналистику – они доверяют тому, что проверено на себе. Примеры из литературы или теории журналистики не смогут удовлетворить потребности детей. Появляется закономерный вопрос: где получить опыт работы, скажем, рядовому педагогу, у которого есть
желание вести журналистику, но нет опыта работы корреспондентом? Самое простое и не требующее затрат – чтение газет, информационных сайтов (да, и тут теория нужна). Но этого мало. Нужно писать материалы. Сначала – в стол, чтобы набить руку, потом можно предложить материалы информационным агентствам и газетам (на первое время – без гонорара, для практики). Посещать мероприятия регионального уровня, делать заметки, отправлять их на почту местных газет (можно в рубрику «Народная новость», или стать внештаником). Много времени это не потребует. Есть сайты, которым нужны корреспонденты, территориальная расположенность при этом значения не имеет, на просторах Интернета таких предостаточно, найти будет достаточно легко. На радио и телевидение также требуются стажеры. Но в отличие от Интернет-порталов и газет, здесь важен «эффект присутствия», работать не выходя из дома не получится. Где взять литературу педагогу по журналистике? Первый вариант – библиотека, но, к сожалению, на весь год вам пособия выдать не смогут, да и большинство книг – советского времени, к современной медийной среде отношение имеют отдаленное. Книжный магазин - второй вариант, затратный, конечно, но с современными учебниками. Третий вариант – Интернет-порталы, которые размещают лекции преподавателей по журналистике, книги и учебники (что-то можно скачать бесплатно, а что-то приобрести через интернет-магазин), так же можно найти видеоуроки и аудиолекции. Материальная база пресс-центра – еще одна проблема. Выдать много компьютеров образовательная организация вряд ли сможет, придется довольствоваться малым. Сегодня достаточно много грантов и конкурсов социальных проектов, в которых педагог может поучаствовать и получить либо денежные средства, либо необходимую технику. Чтобы получить компьютерное обеспечение, можно написать письмо разработчикам программ, или приобрести лицензионное ПО (если позволяют средства).
Таким образом, есть обучающиеся, которые по тем или иным причинам хотят стать журналистами, есть педагог с опытом работы корреспондентом (или действующий корреспондент), есть материальная база, - можно начинать плодотворное обучение!