"Почвы, свойства почвы"

Автор: Гришина Татьяна Андреевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 10
Населённый пункт: ст. Стодеревская, Курской район, Ставропольский край
Наименование материала: Интегрированный урок – исследование
Тема: "Почвы, свойства почвы"
Дата публикации: 22.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интегрированный урок – исследование по химии, географии и биологии

«Почвы, свойства почвы»

Тип урока: обобщение изученного материала

Цель: расширить и углубить знания о почвах России

Задачи:
1. Образовательные: закрепить понятия: почва, состав почвы, условия почвообразования, механический состав почвы, структура почвы. Сформировать представление о зависимости урожая от свойства почвы. 2. Развивающие: уметь называть свойства почвы, показывать зависимость плодородия почвы от структуры, механического состава почвы. Уметь пользоваться лабораторным оборудованием, проводить исследования с помощью инструкции. 3. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру. Воспитывать позитивное отношение к ответам одноклассников, умение работать в группах, планировать свои действия.
Планируемые результаты:

А) предметные
: обобщить представления о почвах и их свойствах
Б) метапредметные
: умения работать в группе, с планом, устанавливать причинно- следственные связи
Методы обучения
: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности
: фронтальная, групповая.
Приёмы
: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование
: наборы лабораторного оборудования для выполнения исследования почвы, инструкции с методикой проведения исследования, датчик определения рН среды почвенного раствора, почвенный раствор, универсальная индикаторная бумага, таблица «Определение среды растворов», проектор мультимедиа, ПК, презентация.
I Орг. момент.

II Основной момент
Добрый день! Мне приятно видеть вас на уроке. Хочу пожелать удачи на занятии, т.к. с малой удачи начинается большой успех. Ребята хочу рассказать вам легенду: … В давние времена жил-был волшебник. Весь свой век он мечтал о том, чтобы принести людям счастье. Пошёл он по белу свету и на своём пути встретил землянку, где жил с семьёй бедняк и попросился переночевать. Как ни бедно жили хозяева, но нашли они ему и место, и еду. Стали на утро прощаться. Гость и говорит: «Вот тебе мужичок, за твою доброту и щедрое сердце подарок – скатерть. Как развернёшь её, будешь сыт, и всю свою семью накормишь. Однако помни: не клади весной скатерть на сырую землю, иначе в землю перейдёт вся её волшебная сила, а вернуть её будет трудно. Земле придётся низко поклониться, всю её перепахать, семью потами полить». Сказал и исчез. Сытно, весело стало в доме. Но мужик начал задумываться: «Мы тут жируем, а все вокруг впроголодь живут. Надо бы с людьми поделиться». Думал-думал – и придумал: разорвал скатерть на мелкие клочки и раздал их знакомым и незнакомым людям. А весной положили они эти кусочки на сырую землю, и вся волшебная сила ушла в неё. По совету мужика люди взялись за нелёгкую работу – пахали, рыхлили, семью потами поливали да мозоли на руках натирали. Зато по осени волшебная сила и вправду воротилась, обернулась золотыми колосьями. С той поры люди поняли, что земля-матушка – самая щедрая кормилица на свете. Стоит потрудиться – одарит сполна, сама в скатерть-самобранку обратится.

Учитель
: ребята, вы прослушали легенду. Её содержание поможет определить тему нашего урока. Как вы думаете, что будет объектом нашего изучения? (почва)
Учитель:
какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (учащиеся формулируют задачи – изучить свойства почвы, которые позволяют увеличить урожай)
Фронтальная беседа:
- Что называют почвой? - Назовите условия почвообразования - Кто основатель науки о почвах? - Как различаются почвы по механическому составу? - Назовите свойства почвы. - Почему важна для почвы рыхлая структура?
Учитель
: сделайте вывод, чем определяется плодородие почвы и от чего оно зависит. Т.о, почвенное плодородие определяется свойствами всей почвы, а не свойствами одного какого-то горизонта. Кроме того, почвенное плодородие зависит от механического состава, структуры, водно-воздушного режима. Все эти характеристики дают возможность оценить почву с точки зрения использования в хозяйстве. Сейчас вы проведёте исследование почвенных образцов взятых в школьном розарии с целью изучения свойств почвы в нём. Перед вами инструкции с методикой выполнения опытов, лабораторное оборудование, которое поможет выполнить исследование. Напоминаю правила ТБ: выполнять опыты строго по инструкции, аккуратно, на подносе; при нагревании поднять фитиль, зажечь спиртовку, прогреть предметное стекло; убрать распущенные волосы, подвернуть длинные рукава.
Практическая часть
: учащиеся делятся на 5 групп и выполняют работу по инструкции (приложение) №1 Качественное определение гумуса в почве по её окраске №2 Определение воздуха в почвенном образце №3 Определение наличия солей в почвенном образце №4 Определение водопроницаемости почвы №5 Определение механического состава почвы
Фронтальная беседа по итогам практической работы
: Выступление представителей от каждой группы с результатами работы по одному опыту и рекомендациями по уходу за розарием
Выводы
: почва малоплодородная, т.к. 4-6% гумуса, она требует внесения азотсодержащих удобрений; почва водопроницаема, аэрирована – благоприятно для роста и развития растения, чтобы улучшить эти характеристики, необходимо рыхлить почву; по механическому составу – суглинистая, способна удерживать питательные элементы; чтобы улучшить структуру почвы можно добавить немного песка. Учитель: Ребята, почва – верхний, рыхлый плодородный слой земли, на котором растут и развиваются растения. Почва обладает многими свойствами, о которых мы сейчас говорили. Но при посадке растений (например, комнатных растений, растений в огороде) необходимо учитывать ещё одно важное свойство – это показатель рН – кислотность почвы, в которой растение должно расти. Это один из важнейших показателей качества почвы, во многом определяющий характер химических и биологических процессов, происходящих в ней. Кислотность почвы можно выразить, используя рН-шкалу, которая изменяется в пределах от 0 до 14. Растворы со значением рН выше 7 являются щелочными, растворы со значением рН=7 – нейтральными, а растворы со значением рН ниже 7 – кислотными. Т.о., почвы могут быть кислыми,
нейтральными и щелочными. Оптимальной для развития растений считается слабокислая реакция почвы (рН=6,5) или нейтральная. Однако есть растения, которые предпочитают почвы более кислые (например, азалия) или более щелочные (например, пальма). Почвенные растворы с очень высоким или очень низким рН токсичны для корней растений. Повышенная кислотность отрицательно влияет на растения, особенно на их питание, которое затрудняется в кислых почвах. Есть некоторые признаки повышенной кислотности: например, белёсая (похожая на золу) прослойка, залегающая на небольшой глубине от поверхности. Если на участке рос или растёт клевер, то почва не кислая, если много щавеля, хвоща, то почва кислая. Чтобы уменьшить кислотность, проводят известкование почвы, т.е., вносят известняк, мел, доломитовую муку, золу и т.д.
Демонстрация: «Определение рН почвенной вытяжки»
1. с помощью индикаторной бумаги – приготовить солевую почвенную вытяжку, опустить пинцетом полоску индикаторной бумаги в вытяжку, определить по цвету рН раствора, сравнить со шкалой 2. с помощью рН датчиков соединённых с ПК
III Заключение:
Т.о., почва – это общечеловеческая ценность, её значение для существования огромна. В Японии продают почву сантиметрами, в Западной Европе, когда что-то собираются строить срезают плодородный слой почвы и свозят в специальные банки. В России большие запасы чернозёмной почвы, но они быстро уменьшаются из-за бездумного и бездушного обращения с ними. Земле нужен чуткий и бережный хозяин. Заканчиваю урок словами Д.И.Менделеева: «Много я испытал в жизни, но не знаю ничего лучше детей…» Благодарю всех за труд, за сотрудничество и хорошую подготовку к уроку. А дома предлагаю продолжить ваши исследования. Если у вас есть комнатные растения, попробуйте исследовать кислотность почвы в каждом цветочном горшке при помощи индикаторной бумаги или исследовать кислотность почвы на вашем садовом участке. Полоски индикаторной бумаги я вам подарю.
IY Рефлексия
– метод «Яблоня» - на доске нарисовано дерево, учащиеся вешают на него красные яблоки, если они усвоили материал и смогут применить его в жизни, жёлтые яблоки – если что-то не понятно, а зелёные яблоки, если не всё усвоено или не поняли, как применить материал в дальнейшем.
приложение

Инструктивная карта по теме «Почвы»

№1 «Качественное определение гумуса в почве по её окраске»
Цель: визуально определить содержание гумуса в почве, сделать вывод о её плодородии. Ход опыта Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их с помощью лупы. Какого цвета почва? Определите содержание гумуса по шкале и сделайте вывод о плодородии почвы выданного образца. Окраска почвы Содержание гумуса (%) Очень чёрная Чёрная 10-15 7-10
Тёмно-серая Серая Светло-серая Белёсая 4-6 2-4 1-2 0,5-1 Для справки: плодородная почва должна иметь до 15% гумуса. Гумус – источник азота для питания растений. При недостаточном содержании гумуса, необходимо вносить азотные удобрения, органические удобрения. Вывод и рекомендации:
№2 «Определение содержания воздуха в почве»
Цель: визуально определить содержание воздуха в почве, сделать вывод об аэрации образца почвы. Ход опыта Налейте в стакан воды и опустите туда комочек почвы. Наблюдайте с помощью лупы, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. Определите время в течение, которого выделялся воздух, величину пузырьков (мелкие, средние, крупные), интенсивность выделения (высокая, средняя, низкая). Для справки: аэрация почвы – наличие воздуха в почве. Воздух помогает корням растений дышать, поэтому хорошая аэрация способствует получению хороших урожаев. Выводы и рекомендации:
№3 «Определение наличия солей в почве»
Цель: опытным путём доказать наличие солей в почве, сделать вывод о значении солей для растений. Ход опыта Возьмите почвенный раствор, хорошо перемешайте его стеклянной палочкой. Приготовьте фильтр и фильтровальную воронку. Профильтруйте почвенный раствор, капните пипеткой немного фильтрата на предметное стекло и аккуратно нагрейте его до полного испарения воды. Что наблюдаете? Сделайте вывод о наличии солей в почве. Для справки: соли – этот питательные вещества, которые необходимы растениям для роста и развития. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде. Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Выводы и рекомендации:
№4 «Определение водопроницаемости почвы»
Цель: визуально определить водопроницаемость почвы, сделать вывод о водопроницаемости образца почвы/ Ход опыта Отберите с помощью ложки образец почвы. Налейте 10 мл воды в стакан, поместите в него отобранный образец почвы. Отметьте время, за которое вода полностью впиталась в почву. Сделайте вывод о водопроницаемости почвенного образца. Для справки: водопроницаемость почвы – способность впитывать воду. Если вода впитывается быстро, то почва имеет высокую водопроницаемость, если вода впитывается медленно, то почва имеет низкую водопроницаемость. Этот свойство важно для питания растений растворёнными в воде солями, которые имеются в почве. Выводы и рекомендации:
№ 5 «Определение структуры и механического состава почвы»

Цель: опытным путём определить структуру и механический состав почвы; сделать вывод о структуре и составе почвенного образца. Ход опыта А) Определение структуры почвы: рассмотрите образец почвы через увеличительное стекло. Что наблюдаете? Как вы думаете, структурная или бесструктурная почва перед вами? Выводы и рекомендации: Для справки: почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки проходит влага. Это и есть структура почвы. Только структурная (рыхлая) почва может быть плодородной. Лучшая структура – зернистая с комочками размером от просяного семени (1мм в диаметре). Если в почве мало гумуса и глинистых частиц, то нет структуры, такие почвы называют бесструктурными. Бесструктурные (песчаные) почвы малоплодородные Б) Определение механического состава почвенного образца: образец почвы смочите до консистенции теста и раскатайте в шнур (колбаску) толщиной 3 мм и попробуйте свернуть его в колечко – -если шнур не образуется – почва песчаная - если шнур формируется неустойчиво – почва супесчаная - если шнур распадается на дольки – легкосуглинистая почва - если шнур свертывается в колечко, но трескается – почва тяжелосуглинистая - если шнур свёртывается в колечко – глинистая почва Выводы и рекомендации: _____________________________________________________________________________