"Эксперименты на уроках географии"

Автор: Томило Любовь Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ Сосновская СОШ
Населённый пункт: Село Сосновка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Эксперименты на уроках географии"
Дата публикации: 10.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Форма и движение Земли
Приплюснутый шар

Цель эксперимента:
показать, почему земной шар сплюснут у полюсов.
Материалы:
кусок плотной бумаги для поделок длиной около 40 см, ножницы, клей, линейка, карандаш.
Процесс:
— отмерьте и вырежьте две бумажные полоски размером 3 x 40 см; — положите полоски крест-накрест и склейте; — соедините вместе четыре свободных конца и тоже склейте; получится фигура, похожая на шар; — подождите, пока засохнет клей; — проделайте отверстие в месте склейки свободных концов; — сантиметров на пять просуньте в отверстие карандаш; — держите карандаш между ладоней и, двигая ими взад-вперед, вращайте карандаш с закрепленным на нем шаром.
Итоги.
Во время вращения шара его верхняя часть сплющивается, а центральная часть раздувается.
Почему?
На вращающийся шар действует сила, стремящаяся раздвинуть в стороны бумажные полоски, и из-за этого верхняя и нижняя части сплющиваются. Как и все вращающиеся шары, наша Земля тоже сплюснута у полюсов и раздута по экватору. Если мы измерим окружность Земли по экватору и через полюса (по меридиану), то окажется, что по экватору она на 68 км больше. Литосфера

Разрыв вдоль по слою

Цель эксперимента
: показать, что некоторые вещества имеют слоистую структуру.
Материалы:
бумажные полотенца.
Процесс:
— попробуйте разорвать бумажное полотенце сверху вниз; — другое полотенце попробуйте разорвать с боковой стороны.
Итоги.
В первом случае бумага рвется легко, а во втором — линия разрыва получается неровной.
Почему?
Бумажные полотенца изготовляют на проволочной решетке, из-за чего бумажные волокна приобретают продольную направленность. Когда мы рвем бумагу, первым делом рвутся наименее прочные участки. Продольные следы от проволочной решетки на бумаге тоньше, чем соседние участки, и поэтому бумага рвется вдоль по этим следам. Таким же образом ведут себя и минералы, например алмаз. Минералы легко раскалываются вдоль линии, по которой выстроены молекулы, но разламываются на бесформенные куски, если пытаться расколоть их поперек.
Образование складок

Цель эксперимента:
показать, как силы сжатия воздействуют на движение коры.

Материалы:
четыре бумажных полотенца, стакан воды.
Процесс:
— сложите полотенца стопкой на столе; — сложите стопку пополам; — намочите полотенца; — положите руки ладонями по краям полотенец; — сдвигайте ладони вместе с ними.
Итоги.
На бумажной поверхности видны многочисленные складки.
Почему?
Вы руками сдвигаете полотенца к центру. Чтобы поместиться на уменьшающемся пространстве, бумага деформируется, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму, и на нем образуются складки.
Устойчивость земной коры

Цель эксперимента:
показать действие сил, деформирующих земную кору.
Материалы:
газетный лист.

Процесс:
— сложите лист пополам; — складывайте лист столько раз, сколько сможете.
Итоги.
Сгибать лист пополам с каждым разом становится все труднее. Вряд ли вы сможете сложить лист больше 6—7 раз.
Почему?
Складывая лист пополам, мы делаем его вдвое толще. Сложив лист бумаги семь раз, мы получаем 128 слоев бумаги. Земная кора ведет себя подобным же образом. Чтобы смять ровные, параллельные слои, нужно воздействие небольшой силы, тогда как для сминания слоев, уже смятых в складки, требуются огромные силы.
Метаморфизм

Цель эксперимента:
показать, как образуются метаморфические горные породы.
Материалы:
два десятка спичек, книга.
Процесс:

— надломите каждую спичку два-три раза в разных направлениях так, чтобы спичка не лежала на столе плоско; — высыпьте спички кучкой на стол; — положите на них книгу и прижмите к столу; — уберите книгу.
Итоги.
Спички лежат на столе, образуя тонкий плоский слой.
Почему?
Спички расположились в плоскости стола под давлением книги. В природе различные горные породы сдавливаются под тяжестью вышележащих горных пород и образуют подобие слоев, хотя первоначально слоистыми не были. Измененные под давлением (и обычно при высокой температуре) породы называются метаморфическими.
Извержение вулканов

Цель эксперимента:
изобразить извержение вулкана.
Материалы:
макет вулкана, питьевая сода, 250 мл уксуса, красный краситель.
Процесс:
— возьмите макет вулкана;
— поставьте на поднос; — насыпьте в бутылку соду; — окрасьте уксус в красный цвет и залейте его в бутылку.
Итоги.
Из бутылки выходит красная пена и стекает по земляному холмику.
Почему?
Сода реагирует с уксусом, в результате чего получается углекислый газ. Газ имеет достаточно высокое давление, чтобы вытеснить из бутылки жидкость. Пена возникает от смешения газа с жидкостью. Атмосфера
Объем воздуха

Цель эксперимента:
показать, что воздух занимает место.
Материалы:
двухлитровая миска (лучше прозрачная), пробка (натуральная), прозрачный стакан.
Процесс:
— налейте полмиски воды;
— бросьте в воду пробку; — накройте плавающую пробку стаканом; — погрузите стакан глубоко в воду.
Итоги.
Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.
Почему?
Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому вода вместе с плавающей пробкой опускается.
Давление воздуха

Цель эксперимента:
показать, что существует давление воздуха.
Материалы:
длинная линейка, стол, газетный лист.
Процесс:
— положите линейку на край стола так, чтобы половина ее свисала со стола; — четыре раза сложите газетный лист; — положите сложенную газету на находящийся на столе конец линейки;
— пальцем стукните по свисающему концу линейки; — посмотрите, как ведет себя линейка и накрывающая ее конец газета; — разверните газетный лист и накройте им лежащую на столе часть линейки; — посмотрите, что случится с линейкой и газетой.
Итоги.
Развернутую газету труднее поднять, чем свернутую, она может даже порваться, но поднимется лишь немного.
Почему?
Вес свернутого и развернутого листа один и тот же, но развернутому листу мешает подняться давление воздуха. Воздух прижимает газету к столу. Этот воздушный столб давит на все предметы. Чем больше их площадь, тем большее давление они испытывают. Когда мы развернули лист, то его площадь увеличилась в 16 раз, и во столько же раз возросло давление воздушного столба.