"Самообразование как условие самореализации и профессионального саморазвития учителя сельской школы"

Автор: Чупахин Александр Валентинович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Курасовская СОШ"
Населённый пункт: Ивнянского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Самообразование как условие самореализации и профессионального саморазвития учителя сельской школы"
Дата публикации: 11.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Самообразование как условие самореализации и

профессионального саморазвития учителя сельской школы
Современному обществу требуется человек, свободно владеющий знаниями, умеющий мыслить логично и научно. Поэтому новое время предъявляет и новые требования к выпускнику школы. Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Одной из основных задач обучения в свете требований ФГОС является развитие самостоятельности, овладение каждым учеником исследовательскими навыками, необходимыми для жизни, поэтому главной задачей школы на сегодняшний день является необходимость научить ребёнка учиться, вовлечь его в исследовательский процесс, заложить основу для будущего самостоятельного развития. Потребность общества в талантливых выпускниках определяет необходимость обеспечения условий, способствующих формированию готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению. На современном этапе развития российской школы возрос объём и качество инновационной составляющей. Предъявляются новые требования не только к выпускнику школы, но и к профессиональной квалификации и компетентности современного учителя. Между обществом и образованием существует тесная взаимосвязь, в результате школа становится средством развития всего общества. В таком инновационном процессе особую важность приобретают человеческие и профессиональные качества учителя - значимые предпосылки в создании благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. Так, педагогическое новшество видится в том, что объектом воздействия инноваций является учитель, а предметом – развивающаяся личность ученика. Чтобы воспитать ученика самодостаточной и успешной личностью, способной созидать, необходимо учителю быть таковым. А для этого необходимо всегда быть в поиске новых методик и идей. 1
Современный учитель не только «учит», но, в первую очередь, создаёт условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников, сам активно занимается самообразованием и саморазвитием. Ожигов дает такое определение: «самообразование – это получение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». Одной из важных составляющих такого подхода является процесс, предполагающий, прежде всего, овладение умениями, проявляющимися в самостоятельной творческо-исследовательской деятельности учителя в процессе подготовки к учебному занятию, в способности искусно реализовать весь комплекс технологических приёмов для воспитания и образования школьников на современном этапе. При освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является личностное саморазвитие учителя, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей человека в актуальные, динамика их изменения выступает как основной механизм саморазвития. При этом необходимым является создание условий, способствующих творческой самореализации, физическому и духовному развитию учителя и учащихся. Преподаватель, применяющий в своей профессиональной деятельности инновационные образовательные технологии, ориентирует учебный процесс на потенциальные возможности человека и их реализацию, подготовку к жизни в постоянно меняющихся условиях. Современный учитель обязательно должен идти в ногу со временем, использовать в своей работе инновации, современные технологии, должен в совершенстве владеть методикой преподаваемого предмета, самосовершенствоваться, уметь подводить итоги и ставить перед собой задачи. Главное в этом процессе – конечный результат. «Век живи - век учись». Эта пословица особенно актуальна для школьного учителя. Кто как не мы должны быть в постоянном поиске знаний, саморазвитии, чтобы всегда находить подход к детям, знать современные тенденции образования и воспитания. 2
Самообразование - необходимейшее условие профессиональной состоятельности школьного учителя, является одним из показателей профессиональной компетентности. Самообразование будет актуальным во все времена, на любой стадии развития науки. Эрнест Тельман однажды сказал: «Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам». Самообразование учителя будет продуктивным, если реализуется потребность к собственному развитию, осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Следует отметить, что профессиональные компетенции учителя растут и развиваются в процессе совместной творческой деятельности с обучающимися, что, естественно, способствует его самореализации и саморазвитию. Развитие профессиональной компетенции учителя сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных областях человеческой деятельности. Информационно-коммуникационная компетенция учителя предполагает владение навыками использования ИКТ не только для интеграции в учебный процесс, но и как средство повышения квалификации и профессионального развития. Большое значение здесь имеют сетевые профессиональные сообщества, созданные для общения учителей различных регионов нашей страны. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обмена опытом. Уважаемые коллеги! Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться 3
в современной политике, экономике и т.д. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающей действительности. Способность к самообразованию и саморазвитию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагогического работника. Самосовершенствование должно быть его неотъемлемой потребностью, необходимым условием профессиональной деятельности. Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать и т.д. Саморазвитие способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения степени педагогической квалификации. Учителю недостаточно быть тем, что ты есть, нужно быть тем, кем ты должен быть. Поэтому учитель должен активно жить, думать, искать, извлекать из всего всё самое полезное. Он должен быть образцом для детей во всём – в своих высоких гражданских убеждениях, в своём постоянном стремлении к творческому поиску, к обогащению всё новыми и новыми знаниями, наконец, в своих личных качествах – доброте и душевности, взыскательной требовательности к себе и детям, в благородстве и мужестве. И от того, каков сам учитель, насколько богата и возвышена его духовность, зависит, какими вырастут будущие граждане нашей страны, какую бы профессию они ни избрали. Владимир Иванович Даль сказал: «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника». Большую часть времени ученик проводит в школе, поэтому каждому учителю необходимо помнить, что школа – это корабль, плывущий по морю знаний, и ведут его опытные мореплаватели – учителя. Учитель должен быть предан школе и, конечно же, детям. Быть светлым лучом, самому излучать свет, огнём зажигать молодые души – это должно стать призванием каждого учителя. 4
Быть учителем – ответственная и нелёгкая задача. Мы должны жить интересами детей, помогать им становиться настоящими личностями. И как бы судьба не испытывала учителя, не нужно отчаиваться, нужно действовать, идти вперёд. Конечно, каждый учитель преодолевает немало препятствий на пути восхождения к Олимпу своего успеха. Нельзя забывать, что судьба учителя в его стремлениях и деяниях. Учителю необходимо постоянно учиться, чтобы знать; знать, чтобы уметь; уметь, чтобы делать. Л.Н. Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Подытоживая, хочу отметить, что только творческий саморазвивающийся учитель может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников. Только такой учитель может способствовать эффективной реализации ФГОС и созданию ситуации успеха. 5