"Формирование навыков осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта"

Автор: Медведева Наталья Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ КСОШ №2 им. Горького
Населённый пункт: город Каргат, Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование навыков осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта"
Дата публикации: 22.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование навыков правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта Формирование и совершенствование правильного и осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта я считаю одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит заинтересованное отношение детей к чтению книг. Основу процесса чтения составляет триединство следующих психофизиологических компонентов: 1. Зрительное восприятие графического образа слова. 2. Воспроизведение звукового образа слова. 3. Понимание значения слова.
Правильность – это чтение без искажений, без ошибок.
у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают те слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и осмыслением. Осознанное чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы. В статье предлагаются различные варианты заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т.к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников. Так же в статье представлены задания связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.
Упражнения для развития навыка осознанного чтения

1
логические упражнения. Что общего в словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил. 2. Назови одним словом.
Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый. 3. Раздели слова на группы. Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец. Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол. 4. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза. Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей. Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта. 5. Какая буква, слог, слово лишние? а у р о ы ма ра ла ны та ку на ды ти ло
игры со словами.

1. Игра «Найди слово в слове».
Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.).
2. Игра «Кто как кричит».
Гусь – пищит Утка – кудахчет Курица – гогочет Петух – крякает Цыпленок – кукарекает
3. Игра «Назовите родителей»
У цыпленка – утка У утенка – гусыня, гусак У гусенка – курица, петух
Составь слова из данных букв.
у, х, л, к, п, е, с, о
Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.
И РА Г РЯ М ША
Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.
З_М_К М Р З
Задание 1.
Разбор значений слов-синонимов. На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами- синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.
 ключ – родник воин - солдат, боец зябнуть - стынуть, мерзнуть забор - изгородь, плетень стеречь - охранять, караулить, сторожить храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный  Кичиться - он кичиться. Не кичись! Важничать - он важничает. Не важничай! Зазнаваться - он зазнается. Не зазнавайся! Заноситься - он заносится. Не заносись! Задаваться - он задается. Не задавайся!
Задание 2.
Разбор значения слов-синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения. На доску выписываются слова-синонимы. Учащиеся, по заданию учителя, находят в тексте нужный отрывок, либо отрывки напечатаны на карточках и розданы детям. В отрывке школьники ищут нужное слово, объясняют его значение.
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Битва - бой, сражение, схватка, побоище «Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!..» «Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел...»
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Воин - солдат, боец, дружинник, ратник, витязь «А голова ему во след, Как сумасшедшая хохочет, Гремит: «Ай, витязь! Аи, герой! Куда ты? Тише, тише, стой! Эй, витязь, шею сломишь даром!..»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о рыбаке и рыбке»
Комната - светлица, светелка, горница, каморка «И в светлицу входит царь, Стороны той государь.» «Пошел он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светелкой, С кирпичною беленою трубою...»
И.А. Крылов «Ворона и лисица»
Смотреть - глядеть, взирать, глазеть, не сводить глаз «Лисица к дереву на цыпочках подходит, Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит...»

Задание 3.
Самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом. а) Из какого произведения Пушкина взяты эти строки? (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»). Найдите в этих отрывках слова близкие по значению. Подберите к этим словам другие слова близкие по значению. Волшебник - чародей, колдун, маг, кудесник. «...Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря...» «Узнай, Руслан: твой оскорбитель Волшебник страшный Черномор...» «Где ты, душа моей супруга? Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор? Иль суждено, чтоб чародея Ты вечной пленницей была...» б) Вспомните, как называют медведя в рассказах, сказках, стихотворениях. Вспомните названия этих произведений и каким там показан медведь. Медведь - мишка, мишутка, Михайло Иванович, Михайло Потапыч, Топтыгин. Прочитайте отрывки. Из какого произведения эти отрывки? Кто автор этого произведения? Проанализируйте, как автор в зависимости от ситуации называет медведя (Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин»). «Нагоняет ямщичок Вожака с медведем...» «Заворочался в санях Михайло Иваныч...» «Рявкнул мишка! - понеслась Тройка как шальная!..» «Сам Топтыгин-генерал Едет на берлогу!..»
Задание 4.
Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.  Веселый - грустный (рассказ). Веселое - грустное (выражение лица). Веселый - скучный (день).  Честный - нечестный, подлый. «В книгах изображались люди злые и подлые, но рядом с ними были люди, каких я не видал, - люди честные, сильные духом, правдивые» (М.Горький «В людях»).  Щедрый - скупой. Щедро - скупо. Посмотрите значение этих слов в толковом словаре (или в словаре синонимов и антонимов). Как вы думаете, кого называют щедрым человеком, а кого - скупым. Составьте словосочетания и предложения со словами: щедро, расщедрился, не
скупился, скупой. Объясните смысл выражений: «не скупился на похвалы, щедрой рукой, щедро наградил, скупая слеза».
Задание 5.
Работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов и антонимов). Прочитайте слова близкие по значению. Объясните, как вы понимаете значение каждого слова. Какое качество обозначает это слово? О каком человеке так говорят? Подберите и прочитайте пары слов противоположных по значению. Значение слов объясняется самостоятельно или при помощи словаря. Из читаемого на уроке текста подбираются отрывки, в которых встречаются предлагаемые слова. бедный убогий нищий закрыть запереть затворить замкнуть вежливый учтивый любезный деликатный красивый прекрасный живописный привлекательны й пригожий миловидный недурен собой богатый состоятельный зажиточный открыть отпереть отворить отомкнуть невежливый неучтивый нелюбезный неделикатный некрасивый безобразный уродливый непривлекательный неказистый неприглядный дурен собой
Задание 6.
Работа с фразеологизмами. а) Учитель просит объяснить смысл выражений. Словосочетания написаны на карточках. Карточки можно прикрепить на магнитную доску, можно раздать учащимся. Также школьникам необходимо определить, подходит ли данное выражение к читаемому на уроке произведению (отрывку, персонажу). Полезно соотнесение фразеологизма с личными жизненными ситуациями учащихся.  Человек с головой, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, потерять голову, голова идет кругом, морочить голову.  Задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, вешать нос, зарубить на носу, встретиться нос к носу.  Говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаза выколи, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз.  Держать ухо востро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши.
 Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб (кому-либо).  Язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами.  Валится из рук, из рук вон плохо, легкая рука, умывать руки, взять себя в руки, как без рук, мастер на все руки, прибрать к рукам, сидеть сложа руки.  Со всех ног, встать с левой ноги, идти в ногу, ног под собой не чуя, встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там. б) Соотнесение фразеологизма с иллюстрациями и объяснение значения выражения.  Как селедка в бочке - очень много людей в тесном помещении (иллюстрации -селедки в бочке и люди в полном автобусе).  Вертеться как белка в колесе - быть в постоянных хлопотах, суетиться (иллюстрации - белка, крутящаяся в колесе и хозяйка, хлопочущая на кухне).  Лететь стрелой - очень быстро бежать (иллюстрации - лучник, выпускающий из лука стрелу и бегущий на соревнованиях спортсмен). в) Замена фразеологизмов синонимами. В час по чайной ложке Рукой подать Повесить нос Раз, два и обчелся Куры не клюют Кожа да кости мало медленно много близко худой грустить Работа может проводиться как с одним фразеологизмом, так и с несколькими. Слова в правом столбике могут быть перепутаны, учащимся предлагается соединить слово с нужным выражением с помощью стрелочки.
Задание 7.
Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки. а) Перед началом чтения произведения можно попросить учащихся определить жанр произведения, тему, сюжет, эмоциональный характер исходя из названия произведения.  Прочитайте название произведения (В. Астафьев «Осенние грусти», Г. Скребицкий «Добро пожаловать!»). Как вы думаете, произведение с таким названием будет веселым или грустным? Почему вы так решили?  Как вы думаете, о чем будет сказка с таким названием? («Золотые руки» - башкирская сказка). Как вы понимаете выражение «золотые руки»?  Можно ли после названия этого произведения поставить вопросительный знак? («Как наказали медведя» - тофаларская сказка) Почему вы думаете, что можно? Почитайте, как будет звучать название. Давайте, сравним два варианта. Почему не поставлен вопросительный знак в названии сказки, мы узнаем после ее прочтения и обсудим это.
 Прочитайте название произведения (А.С. Пушкин - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»). Можно ли по названию произведения определить его жанр? Можно ли из названия узнать, кто будут главные герои этого произведения? Можно ли сказать положительные это герои или отрицательные? Почему? Все ли слова из названия вам понятны?  Прочитайте название повести, которую мы начнем читать сегодня на уроке (А.С. Пушкин - «Барышня крестьянка»). Как вы считаете, о ком будет эта повесть? Вы можете обсудить этот вопрос с товарищами. Как вы думаете, кто такая барышня? А кто такая крестьянка? Посмотрите внимательно, как автор написал название своей повести - «Барышня-крестьянка», а не «Барышня и крестьянка». Почему Пушкин именно так назвал свою повесть и кто из вас был наиболее близок к правильному ответу, мы узнаем, когда прочтем повесть.  Прочитайте название произведения (АЛ. Чехов «Злоумышленник»). Из каких двух слов состоит это слово? Как вы думаете, о ком будет рассказ с таким названием? Правы вы или нет, мы узнаем, прочитав рассказ, и постараемся объяснить, почему автор выбрал именно такое название. б) Прогнозирование может проходить и в процессе чтения произведения. При этом вопросы задаются таким образом, чтобы ученики в поисках ответа обращались к учителю и своим товарищам, вырабатывали совместное решение.  «...За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?» (И.А. Крылов - «Кукушка и Петух») Ответьте на вопрос автора. Докажите свою точку зрения. Спросите, что думает по этому поводу ваш сосед по парте. А вот как отвечает автора: «За то, что хвалит он кукушку».  В сказке В.А. Жуковского «Три пояса» встречается вопрос, заданный автором: «Ах, Людмила, бедная Людмила, что сделалось с твоим сердцем при первом взгляде на прекрасного юношу?» Учитель предлагает учащимся, не читая текст дальше, попробовать предположить, что же почувствовала Людмила. Объясните свой ответ, почему вы так решили. Проверьте свое предположение, прочитав текст дальше. в) Развитие смысловой догадки школьников на материале фразеологизмов. Учитель демонстрирует детям карточки. Учащиеся должны дополнить фразеологизм и объяснить его смысл. Работа может проводиться несколькими способами: выбрать подходящее по смыслу слово из слов для справок и прикрепить его на магнитную доску к нужному словосочетанию, дополнить фразеологизм самостоятельно, соотнести фразеологизм с читаемым произведением (отрывком). Работа может проходить в виде соревнования по командам «Кто быстрее и правильнее». Голоден как... Трусливый как... Упрямый как... Работает как... Хитрый как... Надулся как... Нем как... Изворотлив как...
Слова для справок: осел, заяц, уж, индюк, лиса, волк, вол. Поди туда - не знаю куда, ... Скоро сказка сказывается, ... Это все присказка, ... Слова для справок: да не скоро дело делается; а сказка будет впереди; принеси то, не знаю что. г) Развитие смысловой догадки школьников на материале пословиц и поговорок. Учащиеся самостоятельно дополняют пословицу или поговорку по смыслу, объясняют ее значение и по возможности соотносят с изучаемым произведением. Слабоуспевающим школьникам предлагается сложить пословицу или поговорку из двух данных частей. Работа может быть организована как в парах, так и в командах. Без труда... Сделал дело... Век живи - ... Тише едешь ... За двумя зайцами ... Не имей сто рублей, а ... Слова для справок: погонишься, ни одного не поймаешь; век учись; имей сто друзей; не выловишь рыбку из пруда; дальше будешь; гуляй смело. д) Развитие смысловой догадки на материале словосочетаний. Перочинный .. . Лечащий ... Грецкий ... Карие ... Кромешная ... Разбитое ... Ненастный ... Кожаная ... Подводный ... Звездное ... Слова для справок: сердце, нож, врач, день, тьма, небо, мир, глаза, орех, куртка. е) Развитие смысловой догадки на материале предложений. Он сам во всем ... Бояться за свою... Между ними завязалась крепкая... Получить заслуженную... Слова для справок: жизнь; похвалу; дружба; виноват. Мы набрали хворосту, чтобы... Мы пришли на День рождения, чтобы... Мы взяли краски и карандаши, чтобы...
Задание 8.
Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста. а) Найди ошибку. У котенка белая лапки.
Дедушке Ване семь лет. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче. б) Собери рассыпанное предложение. Речка, под, тихая, блестит, солнцем. Грачи, из, теплых, возвращаются, в марте, стран. Берегов, у, начинала, по, вода, замерзать, утрам. в) Собери текст из предложений. Появилась молодая травка. Он отправился на охоту. Зимой еж спал под кучей хвороста. Ежик вылез из-под хвороста. Но вот пришла весна. г) Составь диалог. -Оля, можно взять твой карандаш? - -Мне нужен оранжевый. - -Я буду рисовать солнце. д) Исправь текст. Летом Маша жил в деревне. В письме своему другу Оле он однажды нарешал: «Около нашей деревни есть сад. Там очень много грибов и ягод».
Задание 9.
Упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности слов и выражений. а) Объясни, что значит: шишка на лбу, голова поезда, хвост поезда б) Объясни смысл выражения: На тебе обувь горит; в деревне загорелся дом; у тебя в руках все горит; у тебя щеки горят; в костре горят дрова. Для того чтобы дети лучше усвоили эти понятия, следует использовать «неправильные рисунки» на которых изображены предметы, упомянутые в выражениях, и действия, происходящие с ними. Далее учитель может попросить школьников определить, какое выражение употребляется в прямом, а какое в переносном смысле. в) Подбери слово в словосочетании. Объясни значение словосочетания. Спинка девочки - спинка ... Ножка малыша - ножка ... Ручка ребенка - шариковая ... Собрание жильцов - собрание ... Погода не улице - погода ... Слова для справок: ручка, стула, книг, стола, в доме.
Хвост собаки - хвост ... Носик чайника - носик ... Идет ученик - идет ... Слова для справок: малыша, дождь, девочки. г) Объясни смысл выражения. Когда так говорят? Где слова употребляются в прямом, а где в переносном смысле?  Шляпа на голове. / Эх, ты, шляпа? Ворона - птица. / Ну ты и ворона! Человек вышел из леса. / Я совершенно вышел из себя!  Что может бежать? Кто может бежать? Бежит человек, собака, река, вода, время. д) Объясни смысл выражения. Платье девушки задело прохожего. / Прохожий задел платье девушки. Моя рука задела сумку. / Сумка задела мою руку. Моя сумка задела соседа. / Сосед задел мою сумку. Мяч ударил по голове футболиста. / Голова футболиста ударила по мячу. работа с текстом (учебник). 1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске. 2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. 3. Зачитай ответ на 2-ой вопрос. 4. Задай вопросы по тексту или по части текста. 5. Определи сколько частей в тексте. 6. Работа над заголовком. 7. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др. 8. Составление кроссвордов по тексту. 9. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. 10.Пересказ по вопросам и без них. 11.Составление плана текста. 12.Подбор иллюстрации к тексту. 13.По иллюстрации определить содержание текста. 14.«Разрушенные тексты». 15.Наведи порядок. 16.Определение главной мысли текста по заголовку 17.По иллюстрациям к тексту определить его содержание. Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос,1999. 2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, «Издательство АРГО», 1996. 3. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965. 4. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004. 5. Словарь синонимов и антонимов русского языка. Санкт-Петербург, 2005.