"Стыд и совесть"

Автор: Ерохина Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ТОГБОУ "Отъясская школа-интернат"
Населённый пункт: Тамбовская область Сосновский район с. Отъяссы
Наименование материала: Конспект
Тема: "Стыд и совесть"
Дата публикации: 12.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ТОГБОУ Отъясская школа-интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

Открытое занятие на тему:

"Стыд и совесть"

7 класс
Подготовила и провела воспитатель: Ерохина Н.В.

Цели:

1.
закрепить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;
2.
способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;
3.
побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
4.
воспитание толерантного отношения друг к другу.
Оборудование:
плакаты с объяснением понятий «стыд» и «совесть», индивидуальные карточки-задания «Собери пословицу», карточки с ситуациями, цветные круги.
ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель.
Сегодня мы с вами поговорим о таких понятиях, как
стыд
и
совесть
, которые являются основой человеческой жизни и морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.
Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце» (чтение

рассказа)
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.»
2. Интерактивная беседа.

Воспитатель.
- Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается? (муки совести) 2
- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа? - Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? - Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? - Как вы думаете, когда у него появились муки совести? - Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет) - Как вы думаете, хороших ли детей воспитал герой рассказа? - А теперь обратим внимание на нищего слепого. Что же его заставляло столько лет сидеть с кружкой, прося милостыню?
3. Словарная работа. «Стыд и совесть»

Воспитатель.
В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? (варианты ответов). А сейчас давайте заглянем в словарь. Вот как объясняется значение этого слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля (просит воспитанников зачитать): Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля:
«СОВЕСТЬ - внутреннее сознание добра и зла; тайник души,

в котором отзывается одобрение или осуждение каждого

поступка; способность распознавать качество поступка;

чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото

лжи и зла».

В.Н.Даль

«СОВЕСТЬ - чувство нравственной ответственности за

свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

С.И.Ожегов
Со словом
совесть
употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными. А вот как объясняется значение слова
«стыд»: это чувство

сильного смущения, самоосуждения от сознания

предосудительности поступка, вины.
3
Или такое объяснение:
стыд – это чувство, возникающее у

человека при совершении им поступков, противоречащих

требованиям морали, унижающих достоинство личности.
Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда». «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести, но они разрозненны и их нужно собрать по смыслу.
4. Задание «Собери пословицу»
 Доброму человеку бывает стыдно (даже перед собакой).  Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, (тем беспечнее к ним относишься).  Вечно живет в страхе тот, (у кого совесть нечиста).  Вода все отмывает (кроме нечистой совести).  Стыд перед людьми — хорошее чувство, ( но лучше всего стыд перед самим собой).  Когда человек краснеет, (начинается его более благородное я).  Без рук, без ног – калека, (без совести – полчеловека). Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение? (здесь можно обсудить какую-либо пословицу).
5. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Воспитатель
: а теперь поговорим о том чего же, нужно стыдиться в жизни и почему. Поиграем в игру. Я - против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» (вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться). - физические недостатки; - некрасивые поступки; - поношенная, но аккуратная одежда; - старомодная одежда; - неряшливый вид; - невежество, необразованность, безграмотность. - вульгарная внешность; 4
- грубое, бездушное отношение к людям; - бедность; - наглость.
Воспитатель.
Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
6. Ситуации выбора. «Голос совести».

Воспитатель.
Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке. Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?
Ситуация первая.
Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?
Ситуация вторая.
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Ситуация третья.
На весенние каникулы вы вместе с воспитателем планируете прогулку в лес на пикник. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете математики. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда воспитатель наказывает весь класс и прогулка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому) Дети высказываются по поводу ситуации
7. Упражнения совести. «Минута раскаяния» и «Минута

прощения»

Воспитатель.
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши 5
поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним сои плохие поступки, совершённые на этой неделе, о которых мы глубоко сожалеем. (включается музыка, в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления).
Воспитатель.
Поднимите руку, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке. Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть? (попросить прощения, извинения) Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица. Скажите, а как нужно просить извинение (прощение), чтобы их приняли и простили тебя? Варианты ответов детей:
5 шагов к правильному извинению:

1.
Не оправдываться, когда извиняешься;
2.
Нужно извиняться искренне;
3.
Дать обещание не повторять свои плохие поступки;
4.
Выражать свои извинения осторожно;
5.
Быть готовым к неловкости и неудобству. Давайте запишем на доске законы правильного извинения.
8. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Воспитатель
. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Примерные ответы детей: - Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать. - Нужно объявит бойкот. - Не подавать руки, не здороваться. 6
- Нужно устроить общественный суд.
Воспитатель
. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, и станет человеку стыдно. Никогда не поздно попросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа. Вы согласны?
9. Подведение итогов (рефлексия).

Воспитатель.
Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Я прошу вас, оставить на парте только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора: Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения Другое (написать) 7
8