"Помощники Природы"

Автор: Михайлова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад "237"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Помощники Природы"
Дата публикации: 12.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №237 «Веселый хоровод»
КОНСПЕКТ

Занятия по экологии в старшей группе

«Помощники Природы»



Воспитатель:

Михайлова Галина Владимировна


г. Новокузнецк 2016г.
Задачи: 1. дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья. - Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле. 2. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры . - Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы. 3. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения. - закреплять социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе. Предварительная работа: 1.Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. Игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С.Я.Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева. Материалы. Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды, клеёнки, бумажные рыбки, фигуры рыб, водорослей, уточек, бутылок, пакеты, колеса от машин, два обруча.
Ход занятия

I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе «Рябинка». На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Лесовика. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Лесовик.» Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да!) Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют) Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте) Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки) Воспитатель: Ну вот, мы и прилетели. Посмотрите, ребята, разве так выглядит Цветочный город? (Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.) Дети: Нет! В цветочном городе красивая природа, много деревьев, цветов, птиц, насекомых, красивых домов, солнце ярко светит, небо голубое. Воспитатель: Верно. Ребята, посмотрите, тут ещё одно письмо от жителей цветочного городка. Давайте прочитаем: « Помогите, спасите, мы решили из нашего городка сделать такой же большой город как у вас, чтобы были дома большие и заводы огромные, прибыльные, но мы что то сделали неправильно, и вместо большого города у нас большие проблемы. Воздух стал грязным, животные лесные от нас разбежались, а вода в речке стала такая мутная и грязная и рыбы теперь в ней не видать. Да мы тоже болеем и кашляем, что мы сделали неправильно? Помогите разобраться» Вопросы к детям: 1. Ребята, как вы думаете, что же произошло в Цветочном городке? Дети: Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду . 2. А что стало с речкой? Дети: Речку загрязнили сточными водами с завода.
3. Может ли рыба жить в такой реке? Дети: Нет, вода слишком грязная. 4. А что стало с лесом? Куда исчезли животные? Дети: Лес вырубили, животные разбежались, потому что им негде стало жить. 5. А что будет с жителями городка? Дети: Они будут болеть. Им нужна помощь. Воспитатель: Ребята, давайте поможем исправить ситуацию (Да) II.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Давайте пройдем за столы. У вас на столах карточки с рисунками экологических проблем. Вам нужно определить правильно поступают на них люди или нет. Если правильно, то обведите картинку зеленым фломастером, если нет – красным. Объясните, почему это плохо или хорошо. Каринка «Моют машину в реке» - (красный фломастер) - плохо, люди поступают неправильно, т.к. загрязняют воду, в грязной воде не могут жить рыбы, водоросли. Люди если будут купаться – заболеют. Машины нужно мыть на автомойках. Картинка «Раненое дерево» - (зеленый фломастер) - Если у дерева ранка, нужно ранку залепить землей; если сломаны ветки – перебинтовать ленточкой, тряпочкой. Картинка «Костер» - (красный фломастер) – Костер в лесу разводить нельзя, а если развели – потушить: засыпать землей, залить водой. Картинка «Кормушки. скворечник» - (зеленый фломастер) – Зимой нужно вывешивать кормушки, чтобы подкармливать птиц; весной – скворечники, чтобы птицы выводили птенцов. Картинка «Мусор» - (красный фломастер) – Мусор после себя оставлять нельзя, его нужно собрать в пакет или мешок и унести с собой. Картинка «Посадка дерева» - (зеленый фломастер) – Чем больше деревьев, тем чище воздух, больше места для жизни животных, насекомых. Картинка «Сорванный цветок» - (красный фломастер) – Рвать цветы нельзя, их можно нюхать, фотографировать, рисовать, любоваться. (и т.п.) Воспитатель: Молодцы! Помогли разобраться в сложных ситуациях!  Ребята скажите, а чем мы дышим? воздухом) А как? (носом, иногда ртом)  А может мы прожить без воздуха? ( нет)  Можем ли мы дышать грязным воздухом? (можем, но будем болеть)  А что загрязняет воздух, знаете? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)  А может человек в настоящее время прожить без машин, заводов и фабрик? (Нет, будет тяжело без них)
 Что люди могут сделать, чтобы воздух стал чище? (Высаживать деревья, кустарники, цветы)  А как деревья помогают очищать воздух? (Деревья выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Чем больше деревьев, тем чище воздух)  Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы природа не болела, не страдала?  На заводские трубы поставить фильтры, очистить сточные воды (воспитатель устанавливает на плакате фильтры);  Посадить лес (на плакате прикрепляются растения). III. Ребята, пойдемте прогуляемся по Цветочному городку. Смотрите, река. Какая грязная, сколько в ней мусора. Могут ли рыбы жить там, удобно ли им плавать среди мусора? (нет) Давайте очистим реку от мусора!
Эстафета «Чистый водоем»
Дети делятся на две команды. Перед ними два круга. В каждом круге – рыбы, водоросли, уточки, бутылки, пакеты, колеса от машин и т.п. Задача команд – очистить «реку» от мусора. Чья команда справится быстрее и правильно, та и побеждает. Воспитатель: Молодцы ребята, в реке теперь нет мусора. Посмотрите, а вода-то - мутная!

IV.
Эксперимент
Воспитатель: Заводы сбрасывают в реку вредные примеси, от которых мутнеет вода, гибнет рыба, водоросли. Пойдемте в лабораторию, и поможем жителям Цветочного городка очистить воду. (дети рассаживаются за столы). У каждого из вас загрязненная вода. Эту воду нужно пропустить через фильтр. Каждый ребенок пропускает загрязненную воду через простой фильтр. Обращается внимание детей, как изменилась вода.  Какая была вода? (мутная, грязная, с песком).  А после фильтрации вода какой стала? (чистая).  А можно ли эту воду пить? (Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры) Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка. 1. Поставили фильтры на трубы завода;
2. Убрали мусор; 3. Почистили реку; 4. Посадили деревья в лесу. Ребята, давайте запустим рыбок в реку, которых мы недавно сделали (дети прикрепляют рыбок на плакате). А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют). Вот мы и помогли жителям Цветочного городка, выполнили просьбу Лесовика. В благодарность он оставил нам свой сундучок с подарком. В сундучке – экоэмблемы. Воспитатель награждает каждого ребенка.