"Ознакомление детей дошкольного возраста с неживой природой через поисково-познавательную деятельность"

Автор: Асхатова Анюта Касимовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №16 "Родничок"
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Янаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с неживой природой через поисково-познавательную деятельность"
Дата публикации: 12.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Родничок» г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан


Работа по самообразованию
Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с неживой природой через поисково- познавательную деятельность». Работа воспитателя ст-подг. гр. Асхатовой А. К. 2014- 2015 уч. год

Тема:
Ознакомление детей дошкольного возраста с неживой природой через поисково- познавательную деятельность .


Гипотеза
. Если правильно и планомерно организовать воспитательную работу по ознакомлению дошкольников с природой, то это будет содействовать не только приобретению знаний о предметах и явлениях внешнего мира, но и трудовому, физическому и, в первую очередь, эстетическому воспитанию.
Цель:
Формировать у дошкольников экологические знания и представления о неживой природе, познавательную активность через поисково- познавательную деятельность. Разработать систему познавательных игр, наблюдений, бесед. Пополнить исследовательскую лабораторию «Почемучка» новыми материалами.
Задачи:
1.Формировать у детей представление о неживой природе и её свойствах. 2.Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать. Обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы. 3.Развивать интерес и любовь к родному краю. 4.Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы; умение рационально использовать природные ресурсы. 5.Воспитывать эмоционально- положительное отношение поисково- познавательной деятельности. 6.Активизировать работу по повышению уровня знаний детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй. 7.Создать предметно- развивающую среду в группе.
Ожидаемые результаты
- Систематизация знаний о неживой природе. - Сформировать познавательного интереса к предметам и явлениям неживой природы; - Умения наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы. - Расширение перспектив развития поисково - познавательной деятельности детей. - Ответственное отношение к окружающей среде. - Проявление у детей инициативы самостоятельности, эмоционально- положительного отношения к поисково- познавательной деятельности. - Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога. -Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по ознакомлению детей с неживой природой через отношение поисково - познавательную деятельность. - Создание предметно- развивающей среды по познавательной деятельности. - Повышение уровня экологического сознания и взаимодействия с семьёй.
Участники
: - дети старше- подготовительной группы - педагоги - родители
Актуальность.
Среди множеств признанных явлений в нашем обществе одним из наиболее острых является сегодня кризис экологический. Об этом кризисе свидетельствует часто возникшие экологические катастрофы и бедствия в мире, первопричина которых кроется в человеке, его деятельности и отношение к окружающей среде. Острые экологические проблемы в нашей стране пробуждает разрушительная и расточительная эксплуатации природы, её ресурсов. Выход из экологического кризиса возможен только при условии коренного изменения всей политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых и других рычагов влияния и регулирования отношений человека и природы. Но без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения людей этих проблем не решить. Обретение экологической культуры, экологического мышления. Сознания, экологически оправданных отношений с природой- это единый для человеческого общества выход из создавшегося положения, ибо каков человек, какова его деятельность, такова и окружающая среда. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детского сада. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний, самостоятельного или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать- значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В природе всё взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве- живая природа не может обходиться без неживой и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде. Поэтому именно поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе. Таким образом, поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения. Делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщить собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.
Концептуализация.
Данная работа предполагает систематическую, разнообразную работу по развитию познавательного интереса к объектам неживой природы через поисково - познавательную деятельность. Реализация цели и задач работы предполагает поэтапную работу в трёх направлениях: с детьми, педагогами и с родителями
.
Целенаправленная реализация работы поможет создать систему по формированию знаний о неживой природы и её свойствах, обеспечивающих понимание элементарных взаимосвязей живой природы с неживой природой, воспитание осознанно- правильного отношения к неживой природе, повышение у родителей экологической образованности. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню. Дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом принципе и основана эта работа.


Этапы работы:

1 этап –
подготовительный (2012- 2013 уч. год)
2 этап
– основной (2013-2014 уч. год и 2014-2015 уч. год)
3 этап
– заключительный (апрель 2015 год)

Реализация работы по самообразованию



1 этап.
Подготовительный Повышение собственной профессиональной компетентности. Изучение методической литературы по вопросам ознакомления дошкольников с неживой природой через поисково- познавательную деятельность. Сентябрь- декабрь Изучение передового педагогичес- кого опыта по поисково- познавательной деятельности. Январь- март Определение уровня знаний и умений детей о неживой природе. Определение степени заинтересованности родителей к поисково- познавательной активности детей. Диагностика детей. Анкетирование родителей. апрель
2 этап.
Основной. Обеспечение условий для реализации проекта Ознакомление с неживой природой. Педагогическое просвещение родителей Оформление уголка «Почемучки» - мини- лаборатория. Прогулки, наблюдения за комнатными растениями, опыты. Анкетирование родителей по теме: «Экологическое воспитание детей». Подбор художественной литературы, экологических сказок, стихов, загадок, примет по ознакомлению с неживой природой. Сентябрь- ноябрь Подбор наглядного материала: песка, глины, камней, иллюстраций. Оформление картотеки опытов. Сентябрь- декабрь
Составление картотек подвижных и дидактических игр по ознакомлению с неживой природой. Разработка перспективных планов: - бесед - целевых прогулок - наблюдения - опыты, эксперименты Январь Разработка методических материалов (конспектов занятий, развлечений, пособий) Консультация для родителей «Роль семьи в экологическом воспитании детей». Февраль Цикл познавательных НОД. Сентябрь- февраль Познавательное чтение экологических сказок, рассказов, стихов. Ноябрь- февраль Целевые прогулки. Развивающие, дидактические подвижные игры. Продуктивная деятельность: - рисование - лепка - аппликация Опытно- исследовательская деятельность. Сентябрь- май Привлечение родителей к участию в деятельности ДОУ Привлечение родителей к оснащению предметно- развивающей среды в группе. Март- апрель
3 этап.
Заключительный. Оценка эффективности работы. Диагностика детей. Анкетирование родителей. апрель



Перспективный план
на 2012- 2013 уч. год Ноябрь Беседа «Осень золотая» Наблюдение за осенним пейзажем. Игра «Узнай дерево по листу» Чтение стихотворения А.Майкова «Осенние листья по ветру кружат» Рисование «Листья летят…» Декабрь Беседа «Что такое воздух» Наблюдение «Как обнаружить воздух» Опыт с воздухом № 1. Игра «Ветерок» Чтение рассказа «Воздух». Рисование «Воздушный шар» Январь Беседа «Почему снежинки тают на ладошке» Наблюдение за падающим снегом. Игра «Снежинка» Стихотворение М.Позанской «Снег идет» Консультация для родителей «За чем можно наблюдать в парке». Рисование «Снегопад » Феврал ь Беседа «Зимушка- зима» Наблюдение за деревьями: почему они качаются. Опыт № 2. Игр опластика «Давайте порадуемся» Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса в поисковой деятельности» Аппликация «Снег, снег кружится» Март Беседа «Весна идет» Наблюдение за паром, который выходит из чайника. Ди дактическая игра «Можно, нельзя». Чтение потешки «Солнышко- ведрышко». Рисование «Солнышко лучистое» Апрель
НОД по

ознаком

лению с

окружаю

щим

миром

«Солнеч

ные

зайчики

»
Наблюдение за полетом бабочек. Д идактическая игра «Летает- не летает» Рассматривание иллюстраций на тему «Времена года» (как деревья изменяются в разное время года) Рисование «Красивые цветы»
Май Беседа «Признаки весны». Наблюдения за насекомыми (жуки, бабочки, муравьи) Игра «Солнышко и дождик» Дидактическая игра «Стань к березе ». Аппликация «Одуванчики»
Перспективный план
на 2013- 2014 уч. год Ноябрь Беседа «Что должны люди делать, чтобы водоемы не загрязнялись» Наблюдение за осенним деревом. Игра «Узнай дерево по листу» Чтение стихов об осени. И.Бунин «Листопад Рисование «Листопад» Декабрь Беседа «Что такое воздух» Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении» Опыт с воздухом № 6,7. Игра «Ветерок» Чтение рассказа «Воздух». Рисование «Ветер- ветерок» Январь Беседа «Почему снежинки тают на ладошке» Наблюдение за падающим снегом. Игра «Снежинка» Стихотворение М.Позанской «Снег идет» Консультация для родителей «Правильное отношение к природе начинается в семье». Аппликация «Снег идет» Феврал ь НОД по ознакомлению с неживой природой «Будь природе другом». Наблюдение за деревьями: почему они качаются. Опыт № 1,2,3,4 Психогимнастика «Цветок» Конкурс «Лучший скворечник» Рисование «Дерево зимой». Март Цикл наблюдений за луком. Наблюдение за цветными льдинками. Дида ктическая игра «Можно, нельзя». Чтение экологических сказок, рассказов, стихов. Рисование «Весна идет» Апрель Цикл наблюдений за веткой березы в вазе. Наблюдение за полетом птиц. Дидактическая игра «Кого разбудило солнышко» Рассматривание иллюстраций на тему «Времена года» (как деревья изменяются в разное время года) Рисование «Мое любимое время года»
Май Беседа «Что нужно для роста растений». Цикл наблюдений за мать- и- мачехой. Подвижная игра «Солнышко и дождик» Дидактическая игра «К дереву- беги». Аппликация «Весенний ковер»


Перспективный план
на 2014- 2015 уч. год Сентябрь Установить причину выхода дождевых червей на поверхность земли. (Опыт №19) Наблюдение: Растение и воздух. (Опыт №18) Игра «У какого дерева листок» Аудиозапись «Сентябрь» из альбома «Времена года» П.Чайковского Лепка «Дождевой червячок» Октябрь Ноябрь Чтение и заучивание стихов об осени. Рисование «Листопад» Декабрь Цикл наблюдений за снежным покровом. Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении» Опыт с воздухом № 6,7. Инсценировка по стихотворению Е.Благининой «Ёлка» Аудиозапись «Декабрь» из альбома «Времена года» П.Чайковского Рисование «Ветер- ветерок» Январь Беседа «Почему снежинки тают на ладошке» Наблюдение за метелью. Игра «Снег кружится» по стихотворению А.Барто Стихотворение С.Козлов «Зимняя сказка» Консультация для родителей «Правильное отношение к природе начинается в семье». Рисование «Волшебные снежинки» Февраль НОД по ознакомлению с неживой природой «Будь природе другом». Наблюдение за деревьями: почему они качаются. Опыт № 1,2,3,4 Игропластика «Давайте порадуемся» Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса в поисковой деятельности» Рисование «Дерево зимой».
Март Цикл наблюдений за луком, фасолью. Наблюдение за дымом, который выходит из трубы. (Котельной) Опыт №16, 17 Дидактическая игра «Живое- неживое». Чтение экологических сказок, рассказов, стихов. Рисование «Сбережем природу» Апрель Цикл наблюдений за веткой березы, тополя в вазе. Наблюдение за полетом птиц. Дидактическая игра «Летает- не летает» Рассматривание иллюстраций на тему «Времена года» (как деревья изменяются в разное время года) Аппликация «Сказочная птица» Май Беседа «Что нужно для роста растений». Цикл наблюдений за одуванчиком, травой. Игра «Солнышко и дождик» Дидактическая игра «К дереву- беги». Рисование «Мой любимый город»


\Опыты.

Опыт 1.
Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт 2.
Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется.) Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет Раз – наклон И два – наклон Зашумел листвою клен
Опыт 3.
Взять стеклянную банку, положить в нее сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить из него прямо в банку.
Вывод:
Воздух из воздушного шара, попадая в банку, с силой поднимает вверх сухие листья и мы увидим какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха . . Значит, свойство воздуха – это его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остается невидимым. Хоть бескрылый, а летает Безголовый, а свистит Хоть безрукий, но бывает Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает Так порою он сердит! Только, что он был везде Миг – и нет его ни где.


Опыт 4
. Возьмем резиновую грушу, сожмем его в руке. Что вы услышали? Свист. Воздух с шумом выходит из груши.

Опыт 5.
Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? (Ответы детей.) Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.
Опыт 6.
Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)
Опыт с камнем 7.

Воспитатель.
Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (Твердый, жесткий, крепкий.) Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? (Ответы детей.) А можно ли взять в руку воздух и сжать его? А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (Нет, нельзя.)
Вывод
: воздух – не твердое тело.


Опыт с водой 8.

Воспитатель.
Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.) Что умеет делать вода? (Вода течет, бежит, струится, журчит.) Что же такое вода? (Вода – это жидкость.) Назовите другие жидкости. (Сок, кефир, молоко, кисель.)
Опыты с воздухом 9.

Воспитатель.
Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он – не жидкость
В

ывод:
воздух – не твердое тело и не жидкость
.
Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха и вкуса.
Опыт 10.
Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакан не вливается.) Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузыре.
Вывод:
воздух занимает место.
Опыт 11.
Закроем трубочку воронки пальцем и опустим ее в воду. Что произошло? (Вода не поступает в воронку.) Откройте отверстие воронки. Почему вода вошла в воронку? (Воздух вышел из воронки, и туда влилась вода.) Делаем вывод: воздух занимает место.
Опыт 12.
Имеет ли воздух вес? Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? (Чаша весов неподвижны.) Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес. Если развязать нитку на надутом шарике, что произойдет? (Из шарика выйдет воздух.) Проводится упражнение на дыхание «Шар лопнул» (резкие выдохи с шумом).
Опыт 13.
Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? (Предположения детей.) Что у нее внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.


Опыт 14.
Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.


Опыт 15.
Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (Предположения детей.) Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Опыт 16.
Воспитатель: Прошу вас рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм. Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании? (Ответы детей.) Правильно, делаем
вывод:
при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Убедиться в этом мы сможем, если проведем опыт.

Опыт 17.
Возьмем воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими легкими? (При вдохе.) Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с легкими? (При выдохе.) Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело. А мы можем не дышать? (Нет.) Делаем вывод: без дыхания жизни нет.
Опыт № 18. Растение и воздух.
Цель: Узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. Материал: цветок в горшочке, вазелин. Процесс: Намажьте толстый слой пластилина на верхнюю сторону четырех листочков растения. Намажьте толстый слой пластилина на нижнюю сторону других четырех листочков растения. Ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу? Итоги: Листья, на которые вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали. Почему? Отверстия на нижней поверхности листьев – устьица – служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа излишков кислорода.
Опыт № 19. Черви во время дождя.
Цель: Установить причину выхода дождевых червей на поверхность земли. Материал: земляные черви и земля, полстакана камешков для аквариума. Процесс: Налить воды в стакан с камешками, пока их не закроет вода. Объясните, откуда берутся пузырьки воздуха и почему, потом они перестают идти. Налить воды в банку с землей и червями, пока вода не закроет всю землю. Идут ли пузырьки воздуха из земли? Как черви реагируют на воду? Итоги: Пузырьки воздуха в течение короткого времени выходят из камешков и из земли. Черви вылезают на поверхность. Почему? Вода вытесняет воздух из пустот в камешках и в земле, поэтому мы видим поднимающиеся из воды пузырьки воздуха. Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве. Когда идет сильный дождь, часто на поверхности земли можно видеть червей – они вылезают наружу в поисках кислорода.
Конспекты занятий
по ознакомлению детей дошкольного возраста с неживой природой:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе

«Солнечные зайчики»


Программное содержание:
Расширять представления детей о явлениях природы: солнечный свет, солнечное тепло. Побуждать детей устанавливать элементарную зависимость состояния природы от смены времен года. Развивать наблюдательность, любознательность и зрительное восприятие окружающей природы. Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить её красоту.
Материал:
зеркальце; предметные картинки к дидактической игре «Узнай и назови»; одуванчики в горшочке; магнитная доска.
Словарная работа:
внести в словарный запас детей новые слова: солнечные лучики, весна – красна, одуванчик.
Ход занятия.
Воспитатель подводит детей к окну и читает стихотворение: На солнышке грелась ель, подтаяла сосна, Идёт апрель, звенит капель. В - саду у нас весна! О каком времени года нам рассказывает это стихотворение? (это стихотворение рассказывает нам о весне). - Когда приходит к нам весна, после какого времени года? (после зимы) - Кто же будит всё вокруг весной? (солнышко) - Солнышко проснулось, потянулось, и побежали солнечные лучики во все стороны. Посмотрите, один лучик я поймала своим зеркальцем. Проводится дидактическая игра «Солнечные зайчики». Воспитатель читает стихотворение и играет солнечным зайчиком, а дети пытаются его поймать. Солнечные зайчики играют на стене, Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе. Вот он, светленький кружок, Вот, вот, вот - левей, левей! Убежал на потолок… - Солнечные лучики быстро-быстро бегают, всех будят и говорят: - Просыпайтесь, пора настала. Сама весна красна пришла. - Как вы думаете, кого будят солнечные зайчики? Проводится дидактическая игра «Кого разбудило солнышко?» Детям раздают предметные картинки. Они подбирают нужные картинки и называют их. - Солнечный зайчик разбудил медведя. Он в берлоге зимой спал. - Солнечный зайчик разбудил листочки. Они появились из почек на деревьях и кустарниках. - Солнечный зайчик разбудил ёжика. Он зимой в норке спал. - Солнечный зайчик разбудил муравья и бабочек и т.д. - Ребята, посмотрите, кого ещё разбудил солнечный зайчик. Воспитатель обращает внимание на жёлтые цветочки. - Эти цветочки я не сорвала, а выкопала осторожно лопаточкой вместе с землёй и принесла вам. - Почему я выкопала цветы вместе с землёй, кто догадался? (ответы детей обсуждаются) - Что это за цветы? Как они называются? (одуванчики) - Какого цвета одуванчики? (жёлтого) – На что похож одуванчик? (на солнышко) В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река. Солнце расплескало капли на речные берега. Стали капельки цветами, озарили всё вокруг! В новом жёлтом сарафане одуванчиковый луг! Далее воспитатель на листе бумаги рисует картину по содержанию текста. - Одуванчик очень любопытный цветок! Проснувшись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко. Солнышко заметило цветочек и осветило его своим жёлтым лучиком. Пожелтел одуванчик и стал таким ярким, красивым. И так полюбил одуванчик солнышко, что смотрит всегда туда, где солнышко. Солнышко вправо идёт, и одуванчик глядит вправо, солнышко уходит влево и
одуванчик поворачивает свою головку влево. - Ребята, давайте посмотрим на солнышко. - Где оно находится сейчас? Дети подходят к окну и смотрят на солнышко и определяют место положения солнышка. (занятие проводится в очень солнечную погоду) - Почему вы закрываете глаза? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что солнышко светит очень ярко и глазкам больно смотреть на такой свет) - Ребята, солнышко умеет рисовать своими лучиками на стене картинки. Эти картинки могут оживать. Посмотрите. Воспитатель изображает руками различных животных: птицу, собачку и т.д. Дети узнают и называют их. В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть с солнечными лучиками. Проводится подвижная игра «Солнечные зайчики». Воспитатель поднимает вверх солнышко, дети весело бегают по группе врассыпную. Воспитатель опускает солнышко или закрывает солнышко тучкой, дети бегут на свои стульчики или приседают. В заключении дети прощаются с солнечными зайчиками.


Конспект НОД в средней группе

Тема:
Предметы живой и неживой природы. Задачи: дать понятие о живых и неживых предметах, отмечая их признаки; познакомить с главным человеческим органом – сердцем, его ролью в жизни человека; учить сравнивать живые и неживые предметы, умение искать прямые аналогии к знакомым предметам; формировать зачатки системного подхода к окружающему миру на основе компонентного; учить бережно относиться к своему здоровью. Материал: кукла, фонендоскоп, схемы к определению живого организма (дышит, растёт, двигается, питается, зелёный лук в ящичке, картинки с изображением предметов из живого и неживого мира, по две карточки на каждого ребёнка с схематичным изображением человека на одной и стула на другой, любая сюжетная картина, где есть изображения как живых, так и неживых предметов; заводная кукла; учебник биологии, энциклопедия о животном мире. Ход занятия. Психогимнастика «Цветок». Тёплый луч упал на землю и согрел в земле зёрнышко (дети сидят на корточках) . Из зёрнышка проклюнулся росток (дети поднимают голову) . Потом вырос стебелёк (встают, тянут руки вверх) . А на стебле вырос красивый цветок (руки над головой в форме круга) . Нежится цветок на солнышке, поворачивает свою голову вслед солнцу (повороты головы) 1. Выявление признаков живых предметов. Движение. Воспитатель показывает куклу -Что это? (кукла) -На кого она похожа? (на девочку) . Вызывает любую девочку и предлагает встать рядом с сидящей куклой. - Похожа ли кукла на девочку? Чем? (есть голова, туловище, руки, ноги и т. д.) -Чем они отличаются? (кукла маленькая, а девочка большая; девочка двигается, а кукла нет) Воспитатель поднимает руки, ноги кукле. -Кукла двигается сама? (нет) -А девочка? (сама) .
Предлагает потрогать девочку и куклу (девочка тёплая, а кукла нет) -Почему кукла холодная? (она неживая) Знакомство с сердцем. У всех людей в груди есть такой орган, который помогает им оставаться всегда тёплыми. Кто знает, что это? (сердце). -Откуда вы узнали? -Наше сердце всё время работает. Его работу можно услышать, если приложить руку к левой части груди. Давайте послушаем своё сердце (дети прикладывают руку к груди и слушают, воспитатель помогает найти нужное место) -А теперь послушайте сердце друг друга. -Можно ещё лучше услышать, как бьётся сердце, если послушать его с помощью этого предмета (показывает фонендоскоп) -Кто знает, что это? Где вы его видели? Воспитатель предлагает 2-3 детям послушать сердце через фонендоскоп -Как вы думаете, у куклы есть сердце? Давайте послушаем (1 ребёнок слушает) -Услышал ли ты стук сердца? (нет) -Вот почему кукла не может двигаться. У всех живых организмов есть сердце, оно заставляет их двигаться. Сердце нужно беречь, чтобы быть здоровым и долго жить. Нужно больше гулять, двигаться, заниматься спортом. Но всё время бегать и прыгать нельзя, нужно и отдыхать. Давайте проверим, как будет работать ваше сердце, когда вы будете двигаться. Возьмём с собой куклу. Физкультурная пауза под музыку (танцевальные движения). После физкультурной паузы воспитатель предлагает снова послушать работу сердца. -Как стучит сердце? (сильнее) -Почему? (сердцу пришлось трудиться больше, чтобы двигались ваши руки и ноги) Дыхание. Воспитатель приглашает детей сесть. -Вы устали? -По чему видно, что вы устали? (часто дышим) -Послушайте, а кукла дышит? (нет) -Почему она не дышит? (она неживая) Рост. -Как вы думаете, вы всегда будете такими или изменитесь? (вырастем) -А кукла вырастет? (нет) Почему? Все живые организмы растут, а неживые – нет. -Вырастут ли шкаф, стол, стул? -Что вам нужно делать, чтобы скорее вырасти? (хорошо есть, много спать, заниматься спортом) -Какие живые предметы вы можете назвать? -Что могут делать живые предметы? (показ схем и проговаривание) -Когда вы подрастёте и пойдёте в школу, то много узнаете о живых организмах на уроках биологии, прочитаете вот в таких учебниках и книгах (показ учебника биологии, энциклопедии) Механизмы. -У меня есть ещё одна кукла (включает механическую куклу) -Эта кукла живая? Но ведь она двигается. -Кто ей помогает двигаться? (механизм, который придумал человек) -Какие ещё предметы с механизмами вы видели и знаете? (дети называют)
-Они живые? (нет) -Почему? (они не растут, не питаются, двигаться им помогают механизмы) Растение – тоже живой организм. -Скажите, что ещё есть такое, что растёт, питается, дышит, но не умеет ходить и бегать. Эти предметы есть в группе (комнатные цветы) -Цветы, деревья, трава – это растения. Они тоже растут, дышат, питаются, но не могут двигаться. Они тоже живые (показ ростков лука и сравнение, каким он был неделю назад) У растений нет сердца, но им помогают расти корни, которые находятся в земле, и питание растения получают из земли, когда человек их поливает и удобряет. -Можно ли научить цветок ходить? -Подумайте, как можно сделать так, чтобы цветок подвигался по комнате или оказался на улице (взять его в руки и выйти с ним) . -Некоторые цветы сами передвигаются, когда растут, только это не заметно (показать ползущее комнатное растение) Дидактическая игра «Живое – неживое» Воспитатель предлагает детям работу в парах: разложить картинки с изображением разных предметов на соответствующие карточки – на карточку со стулом неживые, а на карточку с человечком живые. Итог: проверить друг друга. Работа с картиной. Воспитатель предлагает вниманию детей картину, где есть живые и неживые предметы. Объясняет, что когда мы спрашиваем о живых предметах, то говорим: «Кто это», а если о неживых – «Что это» -Задайте мне и детям правильные вопросы, показывая на предмет. Правильность постановки вопроса дети оценивают сами. Итог занятия. -Что нового вы узнали? -Назовите признаки живых предметов и неживых (можно воспользоваться схемами) .
НОД в подготовительной группе «Будь природе другом»
Образовательная задача: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха. Развивающая задача: развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь детей (безголосый, бескрылый, водоем, легенда). Воспитательная задача: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе. Материал и оборудование: банка стеклянная, сухие листья, два воздушных шара, два прозрачных стакана, кувшин с водой, краски с кисточками.
Ход занятия

Воспитатель:
Планета наша – общий дом. И много лет мы в нем живем, но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.
Воспитатель:
А что такое планета? Дети. Земля, леса, озера.
Воспитатель:
Да, это реки, моря, озера, леса, поля, небо и солнце, почва и воздух, то все что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И сама маленькая букашка – тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Нас в любое время года учит мудрая природа, Птицы учат пению, паучок к терпению, Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости, Отражение в воде учит нас правдивости, Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте И при всей огромности обучает скромности.
Воспитатель:
Ребята, чём мы с вами дышим?
Дети:
Воздухом.
Воспитатель:
Всегда ли воздух нам друг?
Дети:
Дают разные ответы.
Воспитатель:
Давай докажем (предлагаем варианты) Где вы можете встретить чистый воздух?
Дети:
В лесу, в парке, на море, в горах.
Воспитатель:
А что значит чистый воздух
Дети:
Это когда легко и свободно дышится
Воспитатель:
А где вы можете встретить грязный воздух?
Дети:
Рядом с заводом, где из трубы валит дым, на улице где много машин и т. д.
Воспитатель:
А что значит грязный воздух?
Дети:
Это когда дышать трудно и вредно.
Воспитатель:
Правильно, не зря гласит поговорка «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья». Что нужно сделать для того, чтобы воздух был чистым и все были здоровы?
Дети:
Не загрязнять его.
Воспитатель:
А воздух мы можем увидеть?
Дети:
Нет
Воспитатель:
А услышать?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Где вы его слышали?
Дети:
Мы слышим его потому, что это ветер, а ветер это и есть движение воздуха.
Воспитатель:
А вы хотите сейчас его услышать?
Дети:
Да.
Опыт 3.

Ход опыта:
Взять стеклянную банку, положить в нее сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить из него прямо в банку.
Вывод:
Воздух из воздушного шара, попадая в банку, с силой поднимает вверх сухие листья. И мы увидим, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит, свойство воздуха – это его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остается невидимым. Хоть бескрылый, а летает Безголовый, а свистит Хоть безрукий, но бывает Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает Так порою он сердит! Только, что он был везде. Миг – и нет его ни где!
Воспитатель:
Кому же нужен воздух?
Дети:
Воздух нужен всем и особенно чистый
Воспитатель:
Дети давайте сделаем вывод
Дети:
Не только для человека нужен чистый воздух, но и для всего живого на земле. Потому, что в результате загрязнения воздуха, желтеют и опадают листья, сохнут деревья и т. д.
Воспитатель:
Люди заметили, там, где деревья – там чистый воздух, потому что деревья очищают его
Воспитатель:
Предлагаю игру «Назовите дерево»
Дети:
Называют знакомые им деревья. Физминутка. Темным лесом и зеленым лугом Мы шагаем друг за другом,
Чтоб цветы нам не помять, Будем ноги поднимать. Теплый ветер нежно гладит, Лес шумит лестной травой, Кедр нам хочет низко поклониться, Ель качает головой, А кудрявая берёзка Провожает всех ребят. До свидания, лес зелёный, Мы уходим в детский сад. (Дети имитируют все движения)
Воспитатель:
В природе много чудес: солнце, воздух , но самое интересное чудо природы – это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. И нет на земле народа, который не чтил воду. -------- Легенда: У хантов нельзя кидать в воду камни, потому что можно потерять зрение.
Воспитатель:
А вы не знаете таких случаев, когда кто-то загрязнял воду?
Дети:
Разные ответы
Воспитатель:
Предлагаю провести опыт с водой.
Цель:
Выяснить, что будет с чистой водой если её загрязнить, используя простые краски.
Дети:
делают вывод: Вода имеет свойства растворять вещества и приобретать разный цвет. Та вода, которую закрасили, стала мутной, грязной и её нельзя даже пить. Игра на внимание (Да – подняли руки, нет – присели)
Вопросы:
Из речки можно пить воду? Поливать огород? Грязную воду выливать в реку? Пускать кораблики? Ловить рыбу? Бросать в реку камни? Купаться
Воспитатель:
Молодцы! Вы знаете как себя вести у водоёмов. Сегодня мы убедились, что нам нужна чистая вода, так как вода – это источник жизни.
Конспект занятия познавательного цикла в ст-подг. гр
.
Тема:
Знакомство с камнем.
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами камня: тяжелый, легкий; большой, маленький; камни твердые, не бьются. Подвести к пониманию того, что из камней можно делать постройки. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к своей познавательной деятельности. Активизировать умение выполнять действия в определенной последовательности. Воспитывать навыки культуры общения и поведения: приветливо здороваться и прощаться.
Словарная работа:
Обогащать словарный запас детей: камешки, тяжелый, легкий, большой, маленький, твердый, не бьются.
Предварительная работа:
Рассматривание камней в аквариуме, на улице.
Материал:
кукла бибабо- ворона Каркуша, ведерко, камешки разной величины, клеенка или большой лист картона
Методически приемы и структура занятия
Игропластика «Давайте порадуемся» Загадка о вороне. Приход Каркушки. Рассматривание камешков. Исследовательская деятельность.
Опыт с губкой и камнем. Постройка дорожки из камней. Прощание с Каркушей.
Ход занятия
Дети с воспитателем стоят в кругу.
Воспитатель.
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете (разводят руками) «Доброе утро! Скажут все дети» (берутся за руки) (За дверью раздается карканье Каркуши)
Воспитатель.
Ребята, вы слышите? Кажется, за дверью кто-то есть. Сейчас пойду и посмотрю. (Воспитатель выходит за дверь и надевает на руку куклу бибабо ворону Каркуши)
Воспитатель.
Что за гость пришел сюда? Отгадайте вы друзья. (воспитатель загадывает загадку) Птица черная кружится, Кар, кар! – кричит и веселится Всем известная персона А зову ее…
Дети.
Ворона
Каркуша (
за нее говорит воспитатель) Отгадали, это я! Рада встречи, детвора.
Воспитатель.
Каркуша, какие новости ты принесла на своем хвосте?
Каркуша.
Я летала за морями, За высокими горами, Набрала там камешков Для детишек маленьких
Воспитатель.
Посмотрите, ребята, сколько камешков в ведерке?
Дети.
Много
Каркуша.
Сейчас я вам покажу, какие камни я набрала. (Воспитатель вместе с детьми присаживается на ковер и высыпает камешки на картон)
Воспитатель.
Дима, а камешки у Каркуши одинаковые?
Ребенок.
Нет, разные. Воспитатель берет в руки большой и маленький камешки. Показывает детям и Каркуше большой камешек.
Воспитатель.
Каркуша, посмотри, какой у меня камушек – большой или маленький?
Каркуша.
Я не знаю.
Воспитатель.
Ребята, подскажите Каркуше. Большой или маленький?
Дети.
Большой.
Воспитатель.
Попробуйте все найти большой камень. Сержа, какой камень ты нашел? Лена, какой камень ты держишь? Каркуша, а у тебя какой камень большой или маленький? Ребята, какие у всех нас камешки в руке? (дети отвечают)
Воспитатель.
А теперь найдите и возьмите в другую руку маленькие камешки. Катя, покажи маленький камешек. Дима, какой камешек ты сейчас взял? (дети отвечают)
Воспитатель.
Молодцы, ребята, все нашли маленькие и большие камешки. А теперь подумайте, какой камешек легкий, а какой тяжелый. Света, большой камень он тяжелый или легкий?
Ребенок.
Большой камень тяжелый.
Воспитатель.
Видишь, Каркуша, большой камешек, он тяжелый. А это какой камешек?
Дети.
Маленький

Воспитатель.
А он тяжелый или легкий?
Дети.
Легкий
Каркуша.
Этот камень легкий
Воспитатель.
Вика, маленький камень легкий или тяжелый?
Ребенок.
Маленький камень легкий
.

Воспитатель.
В руки камешки мы взяли, Друг о друга постучали. Наши камешки стучат, Вот так, вот так. Не разбить их нам никак.
Воспитатель.
Почему не разбиваются камни? Они твердые.
Воспитатель.
Ребята, в одну руку возьмите камешек в ладошку, а в другую руку я дам вам губку. Крепко их сожмите. Камешек сжимается?
Дети.
Нет
Воспитатель.
А губка?
Дети.
Сжимается.
Воспитатель.
А почему камешек не сжимается?
Дети.
Камешек твердый.
Воспитатель.
Правильно. Камешек твердый, а губка – мягкая. А что случиться с камнем, если его опустить в воду? Каркуша, что будет с камнем, если его опустит в воду ? (Каркуша затрудняется ответить)
Дети.
Камень утонет
.

Воспитатель.
А губка утонет? (дети отвечают) (воспитатель предлагает детям подойти к тазику с водой и опустить в него камень, а затем губку). Почему упал камень?
Дети.
Он тяжелый.
Воспитатель.
Опустим губку. Она утонула?
Дети.
Нет. Она легкая
Воспитатель.
Теперь и ребята и Каркуша знают, что камни тяжелые, твердые, не бьются. А где можно найти камешки?
Дети.
В аквариуме, в речке, на море.
Воспитатель.
Из камней можно строить дома, дороги. А давайте все вместе построим дорожку для Каркуши. Посмотрите, как я строю. Кладу камешек, за ним еще один и еще. А теперь вы положите свои камешки ( каждый ребенок кладет по камешку) Видишь, Каркуша, как умеют дети строить дорожку из камней. Она получается как настоящая. Пройди, Каркуша, по нашей дорожке ( Каркуша идет по дорожке)
Каркуша.
Молодцы, ребятки, как вы много знаете о камешках и то, что они тяжелые, твердые, не бьются. Умеете строить дорожку и меня научили. Ну, а теперь пришла пора, Попрощаться нам друзья. Вы, ребята, помогите, Камешки все соберите. Я ведерочко возьму, К воронятам полечу.
Воспитатели и дети.
До свидания, Каркуша! Ты ребят не забывай, В гости чаще прилетай. Ну, а мы пойдем гулять, Будем камни там искать.
Конспект занятия

по ознакомлению детей дошкольного возраста с неживой природой.
Тема:
Мы – исследователи.
Цель.
Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Материал.


Визитка «Ученый-исследователь
»
; камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанное из бумаги силуэты человеческого тела и дерева с густой кроной; фломастеры на каждого ребенка. Банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка. Весы. Панно «Берегите воздух» ( улицы города с домами, без деревьев)
Ход занятия

Воспитатель.
Отгадайте загадку. Такой большой, что занимаю мир, такой маленький, что в любую щель пролезаю. ( Воздух) Правильно, а почему вы так решили? Воздух везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму. Может заполнить любое пространство. Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые- исследователи! (Ответы детей) Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки.) Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Опыт с камнем 7 .

Воспитатель.
Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (Твердый, жесткий, крепкий.) Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? (Ответы детей.) А можно ли взять в руку воздух и сжать его? А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (Нет, нельзя.) Делаем вывод: воздух – не твердое тело.
Опыт с водой 8.

Воспитатель.
Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.) Что умеет делать вода? (Вода течет, бежит, струится, журчит.) Что же такое вода? (Вода – это жидкость.) Назовите другие жидкости. (Сок, кефир, молоко, кисель.)
Опыты с воздухом 9.

Воспитатель.
Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он – не жидкость.
Воспитатель: Можно сделать вывод: воздух – не твердое тело и не жидкость.
Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие. Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 1.
Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт 2.
Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется.) Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
Физкультминутка.
Дети имитируют движения. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен.
Воспитатель.
Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт 4
. Возьмем резиновую грушу, сожмем его в руке. Что вы услышали? Свист. Воздух с шумом выходит из груши.
Опыт 5.
Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? (Ответы детей.) Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.

Опыт 6.
Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)
Воспитатель.
Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? (Воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле.) А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух. Занимает ли воздух место?
Опыт 10.
Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакан не вливается.) Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.)
Опыт 11.
Закроем трубочку воронки пальцем и опустим ее в воду. Что произошло? (Вода не поступает в воронку.) Откройте отверстие воронки. Почему вода вошла в воронку? (Воздух вышел из воронки, и туда влилась вода.) Делаем вывод: воздух занимает место. Имеет ли воздух вес?
Опыт 12.
Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? (Чаши весов неподвижны) Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес. Если развязать нитку на надутом шарике, что произойдет? (Из шарика выйдет воздух.) Проводится упражнение на дыхание «Шар лопнул» (резкие выдохи с шумом).
Опыт 13.
Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? (Предположения детей.) Что у нее внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха? (Воздух занимает место и имеет вес.) Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух? (Для дыхания.)
Воспитатель.
Уважаемы коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт 14.
Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт 15.
Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (Предположения детей.) Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Воспитатель.
Прошу вас подойти к столам и нарисовать, а потом и рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм. Дети работают с бумажными силуэтами человеческого тела и рассказывают о системе дыхания.
Воспитатель.
Положит руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании? (Ответы детей.) Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Убедиться в этом мы сможем, если проведем опыт.
Опыт 17.
Возьмем воздушный шарик. Если мы го надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими легкими? (При вдохе.) Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с легкими? (При выдохе.)
Воспитатель.
Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело. А мы можем не дышать? (Нет.) Делаем вывод: без дыхания жизни нет. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей.) Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Сажать больше цветов, деревьев.) Давайте посадим деревья.
Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты деревьев.

Воспитатель.
Пора возвращаться в детский сад. Дети поют песню «Веселый поезд» и двигаются под музыку.
Воспитатель.
У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, локотками, ладошками.

Список использованной литературы
Алябьева Е.А. «Нравственно – этические беседы и игры c дошкольниками» Ашиков В.И., Ашикова С.Т. «Про небо и землю» Педагогическое общество Россия- М.,1999г. Ашиков В.И., Ашикова С.Т. «Самоцветик» (Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста)- М.,1998г. Горькова Л.Т., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников», «Вань», - М.,2005г. Драгунова О.В. «Программа воспитания ребенка – дошкольника» Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995г. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизвестное рядом» Творческий центр,- М. 2005г. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами», Педагогическое общество России. – М.,2006г. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников неживой природой» Педагогическое общество России. – М.,2005г. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников», - М.,1998г.