"Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Польза семейного чтения"

Автор: Дикая Ольга Викторовна
Должность: младший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с, №14
Населённый пункт: Краснодарский край Кавказский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Польза семейного чтения"
Дата публикации: 13.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению
художественной литературы. Польза семейного чтения
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной, развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать. Развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, прививают ему любовь к художественной литературе. ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе. Применять формы и методы ознакомления детей с художественной литературой на свое усмотрение. В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников, особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает: развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Дошкольный возраст- это период интенсивного формирования речи, это благотворный период для выработки навыков, эффективного общения. Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. Я, абсолютно согласна с одним нашим классиком который считал, что основная задача взрослых, открыть в ребенке «талант читателя». Самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения, должен быть воспитатель детского дошкольного учреждения. Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, переживаниям главного героя. Приобщение дошкольников к миру детской литературы, должно происходить ежедневно, во всех режимных моментах, умываемся- прибаутки, одеваемся гулять- присказка-перевертыш, ложимся спать- колыбельные поем, садимся есть-загадки, песенки и т. д. Но воспитать любовь к книге без участия родителей невозможно. Сегодня есть семьи, где дети «зависают» у телевизора и злоупотребляют компьютерными играми. У этих детей заметно снижена работоспособность и социальная
активность, потому что, длительное сосредоточение на плоскости, перегружает зрительные анализаторы ребенка, это может привести к нервному срыву. Притупляется познавательный интерес, слабеет способность к волевому поведению. Чтение же требует от ребенка приложения усилий, концентрации внимания и максимального терпения. Распространенная причина отсутствия интереса у детей к чтению, в том, что взрослые не читают своим детям в слух. По статистике только у 8% российских семей это принято, у остальных же на это просто нет времени, либо они убеждены, что ребенок может самостоятельно учится читать. Дошкольники, к сожалению, не могут быть читателями, в полном смысле этого слова. Интерес к книге у детей формируется постепенно, в том числе и под впечатлением совместного семейного чтения, так как же привить детям любовь к художественной литературе? Сколько и когда лучше читать? Какой найти мотив, чтобы повысить интерес ребенка к чтению? В любой группе детского сада существуют книжные уголки для самостоятельного знакомства с книгой, в зависимости от возрастной категории детей, эти уголки состоят из различных подборов художественной литературы. Знакомство с доступными образцами литературы, должно начинаться у ребенка с первых лет жизни. Книга- созданная для детей включает в себя произведения трех видов: искусство слова, живописи и дизайна, и ведь верно, первое что привлечет вашего малыша, это будет яркая обложка. Все книги для деток от года до трех лет, очень яркие, из плотной бумаги, для того чтобы ребенок мог лично, самостоятельно, познакомится с первой в его жизни литературой. В детских книгах всегда очень яркие, насыщенные иллюстрации, которые помогают малышу пофантазировать, не без помощи взрослых, о содержании их первой любимой книги, ведь ребенок, может по памяти, по картинкам, раз за разом добавляя что- то новенькое, пересказывать книгу, это ли не польза? Ребенок начал познавать мир, сказочный, понятный порой только ему, но это только первые шаги. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как к процессу и ведущей деятельности человека. Активным участником и деятелем в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению, стал В. В. Путин. Он, 13 июня 2014 года, подписал указ и 2015 год в Российской Федерации был объявлен годом литературы. Забота о детском чтении-это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. Дети восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы, останутся с ними на долгие годы. На собственном родительском опыте, а я мама шестилетнего сына, убеждена, что читая ребенку, например, сказки в слух, выражая текст интонацией,
голосовым тембром, мотивируешь малыша на внимание, развиваешь его воображение. Прослушав Вами прочитанную сказку он начинает анализировать и задавать кучу вопросов, на которые нужно постараться обязательно дать ответ. У моего сынишки любимая сказка «Красная Шапочка», читаем ее часто, чаще пересказываем. При этом прошу его помочь мне в пересказе и вот наша «Красная Шапочка» обретает новое сюжетное действие. Она уже не просто девочка, которую легко обманул серый волк, а девочка которая сама старается перехитрить «серого», дабы он не добрался до горячо любимой бабушки. Ребенок объясняет это тем, что бабушку нельзя обижать, она же девочка, а волк соответственно мальчик и по детскому разумению не очень хороший, точнее плохой. Мальчики должны защищать девочек, а раз у волка все наоборот то его надо наказать, потом поговорить с ним и отпустить с миром, что бы он рассказал другим как делать не надо. Железная логика. Вот он результат, ребенок начиная с анализа, с помощью взрослых, включает воображение и переносит сказочную ситуацию в нашу реальность, по- своему, по -детски, фантазируя. Это первый опыт который он приобрел от общения с книгой. Кроме сказок, есть много доступной литературы которую могли бы использовать взрослые для семейного чтения. Одним из ярких известных авторов детской литературы является Н. Н. Носов. Все знают его героя Незнайку- наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. У героев Носова можно поучится доброте, из рассказа «Дружок», учится не брать чужого и говорить правду, из рассказа «Огурцы», уважать старших и уступать младшим, из рассказа «Шурик у дедушки» и т. д. Не менее интересный и известный писатель, который очень любил писать для детей, Л. Н. Толстой. Более века назад он написал рассказы для крестьянских детей, которых обучал грамоте в своей усадьбе Ясная Поляна. В те времена детских книг не было, поэтому Толстой сам написал множество простых и понятных детям рассказов, которые до сегодняшних дней не потеряли своей актуальности и значимости. Они с малых лет развивают чувство добра и справедливости, учат с любовью и уважением относится к окружающему миру. Познакомить современных детишек с такими произведениями как «Филиппок», «Три медведя», «Птичка», «Косточка», будет весьма и весьма, не лишним. Произвести впечатления на малыша, можно и в стихотворной форме. В этом может помочь известный автор детских стихов - Сергей Михалков, с детства знакомый каждому взрослому знаменитый «Дядя Степа», «Про девочку которая плохо кушала». «Про девочку которая сама себя лечила», «Сила воли» и т. д. Знаменитая Агния Львовна Барто принадлежит к счастливой плеяде любимых авторов детских книг. Совсем юной она начала
работать в детской литературе. Читатели ее первой книжки были всего на несколько лет моложе автора. И в наше время, ее стихи мы читаем своим детям с самого рождения, кажется, что они уже больше народные, ведь спроси любого взрослого, и он не задумываясь продекламирует любимые строчки, из такого далекого не далекого детства:» Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, сейчас я упаду!» Наше поколение выросло на этих произведениях, мы их помним, знаем наизусть. При рождении ребенок- чистый лист, рисуй на нем что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком, хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые люди высокой нравственной культуры. Воспитание для ребенка-это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь и очень важно какие книги ему читают, какую музыку предлагают слушать. В дальнейшем читая любимую сказку, малыш сможет сам определить четкую границу добра и зла, будет учится защищать слабых, бороться с неудачами, совершать правильные и добрые поступки. Благодаря сказкам у ребенка формируются правильные ценности, ведь в сказках никогда не похвалят алчность, злость, ревность и другие плохие качества. Я совершенно согласна с одним известным педагогом который говорил: -Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. Заканчивая свою мысль, мне хочется только одного, Читайте своим детям! Читайте позитивную детскую литературу, которая в наше современное время стала классикой, приобщайте малышей, к совместному, семейному чтению и Вы получите море положительных эмоций от общения с детской книгой! Студентка ООО «ЦДО» Дикая О. В. 1.03. 2016 г. .