Самый большой урок в мире: "Мы разные, но мы вместе"

Автор: Шамова Наталья Владимировна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий эл "Казанская школа - интернат"
Населённый пункт: с.Казанское, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Самый большой урок в мире: "Мы разные, но мы вместе"
Дата публикации: 22.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа - интернат»

Самый большой урок в мире

«Мы разные, но мы вместе»

Шамова Н.В.

классный руководитель 5 класса

2015-2016 уч.год

Самый большой урок в мире:


«Мы разные, но мы вместе»

Цель:
Воспитание у учащихся равенства и отсутствие дискриминации, чувство уважения к людям независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей .
Задачи:
ознакомить учащихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсудить роль образования в достижении этих целей; создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, мировоззрению); развивать чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других; воспитывать уважительное отношение к своим правам и правам других людей.
Наглядные пособия:
компьютер, проектор, презентация «Все мы разные», клубок толстых ниток, карточки – задания, видеоролики.
Ход урока:

1.Вступительное слово педагога:
Приветствие, активизация внимания. Сегодня мы проведем необычный классный час - урок. Как вы думаете, почему он называется «Самый большой урок в мире?» (обучающиеся предлагают варианты). Он так называется потому, что впервые в истории нашей планеты один и тот же урок проходит сразу в более чем ста странах мира! Не только у нас здесь, в России, но и в Бразилии, в Великобритании, во многих других странах. Дорогие друзья, а вы часто задумываетесь над тем, что будет с вами через 15 лет? Кем вы станете? Как изменится двор возле вашего дома, ваш город? Наша с вами планета? Конечно, задумываться об этом важно, хотя бы иногда. Хотя бы для того, чтобы через 15 лет наш двор, город, наше будущее было таким, каким мы хотим его видеть. Давайте подумаем об этом вместе? И не только вместе вашими одноклассниками и друзьями, но и со школьниками в еще 105 странах мира!!! Посвящен он будет Общемировым целям - плану действий на ближайшие 15 лет, о котором договорились 193 страны в мире, включая Россию. И сегодня именно потому что этот урок необычный, я предлагаю вам посмотреть мультфильм! (Да, вы правильно меня расслышали, мы будем смотреть мультфильм во время урока! Итак, внимание).
2. Демонстрация анимационного фильма сэра Кена Робинсона, который

представляет общемировые цели.

Ссылка на мультфильм адрес доступа:–
3.

Обсуждение анимационного фильма сэра Кена Робинсона,

который представляет общемировые цели.
Пример обсуждения мультфильма: Мы с вами посмотрели специально созданный мультфильм о нашей планете, о ее проблемах и о том, как мы можем ей помочь. Какие проблемы стоят перед нашей планетой? Какие цели являются общемировыми? Как мы узнали из мультфильма их 17. Общемировые Цели достойной жизни (перечислены на слайде) 1. Верховенство закона 2. Отсутствие нищеты 3. Отсутствие голода 4. Равенство и отсутствие дискриминации 5. Борьба с изменением климата, вызванным техногенными причинами 6. Разумное природопользование 7. Право на чистый воздух и чистую воду 8. Возобновляемые источники энергии 9. Экономическая стабильность 10. Безопасность жизни 11. Гарантия обеспечения рабочими местами 12. Доступное жилье 13. Развитая и архитектурно доступная инфраструктура 14. Обеспечение условий здорового образа жизни 15. Внедрение инноваций 16. Качественное образование 17. Совместное достижение целей Какие из перечисленных целей вам кажутся самыми важными? (обсуждение мнений) Я хочу поговорить с вами о равенстве и отсутствие дискриминации
4. Основная часть:
Тема нашего самого большого урока «Мы очень разные, но мы вместе». - Мы все такие разные! Хорошо это или плохо – мы попробуем разобраться. Кл.руководитель: Мы вместе учимся, вместе отдыхаем, но мы разные: разные по национальности, у нас разные мечты и желания, разное здоровье. Чтобы убедиться в этом, давайте поиграем. Расскажите о себе. Учитель может начать первым.
1. «Мы разные» - игра

Расскажите о себе:  Я по национальности ………..  Я люблю……….  Я умею………...  Я мечтаю о ………… Кл. руководитель: Мир очень разный, в нем живём разные мы, непохожие друг на друга, каждый из нас любит что-то свое, мечтает по-своему, наш мир – разноцветный. Представьте на минуту, что вы оказались на планете, где люди ничем не отличаются: выглядят одинаково, думают одинаково, говорят и чувствуют как все, имя одно на всех.  Понравилась бы вам такая жизнь? Почему? Скучно жить в одинаковом мире, люди интересны своим разнообразием, непохожестью
2. Я человек
Кл.руководитель: Человек родился, маленькие комочки, они похожи, но уже отличаются, у каждого на ручке бирочка: где написан вес, рост. Затем ребенку дают имя! Жизнь начитается с нашего имени! Известный древнегреческий поэт Гомер говорил: Между живущих людей безыменным никто не бывает Вовсе, в минуту рождения каждый – и низкий, и знатный – Имя своё от родителей в сладостный дар получает. Выполним упражнение
Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич». Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление. Кл.руководитель: Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
3. Упражнение «Сходства и различия».

Кл .руководитель: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет? На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половинки, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». Далее ученики называют, а учитель записывает сходства и различия люде, живущих на планете Земля.
Нас объединяет то, что

Нас различает
Все мы люди Живем на одной планете Живем в одной, республике Учимся в одной школе, в одном классе Занимаемся одним делом Любим родителей Уважаем врослых Рост Цвет волос и глаз Одежда Знания Национальность Возраст Характер Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает?
Ученики:
(Ученики называют признаки различия между людьми) Вопросы для обсуждения: 1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества? 2. Национальность влияет на взаимоотношения людей? 3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить? 4. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей? 5. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека? 6. Как общаются между собой люди разных поколений: старшего и молодого?
Вывод:
о человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего. Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.
4. Индивидуальность
Кл .руководитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.
Игра «А я считаю так…»
Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт делает шаг вправо, где (+), если не согласен влево, где (-), если у вас
нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.  весна лучше осени;  самый классный мультик «Скупи Ду»;  самый важный предмет – математика;  играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;  лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;  самое прекрасное домашнее животное – кошка;  самая классная музыка – хип-хоп;  заниматься рыбалкой – старомодно;  лучше трудиться, чем идти на прогулку;  война – это всегда плохо;  учиться без «2» и «3» невозможно;  лучше быть в школе, чем сидеть дома.
Вывод:
Не все в людях нам нравиться. Порою, поведение, привычки, реакции на что–то других людей нас выбивают из равновесия, а иногда даже раздражают. Но мы должны научиться быть терпимыми к окружающим, уважать индивидуальность каждого человека вокруг нас. Хорошо ли мы знаем друг друга? Иногда, долго общаясь друг с другом, проводя в школе вместе много времени, мы не знаем человека по-настоящему. Посмотрим на отношение друг к другу внимательно.  Приятно когда тебя окружают внимательные и заботливые люди, когда тебе говорят добрые слова, но «чтобы поверить в добро, надо начать его делать» Давайте прямо сейчас попробуем сделать наш мир хоть капельку лучше и добрее.
5. Особые люди, кто они?
- Часто вы видите по телевизору видеоролик со словами «Инвалид, на инвалид – люди так не делятся» - Ребята, кто такие инвалиды? (ответы учащихся) Людей с инвалидностью, особенностями развития не нужно считать больными. Они просто другие, у них разные возможности, но равные (такие же как у нас с вами) права. Человек с детским церебральным параличом (аутизмом, синдром Дауна) – не болен. Он просто другой. Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Человеку с инвалидностью нужна обычная жизнь, такая же, как у его друзей, одноклассников и соседей. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями. Таким людям нужна поддержка окружающих, государства для того, чтобы передвигаться, общаться, обучаться.  Приведите пример создания в школах безбарьерной среды
(строительство пандусов, оборудование лифтом, тактильной плиткой, крупными надписями, бегущей строкой и т.д.) У каждого человека есть права. Например, право на имя, право на жизнь, право на образование, право на труд, право на отдых. Эти права одинаково принадлежат всем людям, независимо от того, есть ли у человека инвалидность или нет.
Демонстрация ролика «Инклюзивное образование: Что это такое?
Обсуждение преимуществ инклюзии для общества и поддержки, которую могут оказать своим товарищам с особенностями в развитии одноклассники.
6. «Клубочек» - игра
Учитель берет клубок в руки. Кл .руководитель: Передавая этот клубок, скажите своему однокласснику «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне понравилось, как ты…». Первым произносит фразу учитель, далее клубок передается следующему, но начало нитки остается в руках у учителя. В конце, пройдя через руки всех участников, клубок возвращается к учителю, нить замыкается.  Приятно ли тебе говорить добрые слова другим людям?  А слышать о себе приятные слова? Кл .руководитель: В этом разноцветном мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда важно помнить об этом. Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку (на этих словах можно ножницами разрезать между 2-3 учениками нить) и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам. И закончить сегодня наш разговор, хочется обращением Василия Александровича Сухомлинского. Пусть эти слова будут вам напутствием, советом в вашей дальнейшей жизни. Заключение: Слайд – прочитайте «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека .»
5.Вывод:


Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее. Видеообращение Натальи Михайловны Водяновой создатель фонда
«Обнаженные сердца» (файл «Наталья Водянова») Наше общество, уважает всех и ценит разнообразие, принимает отличия одних от других и активно борется с дискриминацией и предубеждениями. Дети с особенностями многому могут научиться от сверстников без инвалидности. Ребята, у которых есть возможность играть и учиться вместе с детьми с особенностями, растут более ответственными, внимательными, готовыми прийти на помощь. Итог нашего урока:
Мы разные – в этом наше богатство.

Мы вместе – в этом наша сила
Бонус – видеоклип Д. Билана с участием Н. Водяновой «Не молчи» Ссылка на клип, адрес доступа: Обсуждение просмотренного клипа. Кл .руководитель:
6. Рефлексия.
 Кто такие люди с особыми потребностями?  Кто такие инвалиды?  Что такое инклюзивное общество?  Что полезного для себя вы извлекли из сегодняшнего разговора?  Что нового открыли?  Что вас особенно удивило?  Не хотели бы вы поделиться с кем-нибудь опытом, который приобрели сегодня?