"Екатерина Великая"

Автор: Звягинцева Алина Викторовна
Должность: студентка
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: конспект по окружающему миру
Тема: "Екатерина Великая"
Дата публикации: 14.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Дата:
19.04.16
Предмет:
Окружающий мир
Класс:
4 «А»
Студент:
Звягинцева Алина
Учитель:
Годунова Л.Н.
Руководитель практики:
Медведева Н.В.
Тема: «
Екатерина Великая»
Тип урока:
ОНЗ
Цель:
познакомить обучающихся с жизнью России во времена правления Екатерины II.
Задачи:

Образовательные:
сформировать представление обучающихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, связную речь.
Воспитательные:
воспитывать любовь к живописи и интерес к истории; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность в групповых взаимодействиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Знают о жизни России во времена правления Екатерины II.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи, контроль результата на основе сравнения с эталоном.
Познавательные:
построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний.
Личностные УУД :
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.
Средства обучения:
Учебник Окружающий мир. 4 класс 2 часть. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., компьютер, презентация.

Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.
Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, дети. «Говори так, чтобы надолго стало.»
(слайд 1)
- Как вы понимаете эту пословицу? - Кто думает по-другому?
Размышляют:
Говори то, что люди запомнят, чтобы это стало мудростью. Ведь слово является физически мощной силой.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, расскажи о детских годах Михаила Васильевича Ломоносова.
(слайд 2)
- Кто может дополнить? - Расскажи о годах учебы. - В чем были трудности во время учебы?
Детские годы
Родился М.В. Ломоносов в 1711г. в Архангельской губернии. Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умным, предприимчивым, первым в том крае построил и оснастил по - европейски на реке Двине -ГАЛИОТ - парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. Мать Елена Ивановна умерла очень рано. По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли “зуйка”. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.
Годы учебы.
В декабре 1730 года Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву. В январе 1731 года поступил в Славяно–греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов, и в декабре 1731 года был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он Академию в 1735 году. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день:
- Каковы заслуги Ломоносова? - Найдите на слайде изобретения Ломоносова.
(слайд 3)
Книга “Российская грамматика”; термометр, «Полярная карта», телескоп, мозаичная картина «Полтавская битва». 1 копейка - на хлеб; 1 копейка - на квас; 1 копейка – на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.
1.Открытия в области литературы, поэзии:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил
книгу “Российская грамматика”;
б) выпустил “Риторику”; в) в 1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.
2.Открытия в области физики:
а) открыл закон сохранения материи; б) сконструировал
термометр;
в) изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
3. Открытия в области химии:
а) открыл первую в России химическую лабораторию; б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс; в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.
4. Открытия в области астрономии:
а) открыл атмосферу на Венере; б) построил
телескоп.

5. Открытия в области географии:
а) составил
“Полярную карту”;
б) разработал приборы для морского кораблевождения; в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.
6. Открытия в области геологии:
а) теория о возникновении металлов и минералов; б) “О причине землетрясений”.
7. Открытия в области истории:
а) закончен 1-ый том Российской истории. б) составил “Краткий летописец с родословием”.
8. Ломоносов – просветитель:
а) написал статью о должности журналистов; б) составил проект учреждения Московского университета; в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.
9. Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин; б) изготовил 40
мозаичных картин; в том числе

“Полтавскую битву”;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.
(слайд 4,5)
КТРН ВЛК - Ребята, что вы о ней знаете? - Как вы думаете, почему я показала ее портрет? - Какие задачи перед нами стоят? - Сегодня мы познакомимся не только с императрицей Екатериной Великой, но и с выдающимися людьми
Отвечают:
Екатерина Великая - На уроке мы будем знакомиться с Екатериной Великой - Узнать о годах ее жизни, какой вклад она внесла.
Суворовым и Ушаковым. - Посмотрите на портрет императрицы, что вы можете о ней сказать? Как вы думаете, какой характер у нее был? Что нам показывают ее глаза? - Открывайте учебник на странице 105, проверим подтвердились ли наши слова. Среди положительных качеств Екатерины можно отметить трудолюбие, упорство, ум и интуицию, любознательность и умение разбираться в людях.
- Задание:
Откройте учебник на странице 92 -93, найдите на карте территорию и границу России в конце 18 века.
(слайд 6)
Какие сведения сообщает карта об экономике России в конце 18 века?
Физкультминутка:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
Выполняют физические упражнения.

4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Кто является основателем Санкт- Петербурга? - Как вы думаете, императрица сделала что-нибудь для этого города? -Правильно, ребята! Какие изменения произошли при Екатерине II? Открываем учебники на странице 106.
(слайд 7,8,9,10),

(

слайд 11,12,13),

Медный Всадник

Установка памятника «Медный всадник» -

памятника Петру Первому
состоялась
в 1782 году
по приказу Екатерины Второй. Надпись на памятнике Медный всадник - памятнике Петру Первому: «Петру I Екатерина II Лета 1782» на русском, а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров. По повелению императрицы, князь Голицын, выписал из Франции скульптура Этьена Фальконе. Скульптор был широко известен во Франции, а русскому императорскому двору его рекомендовали такие мастера как Вольтер и Дидро. Перед Фальконе стояла трудная, но интересная задача. Мастеру предстояло изготовить величественный, красоты неописуемый памятник Петру I, который был хорошо известен в Европе. Русского императора в Старом свете хорошо знали и уважали. Фальконе прекрасно понимал, какой груз ответственности ложится на его плечи. Памятник должен был символизировать победу человеческого разума и воли над дикой природой. Камень олицетворял дикость природы, варварство, поэтому работы, проведенные Фальконе по полированию - Петр 1 - Сделала На главной площади возник Медный всадник, Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты, был возведён Зимний дворец.
Читают отрывок из поэмы:
Редеет мгла ненастной ночи И бледный день уж настает... Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури... И спорить стало ей невмочь... Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод. Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело — воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен. Осада! приступ! злые волны,
камня, вызвали критику со стороны современников. Александром Сергеевичем Пушкиным была написана поэма «Медный всадник» в 1833. Отрывок из поэмы: Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждёт казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией / Царям не совладеть». Два основных персонажа, два героя, определяющих две сплетенные между собою и сталкивающиеся идейно- тематические линии: первый из героев — Петр Великий, «могучий властелин судьбы», «строитель чудотворный», создатель города «под морем», продолжающий как личность жить и после смерти в памятнике, давшем поэме ее заглавие; другой — Евгений, мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода, опустившийся до мещанского уровня, «ничтожный герой», вошедший в 30-х годах в творческий кругозор Пушкина из окружающего быта. Эти два, казалось бы, неизмеримо далеко стоящих друг от друга героя оказываются связанными событием, самая возможность которого вызвана «волей роковой» «державца полумира», — петербургским наводнением 7 ноября 1824 г., погубившим не только счастие, но и самую жизнь Евгения. Угроза, брошенная «кумиру» безумцем в момент внезапного и «страшного» прояснения мыслей, и вызванный ею мгновенный гнев «грозного царя» составляют кульминацию поэмы. Вокруг этого момента вращаются уже второе столетие все разнообразные попытки ее истолкования. Но наводнение, по-видимому, является тем моментом, от которого нужно начинать творческую историю «Медного Всадника». Петербургское наводнение произошло 7 ноября 1824 г. — сильнейшее наводнение в истории города.
Зимний дворец
Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Строительство Зимнего дворца началось еще при Петре I. Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется
Дворцовой
. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра - императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нём она так и не успела. При Екатерине II в линию с Зимним дворцом были построены три здания, вошедшие в ансамбль императорской резиденции: Малый Эрмитаж с Висячим садом, Старый Эрмитаж – здание для размещения художественных коллекций и библиотеки, Эрмитажный театр, созданный в 1783–1789 годах. Никогда жизнь Зимнего дворца не отличался такой роскошью, как при правлении Екатерины Великой. Двор императрицы «был местом свидания всех государей и всех знаменитых лиц её века». В наиболее грандиозных приёмах и церемониях, посвящённых главным церковным праздникам и памятным датам, принимали участие до восьми тысяч приглашённых. Число обитателей Зимнего дворца в то время вместе с прислугой составляло около трёх тысяч человек. Со времён Екатерины II в резиденции ежегодно отмечались праздники российских орденов в дни святых, имена которых они носили: апостола святого Андрея Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Народ Зрит божий гнев и казни ждет. Увы! всё гибнет: кров и пища! Где будет взять? В тот грозный год Покойный царь еще Россией Со славой правил. На балкон, Печален, смутен, вышел он И молвил: «С божией стихией Царям не совладеть». Он сел И в думе скорбными очами На злое бедствие глядел. Стояли стогны озерами, И в них широкими реками Вливались улицы. Дворец Казался островом печальным. Царь молвил — из конца в конец, По ближним улицам и дальным В опасный путь средь бурных вод Его пустились генералы Спасать и страхом обуялый И дома тонущий народ.
Первозванного, великого князя святого Александра Невского, святого Георгия Победоносца, равноапостольного святого князя Владимира. На эти торжества приглашали всех кавалеров ордена, находившихся в тот момент в Санкт-Петербурге. Императрица Екатерина II умерла в Зимнем дворце 6 ноября 1796 года.
- Прочитайте текст на странице 107- 108 и ответьте на

вопросы: (слайд 14)
- Кто был поддержкой и опорой русских государей? Кто такие дворяне? - Кто такие крепостные крестьяне? - Кто поднял крестьян на восстание? - А сейчас настало время поговорить о помощниках Екатерины Великой.
(слайд 15,16)
- Прочитайте текст на стр. 108-110 учебника. Назовите личные качества военачальников. - Дворяне - Люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. - Крестьяне, «прикрепленные» к своим владельцам.
-
Емельян Пугачев
Александр Васильевич Суворов
. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы - уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 году был произведён в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимус – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».
Фёдор Фёдорович Ушаков,
флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провёл Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции Мужество, решимость, бесстрашие, преданность родине
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Кто такая Екатерина Великая? Что мы можете о ней рассказать? - Молодцы! - Открываем тетрадь на странице 37 № 1. - Выполните самостоятельно. Проверим, как вы выполнили номер. - Следующий №2. Выполните его самостоятельно. - Проверим, как вы выполнили номер. - Следующий №3. - Вы можете открыть учебник и еще раз перечитать на странице 108-110. - Работая в парах, выполните №4. - Проверим, как вы его выполнили.
При Петре:
Основание Санкт- Петербурга, открытие в России первого музея, русские корабли вышли в Балтийское море.
При Екатерине:
воздвигнет в Санкт- Петербурге Медный всадник, Открытие народных училищ и Воспитательного дома, на черном море появился русский флот «Медный всадник» сооружен при Екатерине Великой. Стоит в Санкт- Петербурге на Сенатской площади, - Суворов, Ушаков. Одержали блестящие победы в войне с Турцией.

Блицопрос: (слайд 17-21)
- Кто стал продолжателем дел Петра I?
-
Сколько лет царствовала Екатерина II? - Как ее стали называть? - Чем отличалась Екатерина? - Какой редкий дар был у Екатерины? - Екатерина II - 34 года - Великая - Трудолюбием, сильным характером и острым умом. - Выбирать себе помощников и советников
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Д/з: с. 105- 111 прочитать текст.

Подготовить сообщения об А.В. Суворове, Ф.Ф.

Ушакове.

Организует рефлексию учебной деятельности.
-Что нового вы узнали на уроке? - Какие изменения произошли при Екатерине Великой? Продолжите:
(слайд 22)
- Хотелось бы посетить…. - Теперь я знаю, что… - Мне больше всего удалось… - Мне было трудно… - Больше всего мне понравилось… Молодцы, вы хорошо поработали! -Урок окончен.
Участвуют в рефлексии.

Учитель:

Руководитель практики:

Оценка: