"Русские народные инструменты"

Автор: Скокова Надежда Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "ООШ №6"
Населённый пункт: город Ухта Республики Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Русские народные инструменты"
Дата публикации: 22.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Класс:__4 Преподаватель: Скокова Надежда Ивановна.

Тема урока

: «Русские народные инструменты»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой

информации знаний на творческом уровне средствами технологии

проблемного обучения.

Цели урока:
Изучить музыкальные инструменты
Задачи урока:
Дидактические:  осознать значимость любого музыкального инструмента с исторической точки зрения и его развитие в социальном отношении (преемственность). Воспитательные:  воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать народную музыку;  воспитание позитивного отношения к искусству; Развивающие:  развивать художественный, музыкальный, эстетический вкусы;
Тип урока: изучение нового материала
.
Форма урока: информационный проект
.
Методы:
словесный, наглядно-слуховой, анализ.
Оборудование:
 презентация,;  аудиозаписи русских народных инструментов.
Формы организации учебной деятельности: проектная
, работа в парах, группах.
Методы обучения:

1.

по виду источника информации:
 словесные (объяснение, беседа с учащимися)  наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
Формирование УУД
На этапе оргмомента: Коммуникативные (слушать и понимать речь других); На этапе выбора темы: Познавательные общеучебные, коммуникативные, Личностные (осознание учащимися смысла учения)
На этапе планирования: Познавательные (постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера); - Регулятивные планирование; -Регулятивные прогнозирование (предвосхищение результата) На этапе исследования: Регулятивные - целеполагание, - прогнозирование, - контроль, - коррекция, - саморегуляция; Коммуникативные; Познавательные. На этапе представления: Регулятивные саморегуляция; Коммуникативные; Познавательные На этапе рефлексии: Регулятивные контроля и оценки, самооценки, коммуникативные совместной деятельности.
Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент
Приветствие учителя Приветствие учеников
2. Актуализация
Звучит русская народная музыка. Ребята назовите мне пожалуйста с какими словами у вас ассоциируется Русская народная песня; жанр; народные напевы; звуки балалайки, звук ложек и т.д
прослушанное произведение? Очень хорошо, что вы усвоили темы уроков, которые у нас уже были. Как вы определили, что это именно русская народная композиция? можно различить звуки ложек, балалайки, мелодичная, веселая...
3. Целеполагание

и мотивация

Цель

Задачи
Давайте обобщим все ваши ответы. Что можно услышать в русской композиции? Правильно, именно с русскими инструментами будет связан наш урок. Давайте сформулируем тему урока. Что же мы можем узнать о русских инструментах? Из появившихся вопросов, мы можем составить задачи на наш урок.. Давайте их озвучим.
Изучить народные

инструменты

- Для достижения цели

нам необходимо

поставить задачи.
Будем
ИЗУЧАТЬ
: инструменты и их историю
РАЗВИВАТЬ
: память, мышление, внимание, логику, применять, полученные знания на практике Можно услышать звуки народных инструментов. «Русские народные инструменты» Как выглядят народные инструменты? Как звучат русские инструменты? Как появились русские инструменты? формулируют задачи урока. Узнаем какие инструменты есть в русском народном творчестве. Об истории инструментов мы узнаем из наших мини-проектов. Будем учиться различать звуки различных инструментов. Вспомним, какое значение играет народное творчество в жизни русского народа

ВОСПИТЫВАТЬ
: эстетическое отношение к народному искусству
4. Изучение

нового материала
В летописях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке. Карамзин в “Истории Российского государства” пишет:”Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение их жизни есть музыка и что они берут обыкновенно в путь не оружие, а кифары или гусли им выдуманные”. С течением времени интерес к русским музыкальным инструментам не угас. Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления:  струнные  пневматические язычковые  духовые  ударные Давайте мы с вами познакомимся с различными инструментами. К уроку вы подготовили сообщения и оформили Ученики представляют свои проекты. (Приложение)

Первичное закрепление

с проговариванием во

внешней речи
их на листах. После каждого выступления звучат комментарии учителя, демонстрируется презентация и прослушивается звук инструмента, о котором шла речь в выступлении Теперь давайте распределим на группы инструменты по их классификации. Сейчас вы парами заполняете таблицы, на ваших партах. Учитель вызывает двух учеников к доске, сделать эту же работу на доске. (На доске та же таблица, предлагается прикрепить названия народных инструментов в соответствующую графу) Молодцы, вы внимательно слушали своих одноклассников и хорошо справились с заданием. А теперь давайте вспомним композицию, которая звучала в начале урока. Сможете ли вы распознать, какие инструменты здесь звучат. Скажите пожалуйста, можем ли мы встретить На листочках у учеников таблица с группами инструментов. Они заполняют эту таблицу в парах. Пара у доски выполняют задание Все вместе обсуждают результаты, исправляют ошибки Внимательно слушают, распознают звуки. Называют инструменты. Скорее всего нет.
эти инструменты в творчестве другого народа? Почему? Какой вывод здесь напрашивается? Следовательно, изучать, сохранять традиции, изучать быт русского народа необходимо. Но для чего? Действительно, изучая предметы творчества русского народа мы изучаем и его историю, а значит мы сможем ее сохранить. Народ, забывший свою историю, теряет смысл своего существования и растворяется среди других народов. Каждый человек должен не только помнить события собственной жизни, но и знать историю своего народа, историю культуры, историю человечества. У них свои народные инструменты. Из народного творчества складывается культура народа, его своеобразие, индивидуальность. Чтобы развивать культуру русского народа.
5. Рефлексия учебной

деятельности.
Подведем итог нашего урока. Мы выполнили, поставленные задачи ? ИЗУЧИЛИ русские народные инструменты и их историю. Да Гусли, балалайка, баян, рожок, ложки, трещетка, бубен, жалейка
Перечислите их. - Вы будете использовать, полученные знания в своей жизни? (РАЗВИВАЮЩАЯ) Зачем нужно изучать предметы творчества русского народа? (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ) Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. - Оцените свои знания на конец урока, у вас на столах бубны. Синий – узнал на уроке много; Желтый – узнал, но не все Красный – ничего не узнал. да для того чтобы изучать культуру и творчество русского народа
6. Домашнее задание
Приложение Гусли Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой. На гуслях
играли богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. С музыкальной культурой духовенства связаны гусли – псалтырь (шлемовидные). Была распространена среди скоморохов, в XVII веке после указа Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожений суеверий” почти исчезают. В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола постоянным 12-13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так называемые “клавишные” гусли. Они снабжены одноактавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают любой аккорд, а другой проводят по струнам плектором из твердой кожи. Балалайка. Произошла от слова “балакать” - значить пустозвонить. Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого. В 1715 г., при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка.
Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление которых состоялось в 1888г. в Петербурге. Затем сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.
Баян. Разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и назван в честь сказителя Бояна. Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Саратовские имеют в конструкции колокольчики. Вятские кустари добавили ряд кнопок. Все перечисленные инструменты назывались – тальянки. Они на разжим и сжим издавали разные звуки. В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны. Особенность их в том, что в левой клавиатуре нет готовых аккордов. Это расширяет музыкальные исполнительские возможности инструмента.
Рожок. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы. Первые письменные свидетельства о рожке появляются во II половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина, Гасри. Впервые рожок подробно исследован Н.Приваловым. В конце XIX в. Были успешные выступления хора рожечников под управлением Н.Кондратьева из Владимирской области. В настоящее время рожки вводятся в состав оркестра русских народных инструментов.
Жалейка Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная. Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний конец надет раструб из бересты или из коровьего рога. Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый. Поэтому некоторые исследователи связывают название инструмента с “желями” или “жалениями” - поминальным обрядом. Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек, вставленных в один общий раструб.
Ложки Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукоятке которой привязывали бубенчики. Время возникновения на Руси ложек, как музыкального инструмента пока не установлено. Подробные сведения о них появились в XVIIIв. И свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян и скоморохов. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твердых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большой величины. От того, что размеры разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте. Существует множество приемов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной “наковальней” по которой бьют третьей ложкой. Бьют скользящим ударом с одной чашки на другую. Получается все время многозвучный ажурный Ритмический рисунок. В наше время ложки узаконили свое место не только в самодеятельности, но и на профессиональной сцене.
Бубен Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью. Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к Х в (960 г) и включено описание князя Святослава Игоревича. Бубен ратный представлял собой котел с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги – колотушки в виде кнута, с плетеным шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат. Предполагают, что русские набаты были огромных размеров. Для их перевозки использовались четыре лошади. А звук, точнее грохот извлекали одновременно 8 набатчиков. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающие врага грохот. В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи. Они использовали бу4буен в ансамбле с балалаечникам и ли гармонистами. Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на инструменте: “Народные виртуозы при игре на бубне выделывают фокусы, подбрасывая его высоко, затем бьют бубной по своим коленям, то ударяя по голове, подбородку”.
Трещетки Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных свидетельств упоминания в древней Руси этого инструмента нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поведкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в ХII веке. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами , иногда бубенчиками. На свадьбе кроме музыкальной функции бубен носил мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. Состоят трещотки из набора 18-20 - тонких дощечек длиной 16 – 18 см, сделанных обычно из дуба, соединенных между собой веревкой, продетой в отверстия в верхней части дощечек.. Для того, чтобы дощечки вплотную прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной 2 см. Трещотку берут за концы в обе руки, плавным движением платины ударяются друг о друга издавая сухой щелкающий звук. Широкое применение получили в оркестрах русских народных инструментах.
Русские народные Русские народные инструменты инструменты Проект 4 класс Проект 4 класс