" РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ "

Автор: Большакова Людмила Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №87"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ "
Дата публикации: 14.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАБОТА

КЛАССНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ

И

ЕГО

РОЛЬ

В

УЧЕБНО
-
ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

В
10 «
А
»
КЛАССЕ

МБОУ

СОШ


87
ИМЕНИ

Н
.
М
.
ЩЕРБАКОВА

Г
.
РОСТОВА
-
НА
-
ДОНУ
.
В основу работы классного руководителя должны быть положены следующие ИДЕИ : 
ЛЮБОЙ ребенок ХОЧЕТ быть хорошим, но

нуждается в ПОМОЩИ: в помощи по выбору

жизненных ориентиров, в признании, уважении,

любви окружающих.

ребенок воспитывает, строит себя САМ.

воспитывают не классные часы, не

морализирование, а совместная и

индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, переживания,

отношения, чувства.

воспитывает только тот ПЕДАГОГ, которого дети

УВАЖАЮТ, ЛЮБЯТ, которому тайно или явно

ПОДРАЖАЮТ.


Основные

ЗАДАЧИ

классного

руководителя
: 
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАЗВИТИЕМ воспитанника, СОЗДАНИЕ

УСЛОВИЙ для формирования личности, способствующих

раскрытию способностей ученика и их развитию совместно с

семьей.

ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТЕЙ, интересов, дарований ребенка с

целью СОЗДАНИЯ для него СИТУАЦИИ УСПЕХА.

ОРГАНИЗАЦИЯ всех видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, вовлекающей

учащихся в общественно-ценностные отношения.

Содействие воспитаннику в СОБЛЮДЕНИИ его ПРАВ и

СВОБОД.

СОЗДАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА как среды,

обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ всех воспитательных сил.


аналитические



прогностические

ФУНКЦИИ

классного руководителя

организационно-

коммуникативные

координационные


АНАЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

классного руководителя

изучение индивидуальных особенностей каждого

ребенка или подростка,

изучение и анализ состояния и условий семейного

воспитания каждого воспитанника,

анализ и оценка уровня воспитанности личности и

коллектива,

изучение и анализ становления и формирования

коллектива класса,

изучение и анализ воспитательных влияний

окружающей среды на учащихся, анализ

воспитательной ценности проведенного дела.


ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

классного руководителя

предвидение результата намеченного дела или

воспитательного воздействия,

прогнозирование уровней индивидуального

развития учащихся,

определение ближних и дальних перспектив

жизни и деятельности каждого воспитанника и

коллектива,

предвидение последствий складывающихся в

детском коллективе отношений (между

воспитанниками, между педагогами и

воспитанниками, между воспитанниками и

родителями и т.д.)


ОРГАНИЗАЦИОННО-

КООРДИНИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ

помощь воспитанникам в учебной деятельности,

помощь в планировании и организации общественно значимой

разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с

возрастными потребностями,

развитие классного самоуправления с целью привития навыков

самоорганизации, ответственности, умения принимать жизненные

решения,

индивидуальное педагогическое воздействие на каждого учащегося и

коллектив в целом,

содействие воспитанникам в получении дополнительного образования

через систему кружков, клубов, секций, объединений как в школе, так и

вне ее,

организация взаимодействия с семьями учащихся,

организация работы малого педсовета по проблемам учащихся своего

класса, посещение уроков учителей-предметников,

содействие профессиональному самоопределению выпускника,

подведение к осознанному выбору профессии,

ответственность за жизнь и здоровье детей во время внеурочных

мероприятий,

организация питания, дежурства по классу, школе, летней трудовой

практики, других трудовых дел,

ведение классной и индивидуальной документации в соответствии с

предъявляемыми требованиями и др.


КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

классного руководителя



построение оптимальных взаимоотношений:

«учитель-ученик», «учитель-родители»,

«родители-ученик»,

помощь в установлении и регулировании

межличностных отношений в детской и

подростковой среде, в развитии навыков

общения, помощь в социальной адаптации, в

завоевании признания, удовлетворительного

социального статуса,

содействие установлению и поддержанию

благоприятного психологического климата в

коллективе в целом и для каждого отдельного

воспитанника в классе.

ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
познавательная,

ценностно-ориентационная,

общественная,

эстетическая,

досуговая.

ГЛАВНЫЕ СРЕДСТВА (МЕТОДЫ, ТИПЫ) воспитательного воздействия 
слово,

переживание,

деятельность,

игра,

психологические упражнения (тренинг).


Типы форм воспитательной

работы

-

Словесно-логические формы: беседы на самые разные темы,

классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр.

Главное – обмен информацией, обсуждение проблем.

- Образно-художественные формы: концерт, спектакль, праздник и

пр. Главное – сильные, глубокие и облагораживающие

коллективные эмоции.

- Трудовые формы: организация ученической взаимопомощи,

выпуск стенгазет, организация ярмарок и пр. Главное –

формирование труд. навыков, создание ситуации успеха для

каждого ученика, формирование коллектива.

- Игровые (досуговые) формы: спортивные соревнования,

различные конкурсы, викторины, деловые игры и т.п. Совмещают

различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

- Психологические формы: психол. тренинги, методы практической

психологии, индив. и групповой психотерапии, консультации.

Важно: участие специалиста-психолога

.


ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ

классного руководителя

получать регулярно информацию о физическом и психическом

здоровье детей,

контролировать посещаемость занятий и учебные успехи

каждого ученика с целью оказания своевременной помощи,

координировать работу учителей-предметников, оказывающих

воспитательное влияние на его учащихся (педагогические

консилиумы, малые педсоветы и т.п.),

определять (совместно с психологом, социальными

работниками, медиками) программы индивидуальной работы с

детьми и подростками,

приглашать родителей в учебное заведение,

определять свободно индивидуальный режим работы с

детьми,

создавать собственные воспитательные системы и программы,

применять новые методы и приемы воспитания,

руководствуясь единственным принципом «не навреди».


Классный руководитель

НЕ ИМЕЕТ ПРАВА

- унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его

действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки

и т.д.,

- использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика,

- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное

воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение,

- использовать семью (родителей или родственников) для

наказания ребенка,

- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном

свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.


Классный руководитель ОБЯЗАН

- организовать учебно-воспитательный процесс в классе,

- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и

общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими

группами и коллективами,

- изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности,

- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников,

осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию,

в сложных ситуациях информировать об этом администрацию,

- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем,

- содействовать социальной и правовой защите их прав,

- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной

работы,

- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей

учащихся, специалистов различных областей науки, искусства,

- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам

педагогики, психологии, теории и практики воспитания.


Классный руководитель

ДОЛЖЕН УМЕТЬ
-
общаться с детьми, поощряя детскую активность,

ответственность, подавая собственный пример

деловитости и ответственности,
-
видеть и формулировать свои воспитательные

цели,
-
составить план воспитательной работы в

собственном классе,
-
организовать воспитательное мероприятие:

беседу, диспут, экскурсию, поход, классный

вечер, классный час и т.д.,
-
организовать и провести родительское собрание,
-
пользоваться психолого-диагностическими

тестами, анкетами, опросниками и корректно

использовать их в воспитательной работе.


ЕЖЕДНЕВНО

Работа с опаздывающими и

выяснение причин отсутствия

учащихся.

Организация питания

учащихся.

Организация дежурства в

классном кабинете.

Индивидуальная работа с

учащимися.


ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

Проверка дневников учащихся.

Проведение мероприятий в

классе (по плану).

Работа с родителями (по

ситуации).

Работа с учителями-

предметниками (по ситуации).

Встреча со школьным

медработником по справкам о

болезни учащихся.


ЕЖЕМЕСЯЧНО

Посещение уроков в своем

классе.

Консультации у школьного

психолога.

Встреча с родительским

активом.

Консультации у зам.директора

по ВР, сдача информации по

пропускам уроков.


ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ

Оформление классного журнала

по итогам четверти.

Сдача отчета по успеваемости и

неуспевающим учащимся.

Участие в заседании ШМО

классных руководителей.

Анализ выполнения плана

работы за четверть, коррекция

плана ВР на новую четверть.

Проведение родительского

собрания.


ОДИН РАЗ В ГОД

Проведение открытого

мероприятия.

Оформление личных дел учащихся.

Анализ и составление плана

работы класса.

Статистические данные по классу.


КРИТЕРИИ оценки деятельности

классного руководителя

- упорядоченность жизнедеятельности класса,

- наличие и уровень зрелости классного

коллектива,

- общий психологический климат класса,

- социальная защищенность каждого ученика и его

комфортность,

- реальный рост воспитанности и общей культуры

учащихся, их интеллектуальное, нравственное,

эстетическое, правовое, половое, а также

мировоззренческое развитие,

- активная позиция классного руководителя,

- участие в опытно-экспериментальной или

исследовательской работе,

- вовлечение родителей учащихся в дела классного

коллектива.


ИТОГИ деятельности

классного руководителя

подводятся на основании

- анализа воспитательного плана и записей в нем,

- анализа анкет, данных учащимся в начале и конце

года,
-
анализа материалов собеседования с классным

руководителем по должностным обязанностям в

конце года,

- анализа материалов посещения руководством

школы воспитательных мероприятий в течение

года,

- анализа участия класса в общешкольных делах.

Классный руководитель 10 «А» класса в 2015/2016 учебном году МБОУ СОШ №87 г.Ростова-на-Дону Большакова Людмила Николаевна