"Способы создания экспрессивности в лирике С.А.Есенина"

Автор: Коробова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Тацинская СОШ№1
Населённый пункт: ст.Тацинская, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Способы создания экспрессивности в лирике С.А.Есенина"
Дата публикации: 22.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Способы создания экспрессивности в лирике С.А.Есенина. Цель: изучение стилистических средств в лирике С.А.Есенина. Общая цель достигается решением частных задач: 1) Описанием средств и способов создания экспрессивности; 2) Анализом структуры и семантики различных стилистических средств в произведениях цикла «Персидские мотивы». Объектом исследования являются тексты произведений цикла «Персидские мотивы», датируемые 1924-1925 гг. Предметом исследования являются разноуровневые средства создания экспрессивности в лирике С.Есенина. Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов для изучения на уроках литературы. Ход проекта 1. Изучить творчество поэта. 2. Определить, какие изобразительно-выразительные средства наиболее часто используются в стихотворениях С.А.Есенина. 3. Создать альбом «……» 4. Сделать вывод о способах создания экспрессивности в творчестве поэта. Поэта создает эпоха. Чем убедительнее воспроизводит поэт эти особенности своей эпохи, тем весомее его вклад в историю искусства своего народа и мировую культуру. Творчество такого поэта влияет на особенности языка художественной литературы. Именно так убедительно воспринимается творчество выдающегося русского поэта Сергея Есенина Популярность поэзии Есенина – редкий, счастливый удел поэта. Любовь к его поэзии непререкаема, устойчива, всеохватывающа. Сменилось не одно поколение, прошли десятилетия, а стихи Есенина нисколько не утратили своего обаяния. В чем истоки этой загадки? Основы поэтики Есенина народные: ритмическое сходство с народными песнями, частушками, мелодичность стиха, постоянные эпитеты, обилие повторов, кольцевое построение стихотворений. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной: «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа…»
В 1924-1925 гг. на Кавказе Есенин написал цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». В цикле «.» Есенин пользуется разноуровневыми средствами усиления выразительности. Наиболее частотными являются сравнения. Самыми распространенными являются сравнительные обороты с союзом «как». И ответил мне меняло кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят. Или: И не мучь меня заветом, У меня заветов нет. Коль родился я поэтом, То целуюсь, как поэт. Иногда конструкции с союзом «как» являются доминирующим средством создания экспрессивности. Они используются на протяжении большого контекста. Лугом пройдешь, как садом, Садом – в цветенье диком, Ты не удержишься взглядом, Чтоб не припасть к гвоздикам. Лугом пройдешь, как садом. Встречаются сравнительные конструкции и с компонентом «словно». Я приехал не от скуки – Ты меня, незримая, звала. И меня твои лебяжьи руки Обвивали, словно два крыла.
Наиболее любопытными, как нам представляется, выглядят сравнительные конструкции, в которых сопоставление наблюдается на смысловом уровне. В таких оборотах часто опущен сравнительный союз. Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют. Или: Ну, а этой за движенья стана, Что лицом похожа на зарю, Подарю я шаль из Хороссана И ковер ширазский подарю. Достаточно экспрессивны сравнительные конструкции с отрицательными частицами. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Еще одним важным средством усиления изобразительности, которое встречается в произведениях «П.М.», являются конструкции с обращениями. 1. Имена собственные Шаганэ ты моя, Шаганэ! 2. Сущ-е, указывающие на национальность адресата Разве ты не хочешь, персиянка, Увидать далекий синий край? 3. Сущ-е, называющие лицо по отношению к ситуации Угощай, хозяин, да не очень.
Не менее употребительными являются конструкции с прямой речью. Чаще всего это мысли лирического героя, либо самого автора. Ты пропела: «За Евфратом Розы лучше смертных дев». Если был бы я богатым, То другой сложил напев. Или: Но, горя ревнивою отвагой, Будет вслух насвистывать до дома: «Ну и что ж, помру себе бродягой, На земле и это нам знакомо». В качестве говорящего в стихах Есенина иногда выступают неодушевленные предметы. «Отчего луна так светит грустно?» - У цветов спросил я в тихой чаще, И цветы сказали: «Ты почувствуй По печали розы шелестящей». Стремясь сохранить колорит востока, С.Есенин часто прибегает к стилизации восточной поэзии. Поэтому нередки конструкции с повторами. Наиболее частотны анафоры. Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она «моя»? Или: И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой…. Также:
Поцелуй названья не имеет, Поцелуй не надпись на гробах… Конструкции с повторами иногда начинают и венчают целую строфу. Шаганэ ты моя, Шаганэ!... Среди лексических средств усиления изобразительности стоит особо выделить метафоры и эпитеты. Таким образом, в цикле стихов «П.М.» Есенин использует разноуровневые средства создания экспрессивности. Многие тропы и фигуры подчинены одной цели: как можно лучше воссоздать колорит описываемой эпохи, погрузить читателя в экзотический мир Востока, отразить особенности восточной культуры и мировоззрения.