"Технология формирования навыков чтения на английском языке у дошкольников".

Автор: Огородникова Любовь Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ" Гимназия №25"
Населённый пункт: г. Ревда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технология формирования навыков чтения на английском языке у дошкольников".
Дата публикации: 15.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технология формирования навыков чтения на английском языке

у дошкольников.
Авторская технология обучения чтению начинающих представляет единство дидактических, художественных и психологических средств, обеспечивающих активизацию познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы ребенка, как наиболее эффективное средство формирования умений речевой деятельности повышенного уровня, таких как, умение оперировать связным текстом, пусть самым элементарным, и решать на его основе смысловые задачи, например, трансформировать текст. Эта технология успешно используется для подготовки учащихся субботней школы (дети 5-6 лет) к основному курсу обучения английскому языку. Использование данной технологий предусматривает решение следующих задача: 1) Организовать учебный процесс так, чтобы он проходил «без стресса и тревоги, без утомления и досады»; 2) Создать условия для активизации эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка; 3) Обеспечить увеличенный объем учебной информации для ускоренного формирования начальных умений чтения с осознанием основных правил характерных для английского языка.
Методический комментарий.
Процесс пройдет быстрее, если начать с «закрытого» слога и если осваивать буквы английского алфавита не по порядку, а по мере того, как из них можно сложить какое-нибудь простое английское слово. Итак, уже на первом уроке в гости к ребятам приходит очень симпатичная «Cat». Ребята и « Cat» обмениваются приветствиями, вежливо говорят друг другу приятные вещи ( Nice to meet you e.g.). У « Cat» на плече сумочка, она ее широко-широко открывает и достает свой любимый звук [ æ ]. Звук размещается на доске. Дети в ожидании: « Cat» собирается достать из сумочки свои любимые буквы. Без сомнения, это c , a , t . Ребята повторяют название букв за « Cat». Когда они узнают, что все вместе их можно прочесть: cat, ребята понимают, почему именно эти буквы любимые у их новой знакомой. (Достаточно сильный эмоциональный момент имеет место). Т: «Звук в середине этого слова зазвучит правильно, если мы откроем ротики так же широко, как наша знакомая открывала сумочку». Ребята с удовольствием это делают. (Таким образом, дети знакомятся с первыми 3 буквами алфавита, первым звуком и первым английским словом). Затем Т. предлагает заменить букву «С» на букву « S» и прочитать слово. Это тоже с удовольствием выполняется. В столбике появляется еще одно слово со звуком [æ] в середине, когда буква «S» меняется на букву «h». Т: звук ( h) произносим так, как это делает « Cat» , когда греет свои замерзшие лапки: 1
(h,h,h,h,h,h……) Т. и CI «дуют» на свои «замерзшие пальчики». (То, что почти все время с лиц не сходит улыбка говорит о хорошем эмоциональном настрое ребят). Таким образом, ребята научились очень быстро читать 3 первые слова: Cat Sat Hat Затем открываются заранее приготовленные столбики слов: Hat Cat Sat Sat Hat Cat Cat Sat Hat Т: кто может прочитать все 3 столбика слов без ошибок? Могут, конечно, прочитать все. Необходимо терпеливо выслушать всех детей. Очень хорошо работает прием, когда из последних слов в столбиках составляем предложение: « Cat» sat on a hat. И не просто предложение, а маленькую историю про нашу знакомую: Она проказница, оказывается, уселась на шляпу хозяйки, когда та ушла на рынок! Ребята веселятся от души: их элегантная знакомая напроказничала (им это близко и понятно). Такое умелое сочетание мыслительной и эмоциональной деятельности, дает, как правило, хороший результат: правило чтения запомнили все. На следующем уроке столбик слов можно продолжить: Cat Sat Hat Mat Rat Bat Bag Замечательно если значение слова иллюстрируется картинкой. Т. предлагает уч-ся составить свои предложения заменяя слово « Hat» в данном предложении на другое, взятое из столбика. Нужно не только прочесть предложение, но и каждый раз объяснить, что получилось. Обычно, это задание ребятам нравится. По аналогии уч-ся составляют свои предложения, усаживая « Cat» и на « rat», и на « bat» и на 2
«bag». Эти предложения ребята не только читают, но и анализируют: вычленяют в словах буквы, находят новые, считают одинаковые и т.д. Если есть в наличии карточки с буквами (их дома могут сделать сами ребята) учащимся предлагается составить слова из букв, что они выполняют с охотой. Вполне возможно уже на этом этапе написать с детьми маленький диктант. Аналогично происходит знакомство учащихся с собачонком по кличке «Spot», и с его любимым звуком [Ɔ] , и с его любимыми буквами «d» и « g». Про этого собачонка ребята тоже кое-что узнают из следующего предложения: «Spot» in not a hot dog. Снова имеет место эмоциональный момент-гарант хорошего результата. Как бы между прочим ребята прочитали слово « is», при чем без какой бы то ни было установки на то, что это новое правило. Чуть позже Т. подводит к этому учащихся. Начиная уже с этого урока можно смело пробовать петь песенку- алфавит. Музыкальный ритм делает свое дело – дети запоминают алфавит достаточно быстро. Освоив с детьми вот эти первые правила чтения, можно начинать работу с первыми синтетическими мини-текстами, в которые закладываем всю изученную информацию. Т.к. пока учащиеся читают отдельные слова, элементы текста - это еще не чтение. Истинное чтение как вид речевой деятельности существует только тогда, когда оно сформировано как речевое умение в процессе чтения читающий оперирует связным текстом, пусть самым элементарным, решая на его основе смысловые задачи. Вот пример такого мини-текста: I am Natasha. I am from Revda. I am not from Moscow. I am from Russia. I am not from America.
Moscow, Russia, America
– эти слова, введенные в таком простом контексте, запоминаются очень просто, выделяясь своей «сложной непохожестью» среди простых соседей. Налицо очевидный результат деятельности: учащиеся читают первый маленький английский текст, почти все в нем понимая (эти структуры уже отрабатывались в устной речи). Используя прием логической трансформации (которую с помощью учителя осуществляют сами учащиеся) вводим новые слова: London, a girl, a boy, Africa, Great Britan ect. Трансформировать текст можно еще и еще с введением новой лексики чтобы обеспечить легкое, обильное и интересное чтение, которое является непременным и обязательным условием успешного чтения (синтетического), что в свою очередь стимулирует мотивацию чтения (она зависит от «интересности» текстов). 3
В продолжение работы над трансформированным текстом, представляем, что оказываемся в Лондоне, где случайно становимся свидетелями милой семейной сценки: мама журит своих непоседливых детей: Dick, Syd, sit a bit! «Вернувшись» в класс, ребята делают похожие замечания друг другу: как известно, все они непоседы. Так, познакомившись с правилами чтение букв « I i», «Y y», «U u» в закрытом слоге, работаем над серией слов в столбиках: bus sit mum Dick sun a bit bun mix tin pin Непременное условие карточек со словами – «иллюстрированное толкование» значения этих слов, т.к. вся пассивная лексика может стать активной. Продолжая рассказывать о себе, вводом новое правило чтения (е в закрытом слоге) в таком предложении как I am ten. Благодаря межъязыковой интерференции уч-ся читают слово «ten» свободно. Прочитав слова: ten pen hen men Ребята разучивают песенку из курса Г.Доли: I see a pen I see a hen I see a cock I see a clock Итак, ребята отработали на практике уже достаточное количество правил чтения; настал момент, когда нужно, чтобы прозвучало само правило. Предпочтительно, чтобы оно было какое-то импровизированное. e.g. «е» это не просто буква «е» в конце слова, а это бабушка, которая приходит в гости, и хорошо знакомые буквы в ее компании звучат по- другому (так, как в алфавите). Приобретя такое знание, ребята легко читают слова, такие как: Name Take В результате, первые буквы и первые правила чтения усваиваются достаточно быстро т.к. почти в каждой учебной ситуации на уроке присутствует эмоциональный элемент. Эта база позволяет активизировать обучение чтению, и активизировать в двух направлениях: В отношении скорости и в отношении выразительности. На скорость очень хорошо «работают» карточки со словами на определенное правило чтения. Довольно длинный список слов в карточке 4
нужно прочитать за ограниченное время ( eg.15 сек.). Читать на время школьники просто обожают и делают это с азартом. С карточками такого типа: Dog Fox Frog fog etc. Можно организовать маленькие контрольные работы. Уместно проводить уроки обобщения по 2-3 правилам чтения. Они очень хорошо проходят в форме уроков-соревнований: нужно пройти по нескольким этапам-станциям. На каждом этапе ребенок читает слова на карточке (на определенное правило). Переходить на следующий этап можно в случае удачного прохождения предыдущего. Вначале Т. является «корректором» на каждом этапе, но как только уч-ся поняли суть приема, функция учителя м.б. передана сильным ученикам (тем, кто прошел все этапы). Обстановка урока-соревнования всегда очень эмоциональна, и в условиях, когда «эмоции на высоте» на каком-нибудь этапе можно дать слова с новым буквосочетанием, т.е. ввести новое правило чтения. Все хотят добраться до финиша, поэтому новое правило осваивается с моментальной быстротой. Работа над скоростью чтения имеет место не только на таких обобщающих уроках, она ведется постоянно, на каждом уроке: слова в столбиках или маленький синтетический текст читается на время. Кроме того уделяется внимание и выразительности. Выразительно читая, ребенок передает не только мысли, но и чувства. Сами того не замечая, ребята работают над скоростью чтения, когда играют в игру «наш музей». В нашем музее много разных вещей: это и лампа, это и книга, это и велосипед. Под каждым «экспонатом» лежит табличка с названием предмета. Т: Кто быстрее прочитает то, что написано на табличках? Можно «ошибаться», когда раскладываешь таблички под предметами, тогда: Т: Кто быстрее найдет мою ошибку? Работа по данной технологии дает хорошие результаты, на мой взгляд, потому, что в основе ее лежит суггестопедический метод Г. Лозанова. Суггестопедия, как известно, стремится к формированию умений речевой деятельности, которые отличаются улучшенными количественными и качественными характеристиками. На лингвистическом уровне, безусловно, наблюдается ускоренное развитие языковых способностей школьников. 5
Приложения к статье: Приложение 1 ( поурочное планирование) Приложение 2 ( иллюстрированное сопровождение к поурочному планированию ) 6