"По тропинкам времени"

Автор: Нестерова Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 14 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: План-конспект открытого занятия по краеведению.
Тема: "По тропинкам времени"
Дата публикации: 22.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ.

Учитель: Нестерова Ольга Сергеевна

Тема занятия «
По тропинкам времени».
Тип занятия:
занятие-путешествие.
Образовательная цель:
ознакомление с историей развития русских городов на примере совершенствования русской избы; формирование у детей представления о далёком прошлом своей родной земли.
Развивающая

цель:
формирование у детей образа старой Руси; расширение кругозора, словарного запаса детей; формирование новых понятий, умение объяснять их значение; развитие коммуникативных способностей, творческого мышления.
Воспитательн

ая цель:
воспитание любви к Родине и её истории; формирование уважительного отношения к товарищам.
Формирование УУД:

Личностные

действия

:
ценить и принимать историю своей страны; уважать свою Родину, ее обычаи, фольклор; развивать учебно- познавательный интерес к новому материалу; самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия:
определять цель учебной деятельности, план выполнения групповых заданий, оценивать занятие с различных сторон.
Познавательные действия:
уметь извлекать информацию, представленную в виде рассказа, иллюстрации; уметь ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия:
уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия:
тропинка, домовой, клубок, город, землянка, лучина, очаг, курный пень, наземные избы: чёрная, белая, красный терем, светец, красный угол, русская печь.

Оборудование:
компьютер, мультимединый проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для работы в группах, презентация Power point, наглядный материал (игрушка "домовёнок Кузя", волшебный сундучок, волшебный клубочек, лучина, светец, словарик, магнитные слова, магнитная карта путешествия, наливное яблочко). Ход занятия. Этап занятия Действия учителя Деятельность учащихся 1. Мотивационный этап (1-2 минуты)
Слайд 1 (природа).
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Дети слушают учителя, улыбаются друг другу, садятся на места. 2. Этап актуализации знаний (3 минуты) - Скажите, для чего дети ходят в школу? - Сегодня я проведу занятие по краеведению. Как вы думаете, что изучает краеведение? - Родной край, его историю и исторические события родной страны. - А для чего нужно знать историю? - Настоящее приходит из прошлого и начинает будущее. - Дети ходят в школу, чтобы учиться. - Родной край. Ответы детей. 3. Сообщение темы и цели занятия (7 минут) - В ходе занятия мы будем составлять словарь, который поможет в конце составить картинный план. - Сегодня мы совершим путешествие из настоящего в прошлое по тропинкам времени.
Слайд 1 (тема занятия).
- Что такое тропинка? Учитель вывешивает на доску слово «тропинка» - Как вы понимаете слова «по тропинкам времени»? Дети слушают и смотрят на экран и доску. - Это дорожка, протоптанная в поле или в лесу человеком. - По следам, по дорожкам

Слайд 1 (ворота в прошлое).
- Верно, мы пройдём тропинками, протоптанными людьми от прошлого к настоящему и познакомимся с развитием родного края на примере русской избы. - А какое сказочное или мифологическое существо, по преданиям, жило в каждом доме, помогало вести хозяйство, а иногда и шалило? Учитель вывешивает на доску слово «домовой». - Правильно. Именно домовой и поможет нам во время путешествия. Учитель показывает домовёнка Кузю. - Узнали, кто это? - У него есть волшебный сундучок, в котором спрятаны интересные предметы и задания. человека, которые он оставил в истории, во времени. - Домовой. - Кузя. 4. Работа по теме занятия. - В волшебном сундучке Кузи лежит сказочный предмет, который поможет во время путешествия. Отгадайте загадку: Я пушистый мягкий, круглый, Прокачусь я по тропинкам, Есть и хвост, но я не кот. Укажу, кто где живёт.
Слайд 1 (клубочек).
Учитель вывешивает на доску слово «клубок». - Куда клубочек покатится, туда мы и попадём. Все готовы? Тогда – в дорогу!
Слайд 1 (клубок укатился). Слайд 2 (клубок покатился к

землянке).


Нам идти, клубку катиться, Возле града на Оке. А потом остановиться Что за град, скажите мне.
Слайд 3 (изображение города).
- Клубок. - Рязань.
- Итак, мы попали в старинный город Рязань. Чем отличается это поселение от современных городов? - Дома другие, улицы без асфальта, забор по периметру. 5. Групповая словарная работа. - Подберите синоним к слову забор.
ИЗГОРОДЬ - ограда из жердей, прутьев, штакетника.

-
Возьмите белые листы. На них перечислены слова (городить, Рязань, загородка, забор, частокол, городище, городничий). Выберите из них однокоренные к слову
изгородь
. - В какой части этих слов заключено общее лексическое значение? - Изгородь. - Городить, загородка, городище, городничий. - В корне
-город-
. 6. Беседа по теме занятия. - Что же такое «город»? - Для чего нужно было огораживать поселение? Учитель вывешивает на доску слово «город». - Что ещё служило дополнительной охраной древнему городу? - С той стороны, где не было реки жители древнего города рыли рвы. - Подумайте, есть ли ещё причины расположения города возле реки? Какие? - Посмотрите на рисунок и попробуйте догадаться, чем ещё занимались жители древней Рязани? - Обратите внимание на дома наших предков на переднем плане. Это землянки. Учитель вывешивает на доску слово «землянка». - Почему она так называется?
Слайд 4 (землянки).
- Правильно, над землёй находилась только крыша. Пол - утоптанная почва (иногда деревянный настил). Окон не было.
Слайд 4 (лучина).
- Это поселение огороженное со всех сторон. - Чтобы защитить от врагов. - Река и возвышенность, на которой расположен город. - Река – это источник пищи, быстрый способ передвижения. - Рыболовство, скотоводство, охота, земледелие. - Жилое помещение находится под землёй.
- Электричества не было. Освещалось помещение или светом, проникающим сквозь дверной проём, или при помощи лучины (щепки). Учитель вывешивает на доску слова "лучина" и "светец". - Как вы думаете, думаете, такое жильё было тёплым или холодным? - Как же обогревалось помещение? - Верно, печка была в каждой землянке, тогда её называли очагом. Учитель вывешивает на доску слово «очаг». - Трубы в доме не было, и весь дым оставался в землянке. От копоти потолки становились чёрными. Такие жилища назывались курными или чёрными.
Слайд 5 (карта, колобок катится).
- Покидаем землянки. - Холодным. - При помощи печки. 7. Работа по теме занятия. - После землянок люди стали строить наземные избы.
Слайд 6

(наземные избы).
Учитель вывешивает на доску карточку «наземные избы». - И мы их сейчас увидим. Ставили такие избы на курные пни. Учитель вывешивает на доску слово «курный пень». - Чтобы хоть как-то защитить свой организм от дыма, в домах появляются небольшие окна без стёкол. Некоторые люди начинают строить в домах большие печки, но без трубы. Дети слушают. 8. Практическая групповая работа.
Слайд 7 (карта) .
- И покатился наш клубочек дальше. Посмотрите: он перепрыгнул речку. А как же нам переправиться на другой берег? А поможет нам Кузька. Если вы в группах правильно выполните задание на голубом листе, то окажитесь на противоположном берегу. Дети выполняют задание (лодка Феди).
Задание: Толик, Федя и Гаврюша свои лодки у берега поставили. Лодка Феди и Гаврюши рядом стоят, а лодка Толика и лодка Гаврюши - не рядом. Угадай: чья лодка стоит посередине? Пока ученики выполняют задание на листах, учитель убирает Кузю. 9. Физкультминутка. - А где же Кузя? Его украла Баба Яга. Где же она живёт?
Слайд 7 (клубок добежал до дремучего леса).
- Да, клубочек привёл нас в дремучий лес к избушке на курьих ножках (курных пнях). Но Баба Яга у нас, в отличие от русских народных сказок добрая и весёлая. Она отпустит Кузю, если вы станцуете с ней и с её сестрой.
Слайд 8 (разминка).
- В дремучем лесу. Дети смотрят на экран и повторяют движения за Бабой Ягой. 10. Работа по теме занятия. - Отдохнули, станцевали и побежали дальше по тропинкам времени вслед за клубочком.
Слайд 9 (карта). Слайд 10 (белая и красная избы).
- У более зажиточных (богатых) людей появляются печи с трубами, и дым теперь не скапливается в доме, а выходит наружу. Такие избы называются белыми. - А ещё были красные терема. Как вы думаете, почему их так называли? Может быть их красили в красный цвет? Сравните внешний вид белой избы и красного терема. Учитель вывешивает на доску слова «белая изба, красный терем, русская печь». - Верно, в старину слово «красный» обозначало "красивый". - В красных теремах уже есть настоящие окна со стёклами. Дети слушают. - Красный терем украшен резьбой, он более красивый. 11. Работа в - На розовых листах написано задание (Узнать, в каком доме живёт Дети выполняют задание.
группах. Гаврюша?). Группа, справившаяся с ним поднимает сигнальную карточку. 12. Итог занятия. - Как быстро вы справились с заданием! Молодцы! - Посмотрите на экран.
Слайд 11 (клубок вернулся в современный

город).
Клубочек хорошо трудился и в наше время возвратился. - На карте появились тропинки, по которым мы совершили путешествие во времени. И опять вернулись в наши дни. - Обратимся к нашему словарю: с какими понятиями мы познакомились? Что они обозначают?
Составление картинного плана.
- Что нового вы узнали? Что уже было известно? - Что вам больше всего запомнилось? Понравилось? - Получилось ли у нас путешествие по тропинкам времени? Дети читают новую лексику и объясняют значение слов. Ученики отвечают на вопросы. 13. Рефлексия. - Какое настроение у вас после занятия? - В путешествии нам помогал домовёнок Кузя. Мы должны его как-то отблагодарить? - Кузя любит путешествовать. Но в прошлом он уже был, а в будущем – нет. Какой сказочный предмет помогает увидеть что-то на расстоянии? В саду на дереве растёт Я подскажу: на букву "Я" Красивый, вкусный, сочный плод. Он начинается друзья. - По какому предмету каталось наливное яблочко в сказках? - На ваших столах лежат разноцветные яблоки. Обсудите в группах, понравилось ли вам занятие? Если очень понравилось, то прикрепите Дети отвечают. - Яблоко.
на блюдечко розовый плод. Если вы к нему относитесь равнодушно, то прикрепите жёлтое яблоко. А если совсем не понравилось, то зелёное. - Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо, занятие окончено. - По золотому блюдечку. Дети выходят и прикрепляют свои плоды.