"Адаптационное занятие для пятиклассников"

Автор: Гуреева Ирина Витальевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКОУ "Волгоградская школа-интернат "Надежда"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: конспект
Тема: "Адаптационное занятие для пятиклассников"
Дата публикации: 16.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Адаптационное занятие для пятиклассников
Личность – тайна одного, Любовь – тайна двух, а всеобщий коллектив как исторический организм, Вечно стремящийся себя утвердить, - Это тайна не одного, не двух и не трех, но тайна всего человечества. А.Ф.Лосев
Цель:
создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
Задачи:
1. Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим. 2. Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей. 3. Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере. 4. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.
Оборудование:
набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой планеты, звезды, макеты материков, набор магнитов, магнитофон, диск с инструментальной музыкой, мягкая игрушка, памятка «черты характера».
Ход занятия

Вводная часть.
Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное занятие, я надеюсь, что мы проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой. Упражнение «Знакомство». Давайте познакомимся поближе. Встаньте в круг. Сейчас мы будем передавать по кругу мягкую игрушку. Получив ее, пожалуйста, назовите свое имя (или, как вы хотите, чтобы мы вас ласково называли, привычно для вас) и то, что вы больше всего любите делать, свое хобби, чем увлекаетесь, кем мечтаете стать. Итак, мы с вами немножко познакомились. Упражнение «Аплодисменты по кругу». Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный класс, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из одноклассников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»
Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали в ожидании аплодисментов? Что чувствовали, когда аплодисменты звучали для вас?
Основная часть.
Деление на группы, работа в группах. Сейчас нам предстоит интересная работа, чтобы лучше ее выполнить, предлагаю разбиться на группы. Сделаем мы это с помощью наклеек с разными рисунками. Выберите себе наклейку с каким-либо изображением, можете приклеить ее себе на одежду или визитку. Спасибо! Прошу занять место за столом, на котором есть такая же наклейка, и продолжим знакомство. Ребята, мы знакомы с вами слишком короткое время, и вы для меня одна большая загадка. Приоткроем занавес вашей души и постараемся разгадать, какой каждый из вас и какие вы все вместе? Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите, какой вы есть, по вашему мнению, но так, чтобы это начиналось с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники группы помогут друг другу в подборе таких качеств. Если не нравится качество, начинающееся с буквы имени или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества. При затруднении выдать памятку «Какой Я» (Приложение). Кто-либо из группы представляет остальных участников. Спасибо! Итак, сделан первый шаг, чтобы загадка «Какой я? И какие мы вместе?» была разгадана. Игра «Создаем материки». Психолог рисует на доске круг. Как вы думаете, на что это похоже? После ответов детей психолог дорисовывает (наклеивает) звезды за кругом. Что же это теперь? Да, это ПЛАНЕТА. Затем вывешивает заготовленный заранее ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта. Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал удивительную историю о Маленьком Принце, написал в своей книге, что их даже в телескоп трудно разглядеть. Сегодня я предлагаю вам создать планету, которой нет на свете. ЭТО ПЛАНЕТА МОЕГО КЛАССА. Так будет называться проект, который мы с вами сегодня создадим. На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, каково будет их количество – это зависит только от вашей фантазии. Ребята, я знаю, что с некоторыми своими одноклассниками вы учитесь не первый год, а с другими близко познакомились только в этом учебном году. Общаясь, вы узнаете друг друга, поэтому вполне уместен на планете МАТЕРИК ОБЩЕНИЯ. В школе главной вашей работой является учеба. Следующий материк – МАТЕРИК УЧЕНИЯ. У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, кинофильмы, коллекционирование – это МАТЕРИК ИНТЕРЕСОВ. Вы любите развлекаться: вместе гулять, кататься на велосипеде, на санках с горки, ходить друг к другу в гости – у нас будет МАТЕРИК РАЗВЛЕЧЕНИЙ. Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет МАТЕРИК МЕЧТЫ. А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа. Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний. учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и ваших друзей, знакомых.
Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты. Решения могут быть очень разнообразными. (Звучит легкая инструментальная музыка). Презентация материков. По одному представителю от каждой группы выходят к доске и представляют макет своего материка. Ребята высказывают свои предложения и дополнения. Материки размещаются на планете. Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕГО КЛАССА. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом.
Заключительная часть.
Упражнение «Спасибо за приятный день». Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, и завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Если представится возможность, постараться тоже оказаться в центре круга. Этим игра и завершается.
Рефлексия занятия.
1. Какое настроение было у вас во время занятия? 2. Что понравилось больше всего? 3. Было ли что-то, что не понравилось? 4. Узнали ли для себя что-то новое на занятии?
Список литературы
1. К.Фопель / Как научить детей сотрудничать // М.: Генезис, 2001 2. Е.Вахромов / Построй свою Вселенную // Школьный психолог, № 48-2001 3. Э.Савинова / Я + ты = мы // Программа практикума по эмоциональному сплочению членов группы (класса)// Школьный психолог, № 11 - 2006
приложение
Памятка «Какой Я?»
Азартный Аккуратный Активный Благородный Благосклонный Быстрый Веселый Вежливый Внимательный Волевой Гениальный Гибкий Голосистый Гордый Деликатный Деловой Дерзкий Добродушный Доброжелательный Егоза Жалостливый Железный характер Заботливый Звонкоголосый Изящный Интересный Искренний Капризуля Красивый Ласковый Ловкий Любопытный Милый Молодец Мужественный Надежный Напористый Настойчивый Необычный Новый Опрятный Отважный Отзывчивый Открытый Отчаянный Порядочный Правдивый Преданный Работящий Разумный Робкий Радостный Самостоятельный Самый-самый Сердечный Стойкий Счастливый Талантливый Терпеливый Трудолюбивый Уважительный Удачливый Умный Упорный Фантазер Физически сильный Храбрый Хранитель тайн Человеколюбивый Чудесный Чуткий Шаловливый Щедрый Эмоциональный Юркий